Мажорные тональности обозначаются заглавной буквой и словом dur, а минорные – маленькой буквой и словом moll. Например, ля мажор – это A-dur, а соль минор – g-moll. Если произведение написано в какой-нибудь тональности, то бемоли и диезы у нот будут соответствовать гамме. Поэтому знаки тональности пишут «при ключе», они действуют на протяжении всего произведения или до их смены. Ключевые знаки для тональностей соль-минор и ля-мажор запишутся так:
Знаки при ключе появляются не произвольно, а по определённой закономерности. В тональностях до-мажор и ля-минор ключевых знаков нет. А дальше, если тоника идёт на квинту вверх, то добавляется один диез, а если на квинту вниз – то один бемоль. Получаются такие таблички:
Мажорная тональностьМинорная тональностьЗнакиС-dur (до мажор)a-moll (ля минор)нет знаковG-dur (соль мажор)e-moll (ми минор)1 диезD-dur (ре мажор)h-moll (си минор)2 диезаA-dur (ля мажор)fis-moll (фа-диез минор)3 диезаE-dur (ми мажор)cis-moll (до-диез минор)4 диезаH-dur (си мажор)gis-moll (соль-диез минор)5 диезовFis-dur (фа-диез мажор)dis-moll (ре-диез минор)6 диезов
Мажорная тональностьМинорная тональностьЗнакиС-dur (до мажор)a-moll (ля минор)нет знаковF-dur (фа мажор )d-moll (ре минор)1 бемольB-dur (си-бемоль мажор)g-moll (соль минор)2 бемоляEs-dur (ми-бемоль мажор)c-moll (до минор)3 бемоляAs-dur (ля-бемоль мажор)f-moll (фа минор)4 бемоляDes-dur (ре-бемоль мажор)b-moll (си-бемоль минор)5 бемолейGes-dur (соль-бемоль мажор)es-moll (ми-бемоль минор)6 бемолей
Сами знаки тоже появляются по квинтовому порядку. Порядок появления диезов: фа – до – соль – ре – ля – ми – си, порядок появления бемолей обратный: си – ми – ля – ре – соль – до – фа. Его лучше просто запомнить как считалку. Теперь попробуем определить знаки какой-нибудь тональности, например, фа-диез минор. Смотрим по табличке, что в этой тональности 3 диеза. Если таблички под рукой нет, то надо взять ноту ля и от неё строить квинты, пока не дойдём до фа-диеза. Для мажорных тональностей начинаем от ноты до. Потом берём порядок появления диезов и отсчитываем три: фа – до – соль. В таком порядке их и пишем при ключе:
Минорные и мажорные тональности с одинаковыми знаками называются параллельными. Например, ля мажор параллелен фа-диез минору, а си-бемоль мажор – соль минору. Параллельные тональности отстоят друг от друга на малую терцию.
Все эти таблички и рассуждения можно объединить в одном рисунке, это называется квинтовый круг тональностей. Картинку я взял из Википедии. На этом или аналогичном круге вы всегда сможете определить, в какой тональности сколько знаков.
Квинтовый круг часто печатают на обложках нотных тетрадей, потому что это действительно полезная штука. Но со временем, если вы будете часто играть гаммы, читать нотный текст и определять тональности, это запомнится до автоматизма. Чтобы определить тональность произведения, посмотрите на ключевые знаки и последнюю ноту. Обычно произведение заканчивается на тонике. Поэтому если в нотах при ключе один бемоль, а последняя нижняя нота фа, то тональность фа мажор, а если последняя нота ре, то ре минор.
Источник - https://www.kharin.info/music-theory/14-tonality/