«Голда. Судный День»
#Голда, #кинообзор, #фильм, #байопик, #Израиль, #история, #автобиос, #Палестина, #СуднаяНочь, #война, #ЖенщинаПоИмениГолда, #Украина
По поводу фильма сказать и нечего особо – да и всё, что можно, уже сказали и не раз – не обошлось и без панической активности оскорбленных в скрепных чувствах, какие-то «офицеры России» поспешили немедленно заказать проверку на предмет «неприкрытой русофобии», «пропагандистского продукта британской киноиндустрии, попытку английских сценаристов и режиссеров внести раскол в российское общество, в том числе по этническому и религиозному принципу» и тому подобный бутор и шлак.
Комментировать это ну совсем уж скучно, посему попущусь-ка вольными размышлениями на связанные темы.
Для начала это не совсем байопик, то есть не очень-то и за Голду фильмец. Насчёт исторической достоверности не знаю, да это и не особо в нынешний момент важно (смешные претензии вышеупомянутых хайпожоров имеют весомость разве что для уровня информированности … яслей, наверное?). Особенно любопытно во всей этой истории вот что - как евреи, у которых уже четверть века как было своё созданное из ничего государство, могли проебать внезапную атаку? По версии сценаристов фильма, секретная линия разведслужб была просто выключена. По историческим свидетельствам, в Израиле тогда и в самом деле существовало «головокружение от успехов» этой самой разведки и боязнь нанести превентивный удар из-за международного общественного мнения.
Впрочем, после такого же проёба 82,5 года назад Сталиным гитлеровского вторжения в СССР, несмотря на многочисленные упреждающие сообщения разведки, повторившаяся спустя 50 лет в государстве с самой современной армией мира Судная Ночь уже не удивляет.
Озвучиваемые варианты типа раздрая во властных группировках, привычности к постоянным атакам или головокружением от Бибишных обещаний для меня, человека извнешнего, как-то неубедительны. Вероятно, израильтяне видят всё иначе. А злопыхатели Израиля и вовсе винят его самого во всём, как провокатора попытки очередной победоносной войны, да и вовсе кровожадного фашиста.
Реакция моя была и остаётся по тональности, насыщенности и ощущениям примерно такая же, как и на начало антиукраинской войны. И эта параллель сама по себе любопытна, и вот почему.
По большому счёту, ни к Украине, ни к Израилю я не имею никакого прямого и реального отношения. С косвенным же история хитрая. Не секрет, что в своё время я был искренним дугенератом и считал АГД если не учителем или чем-то вроде того, то, как минимум, персональным культуртрегером. Собственно, считаю во многом и сейчас – именно он через свои активности – книги, лекции, Finis Mundi, учеников и коллег открыл для меня многие феномены культуры, сразу и оптом, повлиявшие на формирование моего экзистенциального бэкграунда и мировосприятия. Именно за это – контр- и маргинальная (на тот момент) культура плюс евразийство и благодарен Гельичу, а его призывы убивать кого бы то ни было до начала СВО не воспринимал иначе как ораторские или художественные приёмы, в духе «Кровавого навета» Ганса Зиверса или пассажей из «Консервативной Революции».
С другой стороны, западная культура, реалии, геополитическая ориентация никогда не интересовали, не были близки – ещё один плюс за евразийство, хоть и помимо Гельича. Всегда тянуло только и исключительно на Восток. Посему и Украина в поле зрения как-то вообще не попадала – был в Крыму один раз лет двадцать назад несколько дней. Но, видать, карма своё возьмёт и не спросит, и сначала жена оказалась наполовину хохлушкой (по выражению тёщи), а потом благодаря всепронизывающей сети обнаружилось и множество френдов, преимущественно буддистов, из Незалежной.
А возвращаясь к фильме… Да, Голда, хорошо исполненная Хелен Миррен – типичная еврейская дама-во-власти родом из Российской Империи со всеми вытекающими – и любовью-состраданием к своему народу, и умеренным цинизмом, и необходимой жертвенностью, и умелым политиканством – что-то типа гибрида Раневской с Тэтчер. Все же помнят этот знаменитый анекдот про Киссинджера и чтение справа налево? На самом деле, как рассказывает Анита Шапира в «Истории Израиля», Голда лично выпросила технику у Никсона, и тот, несмотря на Уотергейт и вьетнамскую войну, всё же помог… .
Похоже, она и правда дымила вовсю, но беспрерывно курить0, вплоть до посмертной койки, так, что табачный дым стал своего рода фоновой картинкой фильма, и около пачки в день, согласно историкам, сильно раличны… . Коллективные сцены же, что военных совещаний, что судебного разбирательства также вполне ожиданны и предсказуемы. И типично еврейские, да – в первых все высказываются, Голда решает. Во-вторых, обсасывают какие-то мелкие детали и задают глупые в сущности вопросы – будто бы судьям всё это и так не было известно?
Одним словом, зрелище на любителя. А тот факт, что посвящено оно «всем мужчинам и женщинам, сражавшимся и погибшим в войне Судного Дня» (не их ли символизируют трупики птиц в больничном коридоре в последних кадрах?), и вышедшая так же незадолго до событий прошлого года «История Израиля» на русском, как бы не то что намекает, но вновь поднимает вопросы… скажем так, о синхроничности.)
P.S.: Конечно же, по своему обнакновению, узнав о другом фильме о Голде 40-летней давности, заценил и его. По сравнению с новым – с одной стороны, вроде бы как по горячим следам снято, Ингрид Бергман (последняя роль незадолго до смерти), все дела. С другой – зашкваривающая своей пасторально-идиллической наивностью картинка, даже название дурацкое, сами понимаете, на что похожее, как будто не 82-го года фильм, а 62 или даже 52-го – «Женщина по имени Голда». С другой стороны, эта идиллическая наивность и подвыкупает, и этой Голде верится и её проникаешься куда боле, чем «новой», в исполнении Хелен Миррен, почти до слёз. Хоть и не скажу, что за что-то предпочитаю ИБ ХМ, тем паче, что более «прилизанная» Голда 82-года и вовсе на мою тёщу похожа, бггг, а вот тем не менее, да. И, опять-таки, на любителя.