Григорий Иоффе
Перекочевавшая в наше время из глубин газетных веков рубрика "Почему так названы?" и сегодня, уже в интернете, столь же популярна, как и прежде. Нет предела человеческому любопытству. Именно любопытство делает человека человеком, развивает его мысль, и, в конце концов, есть и будет главным побудителем развития человечества. Идет ли речь о самых современных технологиях, или о непостижимых уму проделках дикарей на одиноком острове в Тихом океане.
Так почему же именно так назван остров Пасхи? И как люди, населявшие его, оторванные от всего остального мира, умудрились создать и расставить по всему острову сотни гигантских каменных идолов?
Если ответ на первый вопрос науке, как сказал бы один всем нам знакомый лектор по распространению, известен, то со вторым - все гораздо сложнее. Уже не первый век ищут на него ответ исследователи разных областей знания. И уже не один год ищет этот ответ инженер-кораблестроитель Александр Пестун, рассматривая эту проблемы со своей, инженерной колокольни. И, кажется, проблему эту он решил...
За книгой "Моаи острова Пасхи" (2016) издательство "Петербург - ХХI век" выпустило еще две: "Остров Пасхи. Люди, Камни, Солнце" (2017) и "Остров Пасхи. Миражи в тумане Тайны" (2022).
Читатель, который в них заглянет, узнает не только об истории острова и об истории расследований его загадок, но и станет сооткрывателем главной тайны острова Пасхи - тайны моаи.
"Какая неведомая сила вырвала эти многотонные чудища из толщи горной породы и перенесла за многие километры, расставив их по всему острову? Это мана – утверждают местные предания и легенды. Кто и как смог закинуть на голову этих истуканов многометрового роста неподъемные шапки? Молчат плотно сжатые каменные губы идолов. Что за апокалипсис уничтожил эту уникальную цивилизацию, представители которой владели всемогущей энергией маны?"
Обо всем об этом вы узнаете, прочитав книги Александра Пестуна. А сегодня, заглянув под обложку его первой книги, вернемся к начальному вопросу: почему же все-таки остров Пасхи?
Конец затворничества
В начале апреля 1722 года голландская флотилия из трех кораблей Вест-Индской компании («Аренд», «Тинховен» и флагман «Африканская галера»), вспарывая бушпритами гребни тихоокеанских волн, сквозь непогоду шла ранее проложенным курсом в поисках легендарной Южной земли.
Утром 5 апреля, в первый день христианской Пасхи, с флагманского корабля Якоба Роггевена заметили небольшой скалистый остров посреди самой пустынной части Тихого океана. Новооткрытую землю торжественно нарекли островом Пасхи. Из-за непогоды парусники простояли на якоре у северного берега четыре дня, и только 10 апреля сто пятьдесят моряков и солдат высадились на берег и пробыли там весь день. Их приветливо встретили рослые жители, похожие на полинезийцев, среди которых голландцы с удивлением увидели туземцев с почти черной, красноватой и даже белой кожей. Совершенно европейский облик имел и посетивший корабль представитель местного руководства, который держался с большим достоинством и отличался от моряков разве что экзотическим дикарским одеянием и длинными, свисающими до самых плеч, мочками ушей, в которые были вставлены какие-то тяжелые белые клубни.
Первооткрывателей более всего поразили колоссальные каменные статуи, во множестве возвышавшиеся на берегу. На головах многих из них были установлены огромные темно-красные короны, похожие на корзины. И было совершенно непонятно, каким образом туземцы смогли создать и воздвигнуть этих истуканов. При ближайшем рассмотрении Роггевен решил, что все объясняется крайне просто: они слеплены на месте из глины, в которую для красоты и прочности вкраплены булыжники.
Впрочем, предоставим слово участнику первой документированной встречи европейцев с «островом великанов» – командиру отряда морской пехоты Карлу-Фридриху Беренсу.
«Наша “Африканская галера”, – писал он в своей книге “Испытанный южанин. Путешествие по южным странам и вокруг света в 1721–1722 годы”, – близко подошла к берегу и отрапортовала, что остров производит впечатление очень плодородного и, вероятно, населен, так как местами виден дым. На следующий день наши корабли направились туда, чтобы отыскать гавань, и в расстоянии двух миль от берега встретили индейца, который плыл навстречу в маленьком челноке; мы взяли его на борт и одарили его кораллами и другими безделками, каковые он навесил себе на шею вместе с сушеной рыбой... Он был довольно высок и силен, имел бодрый вид и недурные черты лица и отличался приятностью в речах и обращении... Он, казалось, неохотно расставался с нами, поднял руки вверх, повернул глаза к берегу и стал кричать: “О доррога! О доррога!”... Я безусловно считаю, что упомянутыми громкими криками он призывал своего бога, и действительно, мы впоследствии увидали идолов, которые стояли на берегу в большом количестве... Туземцы тысячами плавали вокруг кораблей, некоторые на маленьких лодках или челноках: они принесли нам сырых и жареных кур и много корнеплодов, а на берегу они метались взад и вперед, как звери. Другие же уселись кучками, человек по пятьдесят или сто, и смотрели на наши корабли частью из любопытства, частью чтобы выведать, зачем мы туда приехали. Перед идолами они развели много огней, чтобы приносить жертвы, а может быть и молиться. ...В тех местах, куда мы проникли, мы не встретили никаких животных, если не считать разных пород птиц... Для своего пропитания индейцы, по-видимому, обрабатывают землю: по крайней мере, все было засеяно и в цвету; луга и пашни весьма аккуратно отмежеваны и отменно возделаны... Тела они расписывали всяческими птицами и диковинными зверями, но всегда один лучше другого. Большинство женщин размалевывали лица красной краской, такой яркой, какой нам никогда видеть не приходилось; но мы не могли узнать, из чего делают эту чудесную краску. Все женщины носили красные и белые покрывала, а также маленькие шляпы из соломы или камыша... Идолы были высечены из камня в виде людей с длинными ушами и короной на голове, но сделаны они были весьма искусно, чему мы немало дивились».
Остров Пасхи – не единственное название этого тысячелетиями изолированного места планеты. Аборигены называли его Мата-ки-те-Раги, что в переводе значит «глаза, смотрящие в небо» или Те-Пито-о-те-хенуа – «пуп земли». Джеймс Кук назвал его Теапи, а Гонсалес Дон Фелипе в честь короля Испании нарек островом Сан-Карлос. Теперешнее местное название острова – Рапа-Нуи, или «Великий Рапа», которое когда-то в основном использовалось китобоями. После Роггевена на острове побывали десятки представителей загоризонтных цивилизаций: мореплаватели, работорговцы, авантюристы, бизнесмены, миссионеры. Результаты их контактов с островитянами не очень утешительны – древние знания не перенимались, коренное население оказалось на грани исчезновения, уничтожены были многие артефакты, зато остались многочисленные загадки. Только с начала двадцатого века остров начали посещать первые исследователи. Его известность и интерес к нему широкой публики стали возрастать. На сегодняшний день в свет вышли сотни публикаций, посвященных вопросам острова Пасхи и, чтобы не утруждать читателя пересказами и повторами уже известных фактов, хочу предложить ему предпринять самостоятельный увлекательный их поиск в бескрайних просторах библиотек и Интернета.
А пока - в небольшое путешествие по острову Пасхи нас приглашает фотограф и путешественник Олег Сергеев.
А также:
Книги Александра Пестуна можно приобрести в интернет-магазине OZON и Издательском центре "Гуманитарная академия".