У наших предков женщины в этот день собирались и шли поблагодарить повитух, к которым относились с почтением.
— Православная церковь в этот день чтит память праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова брата Господня, преподобного Никодима Тисманского и множество других святых и великомучеников, — рассказываеьт собеседник vlg.aif.ru Светлана Снежина. — А вместе с этим отмечает также и Собор Пресвятой Богородицы с благодарственными молитвами и хвалебными песнями за то, что она родила Спасителя всего человечества.
Именно Собор Пресвятой Богородицы в народе и стал тем самым праздником, который почитался особенно. Что было, впрочем, вполне объяснимо: практически каждой женщине близка и понятна была эта благодарность за рождение ребенка. Так что этот день, который также называли ПостРождеством, в народе имеет название Бабьего праздника.
Потому что бабы в этот день гуляли...
Начиналось с того, что женщины собирались вместе и шли поблагодарить повитух за их труд. Повитух много никогда не было — иногда она была одна на несколько деревень, ее труд ценился очень высоко и относились к ней с большим почтением. Потому что именно от ее знаний, умений и таланта зависело такое сложное и таинственное дело, как рождение ребенка, она отвечала за здоровье матери и дитя во время родов. В ее арсенале были и заговоры, облегчающие боль, и окуривание роженицы целебными травами, и особенным образом натопленная баня, где обычно проходили роды, и много чего еще.
В общем, ее было за что благодарить женщинам, родившим хотя бы одного ребенка. И поэтому все они, собравшись вместе, с большим почтением несли ей в день Собора Пресвятой Богородицы угощения и подарки. В качестве подарков обычно было белье постельное и нательное, полотенца, одежда, ткани, а в качестве угощений — блинчики и пирожки с различными начинками.
Повитуха хорошо знала каждую из женщин, помнила их в самые сложные моменты их жизни, слышала, как они плакали или ругались, многие секреты этих женщин знала только она. И принимая гостей, она ставила на стол специальным образом приготовленную гречневую кашу, хорошо сдобренную маслом.
Все садились за стол, угощались и прославляли мастерство повитухи. Таким образом собирались чисто женские посиделки — мужчин туда не допускали.
И они потихоньку перерастали в своего рода ритуал. Помимо каши повитуха угощала своих гостей различными сладостями, чтобы сделать их привлекательными для мужей, а также рассыпала над ними просто, являющееся символом плодородия, и лила им за шиворот молоко, чтобы было чем кормить ребенка. Женщины же лили повитухе воду на руки — считалось, что тогда роды будут проходить легко и чисто.
За столом было много веселья и шуток с сексуальным подтекстом — здесь многие молодые будущие мамы узнавали очень много важного и нужного в семейной жизни.
Все заканчивалось песнями и хороводами, после которых брали горшочек каши, бутылку вина и шли на кладбище поминать умерших повитух. Считалось, что если этого не сделать, то никакие волшебные руки живущей повитухи не сможет облегчить роды ни одной женщине весь предстоящий год.
После кладбища повитуха шла домой к тем женщинам, у которых детям еще не было 40 дней. Она благословляла малышей на быстрый рост и скорейшие первые шаги, привязывала к их ручкам лоскуты с монетками, чтобы они ни в чем не нуждались. Было принято также в этот день поднимать младенцев выше головы, чтобы они росли крепкими, здоровыми и высокими.
Нельзя было ни в чем в этот день повитухам отказывать. И беременным тоже. Иначе можно было накликать беду на семью.
Приметы дня:
- Если 8 января шел липкий мокрый снег, то ждали оттепель.
- Дул устойчивый северный ветер — к холодам.
- Если день Бабьего праздника выдавался ясным, то можно было рассчитывать на хороший урожай проса.
- Если синицы с утра пищат, то к ночи будет мороз.
- А если галки и вороны непрерывно гвалт устраивают, то жди метель.