Новый год встретили. Рождество Христово отметили. Пора входить в привычную колею. Хотя впереди еще Старый Новый год, за ним Крещение... Бабушка говорила примерно так: "Кажный день праздник. То Хралки, то Бариски... А работать все одно надо". Она вела хозяйство. И, думаю, на ней все держалось.
Почему так думаю? А очень просто. Не стало бабушки (умерла она в декабре 1973 года, я училась тогда в пятом классе), и корову продали...
Сейчас у пенсионеров тоже забот хватает. Вот хоть рассказки писать, себя и людей тешить (шутка!).
Утро сегодня не задалось. Крышку разбила от керамической посудины. Так что в руки лучше ничего ценного не брать. Возвращаюсь к семейному альбому.
Кто помнит, собиралась я показать снимки, сделанные отцом в Кандалакше.
В этом северном городке отец работал с 1952 по 1959-й, в Кандалакшской дистанции связи Кировской железной дороги. А что самое примечательное для фотографа-любителя? Конечно, река и мост через нее.
В Кандалакше протекает река Нива. Свое начало она берет в озере Имандра и впадает в Кандалакшский залив Белого моря. На всей длине Нивы (36 км) около полутора сотен порогов и порожков. В свое время на реке был построен каскад гидроэлектростанций, после ГЭС-3 (завершилось строительство в 1949-м) основной объем воды был пущен по каналу, так что русло в районе города заметно обмелело. Но, судя по снимкам, весной река в силе.
Эти фотографии сделаны в пятидесятые годы.
Отец подписал фамилии тех, кого заснял. Видимо, друзья.
В Кандалакше родилась моя сестра. И в 2012 году мы там побывали. Отец побоялся ехать с нами, а жаль. Для контраста покажу снимки, сделанные тогда.
Стоишь на берегу, смотришь и не понимаешь, вода течет по камням или камни по воде...
Ощущение необычное. Завораживает. Я понимаю, что жители города к таким пейзажам привыкли, а нам было в диковинку.
В Кандалакше познакомились мои родители. Мама родом из псковской глубинки, красавица была в молодости.
Вы не думайте, что я допустила ошибку в фамилии матери. Нет. Так ее (она самая младшая) в сельсовете зарегистрировали - ГусОкова, те еще грамотеи были. Старший брат был Гусаков, а средний вовсе Павлов, фамилию образовали от имени отца Гусакова Павла Кузьмича (моего деда). В родне у нас это не единственное чудо. Бабушка у меня Семенова, она еще до революции родилась (в 1895-м), все ее братья и сестры были Семеновы. Писались по отцу - дети Семена, значит, Семеновы. А вот самая младшая из сестер Анна (1921 г.р.) вдруг оказалась Осипова. Что взбрело сельсоветским деятелям, не могу знать, но фамилию они образовали от имени их деда Осипа (моего прадеда). Да, это не дворянские родословные. Тут попробуй разобраться, голову сломаешь. Но это я отвлеклась.
Как судьба занесла маму на Север, сейчас расскажу. В Кандалакше в железнодорожном депо работал старший брат, дядя Ваня (Гусаков Иван Павлович). Когда у него было уже два сына, сестра (мама моя) приехала в няньки. А уж в Кандалакше родители и познакомились. Дядя Ваня слово замолвил, мол, Женька надежный, не прогадаешь. Поженились они 12 июня 1955-го. В августе 1956-го родили первую дочку.
Мама рассказывала, что они дружили с соседями, у которых были две дочки - Рая и Надя. Вот они и нас так назвали.
В Кандалакшу и бабушка приезжала.
С именами у нас тоже интересно. Младшую бабушкину сестру звали Анна. Мама у меня Аня. И братья ее женились на Аннах. Крестную мою звали Анна (мамина троюродная сестра). В новом поколении тоже есть Аня - так мы назвали среднюю дочь. А если смотреть шире, то у одной из папиных племянниц тоже дочь Аня. Популярнейшее имя! Только в деревне маму называли Нюрой.
Завершу сегодняшний рассказ еще одной фотографией, которую мама прислала бабушке из Кандалакши.
А фотографий в альбоме еще много, если не утомила, расскажу и о других, что знаю.