Почему в самом древнем православном соборе России Иисус был изображён с рукой, сжатой в кулак? Откуда взялся "безухий" колокол собора? Как Иван Грозный нашёл клад в соборе? И причём тут композитор Рахманинов? На эти и другие вопросы ответит моя сегодняшняя статья.
Собор настолько древний, что внутри бывал сам князь Ярослав Мудрый, который и был инициатором постройки Софийского собора в Великом Новгороде. Удивительно, но за время своего существования Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было, и он в основном сохранил архитектурные формы XI века.
Вот только изначально его полутораметровые стены не были оштукатурены. Белый цвет цвет храма появился спустя полвека. И все шесть куполов Софийского собора изначально были покрыты свинцовыми листами. Лишь в 15-ом веке главный купол обили позолоченной медью.
Внутри Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма - Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы, собственные автографы и даже шутливые надписи типа: «Якиме стоя, усне, и лоб о камень ростепе» или «Отсохни у тебя руки».
В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений. А в приделе Рождества Богоматери, погребены многие русские святые: основатель собора св. благоверный князь Владимир Ярославич (ум. в 1050 году) со своей супругой княгиней Александрой, св. благоверный князь Мстислав Храбрый — дед Александра Невского (ум. в 1180 году), благоверная княгиня Ингигерда, во святом крещении Анна — жена Ярослава Мудрого (ум. в 1048 году).
Здесь же похоронены св. Никита Печерский, седьмой епископ Новгородский (ум. в 1108 году), св. благоверный князь Федор Ярославич, брат Александра Невского. Здесь же погребены новгородские святители, два первых епископа Новгорода: Иоаким Корсунский и Лука Жидята, строитель Софийского собора, а также сын Владимира Мономаха князь Изяслав.
Большой (Успенский) иконостас Софийского собора тоже появился не сразу. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами.
Но из его четырёх первых икон сохранилось только одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией.
От древней живописи в новгородской Софии тоже уцелело немногое. Завершенный в 1050 году, собор более полувека стоял нерасписанным, и только в 1108 году сюда пришли мастера и собор был расписан. Даже столбы, подпирающие своды храма, покрыты живописью в красно-голубых тонах. Но эта роспись — поздняя, конца 19-го столетия.
В 1829 и 1897 -1900 годах живопись Софийского собора подверглась крайне неудачной реставрации, что привело к гибели большей части древних фресок.
Огромный ущерб росписи собора был нанесен и в результате военных действий в годы Великой Отечественной войны. Под главным куполом собора был написан лик Христа Пантократора — Вседержителя. Легенда рассказывает, что живописцы, расписывавшие храм, хотели изобразить Спаса с благословляющей десницей согласно православному канону.
Мастера начали свою работу, но утром изображенная ими правая рука Иисуса оказалась сжатой в кулак. Три раза заново переписывали иконописцы Христа, и все три раза утром рука Спасителя была сжатой. На четвертый раз попыток мастера услышали с небес: "Писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание". В 1941 году изображение Иисуса Христа под главным куполом храма было уничтожено немецким снарядом. Рука Спаса Вседержителя, образно говоря, оказалась разжатой, и город превратился в руины…
К юго-западному углу храма примыкает прямоугольная башня, увенчанная куполом. В ее толще находится лестница, ведущая на хоры. Некогда здесь были хорошо замаскированные тайники, скрывавшие казну Новгородской республики, ее архиепископов и знатных купеческих фамилий. В декабре 1547 года на один из таких тайников наткнулся Иван Грозный.
По рассказу летописца, прибыв в Новгород, царь «неведомо как уведал казну древнюю, сокровенную», по преданию — скрытую в стене собора его строителем, князем Владимиром. Об этом кладе не было известно никому, «ниже слухом, ниже писанием», поэтому источник информации о кладе так и остался невыясненным. Царь, приехав ночью в собор, «начал пытать про казну ключаря софийского и пономарей много мучил», но несчастные не ведали о кладе ни сном ни духом. Не добившись от них толку, царь стал подниматься по лестнице, которая вела «на церковные полати» и наверху, остановившись, вдруг приказал ломать стену. Из замуровки «просыпалось велие сокровище: древние слитки в гривну, и в полтину, и в рубль». Насыпав клад в возы, царь отправил его в Москву. Кстати, это был не единственный тайник Софийского собора. Другие тайники были устроены в стенах лестничной башни.
Ещё одна загадка собора - Магдебургские врата, которые украшают Западный фасад храма ⬇️
Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно ⬇️
На фреске над Магдебургскими вратами изображена ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.
Напротив алтарной части Софийского собора находится Софийская звонница. Она стоит у восточной стены Новгородского кремля и появилась гораздо позже собора.
Дело в том, что древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм. Но в 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных.
Для его подвески понадобилось отдельное сооружение. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Например, фундамент нынешнего сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку.
Кстати, собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Однажды один из звонарей, желая угодить царю, чересчур усердно ударил в колокол, когда царь Иван Грозный направлялся верхом в храм на обедню. Испугавшись громкого звона, царский конь чуть было не опрокинул всадника в реку. Рассвирепев, царь повелел отсечь «дерзкому» колоколу уши так, что осталась одна лишь средняя петля. Несмотря на это, колокол, получивший прозвище «безухий», еще долго служил храму.
Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.
Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.
Ведь в 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей часть церковного имущества была изъята. В 1929 году Софийский собор был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. После войны храм был полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II.
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине", чтобы прочитать и другие статьи: