Моему мужу баня противопоказана из-за гипертонической болезни и других хронических заболеваний. Но он и без этого её не любит – да о чём вообще речь, если его просто помыться то иной раз проблематично отправить. Поэтому и на даче у нас только душ, а бани нет – муж не видит в ней необходимости. А я люблю баню. Не обязательно чтоб с паром и вениками – главное, чтоб была возможность просто спокойно полежать на полке в жаркой парилке, пропотеть, а потом ополоснувшись в душе, нырнуть в умеренно прохладный бассейн, пусть даже маленький. Нет, если с паром и вениками, то вообще кайф, но и без этого тоже хорошо. В последнее время не удаётся попасть баню – во-первых, нет компании, а во-вторых, у меня нет такого проверенного места, общественной бани, которую можно было бы посещать без компании. Хожу в городской бассейн, там есть парилка – но, во-первых, она открыта не всегда, а во-вторых, всё-таки те 45 минут, которые длится плавательный сеанс, разумнее тратить именно на плавание.
К бане я пристрастилась на своей первой работе, об этом кое-что написано вот в этой статье:
Вкратце: на кафедре была банная компания женщин-преподавательниц. Баня (а точнее сауна) располагалась в подвальном этаже студенческого спорткомплекса университета, вот её мы еженедельно и посещали. Там была парилка, душевая, маленький бассейн, санузел, комната для чаепитий и раздевалка. Изначально сауна предназначалась для университетской баскетбольной команды, но её могли посещать и сотрудники университета. С нашей кафедры еженедельно посещали сауну 5 человек, включая меня, и ещё 4-5 человек ходили нерегулярно. Две наши «завсегдатайницы» умели правильно заготавливать веники, с удовольствием это делали, приносили их в баню и парили себя, друг дружку и всех желающих. Вот тогда я и прониклась баней и более 10 лет еженедельно её посещала.
Кто-то скажет, что сауна и настоящая деревенская баня – не одно и тоже. Так я и не спорю. Просто вкусить в полной мере настоящую деревенскую баню как-то не пришлось. Не сказать, что я в такой бане не бывала – бывала, но очень мало. Бо́льшая часть посещений деревенской бани пришлась на детские годы, когда мы с мамой ездили в гости к её сестре, тёте Нине. Об этих поездках я писала в этой статье:
Никакого особого удовольствия в посещении бани я тогда не видела, скорее наоборот. Мне, городской девочке, не нравилось находиться нагишом в бане с окошком – всё время вертелась мысль, что кто-то может в это окошко подглядывать. Не нравилось, что голове жарко, а ногам холодно. Не нравилось, что нет душа, что ополоснуться можно только из тазика. Кроме того, я там несколько раз обжигалась, случайно касаясь конечностями бака с кипятком – ничего серьёзного, но неприятно. Во взрослом возрасте побывать в настоящей деревенской бане пришлось буквально два раза. Один раз у дальних родственников, по случаю – но там сама парилка была крохотная, не развернуться, а нас, взрослых баб, туда набилось аж 5 штук – не полежишь, да и потолок там был аварийный, грозил вот-вот упасть и завалить собой всех присутствующих – просто посидели чуток, потрындели, потом немного сумбурно похлопались вениками, водой облились, да и выскочили. А второй раз тоже по случаю, у других родственников – там баня была в процессе достройки: предбанник был готов, печка установлена и работала, полки в парилке установлены, но обшивка парилки была не закончена и пол недоделан, в тазы воду наливали из-под крана, но при этом душ был ещё не подключен – всё вместе это тоже как-то не впечатлило.
Вспоминая ту тёткину баню из детства, думаю, что сейчас мне бы там понравилось, хотя окошко я бы всё-таки чем-то закрывала изнутри. Дело в том, что тёткина баня почему-то стояла отдельно – не в огороде или во дворе, где все сараи и коровник с курятником, а перед воротами, на улице. Поэтому кто хочешь мог подойти и посмотреть в окошко, которое, кстати, хоть и маленькое, но зато оно находилось как раз на высоте головы взрослого человека. Почему так строили – не знаю. Хотя положение бани отдельно от других построек вполне объяснимо – наверно так строили потому, что пожара боялись: типа если уж сгорит, то только баня, а остальное пожар не затронет. Ведь только на моей памяти тётка с дядькой эту баню перестраивали два раза (два, Карл!), оба раза после пожара, а сколько раз до этого – неизвестно. Мама рассказывала, что тётка регулярно самогон в бане гнала, и пожары именно из-за этого бывали, по недосмотру.
Ещё помню, в детстве, когда летом отключали горячую воду (это 70-80-е годы прошлого века – тогда летом воду отключали на месяц, а не на 10 дней, как сейчас), мама со мной иногда ездила в общественную баню, чтоб нормально помыться под горячей водой. Всех подробностей не помню, но там тоже была парилка, очень жаркая – мы с мамой долго там сидеть не могли, выскакивали. Ещё помню: в помывочной были гранитные скамейки на металлических ножках, вмонтированных в пол, краны, торчащие из стен, из которых наливали воду в оцинкованные тазики, на одной стене сверху были две душевые лейки, чтоб ополаскиваться под душем после парилки, и главное – вокруг много голых женщин, в основном пожилых, в мыле, трущихся мочалками и окатывающих себя водой из тазиков. Мама всё время боялась, что из одежды и сумки, которые оставлялись в раздевалке, что-то пропадёт, поэтому долго мы там не находились – немножко погрелись, потом помылись в тёплой воде, да и вышли – в лучшем случае 0,5 ч на всё. В детстве мне нравилось там бывать – как приключение воспринималось. Говорят, и сейчас кое-где такие общественные бани остались. Интересно было бы побывать, сравнить те свои детские ощущения с современными.