Найти тему

Почему в православном храме Великого Новгорода католические ворота?

А вы знаете, что центральный вход в Новгородский собор Святой Софии почти всегда закрыт? Но туристы всё равно часами стоят у этих ворот, но не для того, чтобы войти, а для того, чтобы рассмотреть эти загадочные ворота.

Все они задаются вопросом: как оказались врата, созданные католическими мастерами, в средневековом православном Новгороде?

Великий Новгород. Собор Святой Софии. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Фото автора

Есть несколько версий их появления в Новгороде. Одна легенда рассказывает, что врата привёз Великий Князь Владимир из Византии, а именно, из Херсонеса. Славяне называли город другим именем - Корсунь. И потому врата долгое время именовали Корсунскими.

Великий Новгород. Собор Святой Софии. Корсунские ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Корсунские ворота. Фото автора

Но несколько очевидных признаков опровергают эту легенду. Во-первых, изображения явно выполнены в западноевропейской стилистике. Во-вторых, среди фигур, изображённых на вратах, находятся магдебургский епископ Вихман (1152-1192) и плоцкий епископ Александр (1129-1156), а над многими фигурами нанесены латинские надписи.

Великий Новгород. Собор Святой Софии. Плоцкие ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Плоцкие ворота. Фото автора

Вероятнее всего, епископ Александр являлся заказчиком врат для собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке. Поэтому врата имели ещё одно историческое наименование Плоцкие.

Великий Новгород. Собор Святой Софии. Плоцкие ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Плоцкие ворота. Фото автора

Но выполнены они были всё же в Магдебурге, по благословению епископа Вихмана, местными мастерами Риквином и Вайсмутом, чьи автопортреты с инструментами в руках и соответствующими находятся на нижней пластине левой створки врат. Отсюда ещё одно название ворот - Магдебургские.

Великий Новгород. Собор Святой Софии. Магдебургские ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Магдебургские ворота. Фото автора

Существует версия, что по пути к месту назначения врата были захвачены шведами и увезены в тогдашнюю столицу Швеции Сигтуну, откуда, в свою очередь, в 1187 году были вывезены новгородцами в качестве военного трофея после взятия города. Поэтому ещё одно название врат - Сигтунские.

Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора

Всего на дверях находится 48 многофигурных рельефных композиций с библейскими сценами.

Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора

Над фигурами вырезаны поясняющие латинские надписи, а под ними - перевод на русский язык. Все пластины с изображениями (кроме двух верхних на обеих створках) разделены рельефными валиками. Такие же валики расположены по периметру пластин, тем самым заключая каждый сюжет в квадрат.

Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора

Нижняя пластина левой створки изначально также была разделена, но сейчас на месте валика находится ещё один объёмный автопортрет - новгородского мастера Аврама, который занимался обновлением врат перед установкой их в Софийском соборе.

Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора

Есть гипотеза, что эти врата были смонтированы после привоза в Новгород не в первоначальном виде, а с нарушением прежней композиции, так как многие части при перевозке были потеряны и заменены рельефами и украшениями из другого памятника подобного рода, несколько отличавшегося по стилю.

Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора

Всё это говорит за то, что врата привезены в Новгород не в результате покупки (в этом случае была бы тщательно зафиксирована первоначальная композиция и были бы сохранены все детали), а как военная добыча.

Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора

В правом нижнем углу правой створки присутствует редчайшее изображение Кентавра.

Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора

Интересны также дверные ручки, выполненные в виде львиных голов. Считается, что эти барельефы олицетворяют Ад и неизбежность Страшного суда. В пасти масок - человеческие головы. Надо полагать, головы грешников.

Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора

Кстати, спустя почти пять веков шведы, оккупировавшие Новгородскую Землю во время Смуты, попытались вернуть утраченную реликвию.

Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора

Однако шведский военачальник Делагарди не рискнул это сделать. В своем письме он писал государственному канцлеру Оксенштиерну:

«Относительно медных врат, которые его королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более, что они были некогда взяты из Сигтуны, — то я очень бы желал исполнить приказание его королевского величества, но так как эти врата… служат входом в главный храм митрополита здесь, в кремле, куда он ежедневно ходит, то это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства. Но, когда между нами идут переговоры, мы не должны трогать этих врат, пока не увидим исхода переговоров; и если, вопреки нашим ожиданиям, переговоры не будут благополучны, то мы, конечно, должны взять отсюда не одни эти врата».
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора

Второй раз реальная угроза потери врат возникла в 1940 году. Параллельно с разработкой германским генеральным штабом плана "Барбаросса" немецкие дипломаты получили задание выявить "следы немецкой культуры на Востоке". Нацисты активно охотились за произведениями искусства, которые имели, по их мнению, "германское происхождение". Член СС Краут, до нападения Германии на Советский Союз работавший в Польше, 18 июля 1941 года пи­сал в штаб СС:

Он «надеется на возможность привезти до­мой изумительные, высотой в одиннадцать футов бронзовые двери древнего новгородского собора. Как предполагается, они были сде­ланы в XII столетии магдебургским художником для собора польского города Плоцка».
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора

Краута постигло сильное разочарование, когда позднее он обнаружил, что врата были вывезены в тыл на Урал. После окончания войны врата вновь вернулись в Новгород и с тех самых пор город не покидали. Сейчас их открывают только на праздники, когда в Софийском соборе служит архиепископ Новгородский и Старорусский. Копия ворот находится в Государственном историческом музее в Московском Кремле.

Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора
Великий Новгород. Собор Святой Софии. Сигтунские ворота. Фото автора

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине", чтобы прочитать и другие статьи: