А вы знаете, что центральный вход в Новгородский собор Святой Софии почти всегда закрыт? Но туристы всё равно часами стоят у этих ворот, но не для того, чтобы войти, а для того, чтобы рассмотреть эти загадочные ворота.
Все они задаются вопросом: как оказались врата, созданные католическими мастерами, в средневековом православном Новгороде?
Есть несколько версий их появления в Новгороде. Одна легенда рассказывает, что врата привёз Великий Князь Владимир из Византии, а именно, из Херсонеса. Славяне называли город другим именем - Корсунь. И потому врата долгое время именовали Корсунскими.
Но несколько очевидных признаков опровергают эту легенду. Во-первых, изображения явно выполнены в западноевропейской стилистике. Во-вторых, среди фигур, изображённых на вратах, находятся магдебургский епископ Вихман (1152-1192) и плоцкий епископ Александр (1129-1156), а над многими фигурами нанесены латинские надписи.
Вероятнее всего, епископ Александр являлся заказчиком врат для собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке. Поэтому врата имели ещё одно историческое наименование Плоцкие.
Но выполнены они были всё же в Магдебурге, по благословению епископа Вихмана, местными мастерами Риквином и Вайсмутом, чьи автопортреты с инструментами в руках и соответствующими находятся на нижней пластине левой створки врат. Отсюда ещё одно название ворот - Магдебургские.
Существует версия, что по пути к месту назначения врата были захвачены шведами и увезены в тогдашнюю столицу Швеции Сигтуну, откуда, в свою очередь, в 1187 году были вывезены новгородцами в качестве военного трофея после взятия города. Поэтому ещё одно название врат - Сигтунские.
Всего на дверях находится 48 многофигурных рельефных композиций с библейскими сценами.
Над фигурами вырезаны поясняющие латинские надписи, а под ними - перевод на русский язык. Все пластины с изображениями (кроме двух верхних на обеих створках) разделены рельефными валиками. Такие же валики расположены по периметру пластин, тем самым заключая каждый сюжет в квадрат.
Нижняя пластина левой створки изначально также была разделена, но сейчас на месте валика находится ещё один объёмный автопортрет - новгородского мастера Аврама, который занимался обновлением врат перед установкой их в Софийском соборе.
Есть гипотеза, что эти врата были смонтированы после привоза в Новгород не в первоначальном виде, а с нарушением прежней композиции, так как многие части при перевозке были потеряны и заменены рельефами и украшениями из другого памятника подобного рода, несколько отличавшегося по стилю.
Всё это говорит за то, что врата привезены в Новгород не в результате покупки (в этом случае была бы тщательно зафиксирована первоначальная композиция и были бы сохранены все детали), а как военная добыча.
В правом нижнем углу правой створки присутствует редчайшее изображение Кентавра.
Интересны также дверные ручки, выполненные в виде львиных голов. Считается, что эти барельефы олицетворяют Ад и неизбежность Страшного суда. В пасти масок - человеческие головы. Надо полагать, головы грешников.
Кстати, спустя почти пять веков шведы, оккупировавшие Новгородскую Землю во время Смуты, попытались вернуть утраченную реликвию.
Однако шведский военачальник Делагарди не рискнул это сделать. В своем письме он писал государственному канцлеру Оксенштиерну:
«Относительно медных врат, которые его королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более, что они были некогда взяты из Сигтуны, — то я очень бы желал исполнить приказание его королевского величества, но так как эти врата… служат входом в главный храм митрополита здесь, в кремле, куда он ежедневно ходит, то это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства. Но, когда между нами идут переговоры, мы не должны трогать этих врат, пока не увидим исхода переговоров; и если, вопреки нашим ожиданиям, переговоры не будут благополучны, то мы, конечно, должны взять отсюда не одни эти врата».
Второй раз реальная угроза потери врат возникла в 1940 году. Параллельно с разработкой германским генеральным штабом плана "Барбаросса" немецкие дипломаты получили задание выявить "следы немецкой культуры на Востоке". Нацисты активно охотились за произведениями искусства, которые имели, по их мнению, "германское происхождение". Член СС Краут, до нападения Германии на Советский Союз работавший в Польше, 18 июля 1941 года писал в штаб СС:
Он «надеется на возможность привезти домой изумительные, высотой в одиннадцать футов бронзовые двери древнего новгородского собора. Как предполагается, они были сделаны в XII столетии магдебургским художником для собора польского города Плоцка».
Краута постигло сильное разочарование, когда позднее он обнаружил, что врата были вывезены в тыл на Урал. После окончания войны врата вновь вернулись в Новгород и с тех самых пор город не покидали. Сейчас их открывают только на праздники, когда в Софийском соборе служит архиепископ Новгородский и Старорусский. Копия ворот находится в Государственном историческом музее в Московском Кремле.
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине", чтобы прочитать и другие статьи: