В заголовке этой статьи автор поместил коллаж, с его точки зрения точно иллюстрирующий характер "лунной гонки", описанной в настоящей статье. Это была гонка между автоматической межпланетной станцией "Луна-15" и американским пилотируемым кораблем "Аполлон-11". Но, обо всем по порядку. В начале немного об участниках гонки.
Автоматическая межпланетная станция "Луна-15".
АМС "Луна-15" (Е-8-5 №401) представляла собой уже третье поколение АМС для изучения Луны. Серия Е-8 (иногда обозначается, как Е8), хотя и получила старое "королёвское" обозначение, была создана уже в КБ МЗЛ под руководством Георгия Николаевича Бабакина, и включала в себя станцию, несущую самоходный лунный аппарат (собственно Е-8), тяжелый спутник Луны (Е-8ЛС) и аппарат для доставки лунного грунта (Е-8-5).
Создание этой серии АМС стало возможным благодаря появлению новой ракеты-носителя "Протон-К" (8К82К) с разгонным блоком "Д", первый пуск которой в такой конфигурации состоялся 10 марта 1967 года.
Автоматический комплекс Е-8-5, состоял из корректирующе-тормозного модуля (КТ), возвратной ракеты и спасаемого аппарата. Изначально корректирующе-тормозной модуль КТ создавался для доставки самоходного аппарата (ставшего известным позднее, как "Луноход") на поверхность Луны. Но, к сожалению, первая попытка запуска КА с луноходом на борту - 19 февраля 1969 года закончилась неудачей. Поскольку в это же время в США шла усиленная подготовка экспедиции по высадке человека на Луну и, соответственно, доставке на Землю образцов лунного грунта, то перед предприятием жестко была поставлена задача доставки образцов лунного грунта на Землю с помощью автоматического космического аппарата.
При создании этого аппарата руководством КБ было принято решение максимально использовать все конструктивные решения, полученные при подготовке полета самоходного аппарата. Для размещения бортовой аппаратуры, которая должна была разместиться в гермоотсеке лунохода, дополнительно был разработан торовый приборный отсек. Были исключены трапы для съезда с посадочной платформы лунохода и остронаправленная антенна.
Основу конструкции посадочного модуля составляли четыре сферических топливных бака, соединенных между собой циллиндрическими проставками, две из которых выполняли роль приборных отсеков для размещения аппаратуры системы управления.
На посадочном модуле было установлено грунтозаборное устройство (ГЗУ), которое состояло из бурового станка с системой электрических приводов и бурового снаряда, механизма выноса ГЗУ - штанги, на которой укреплен буровой станок, и приводов, перемещающих штангу в вертикальной и горизонтальной плоскостях (по азимуту и углу места).
Для выбора места бурения - азимута разворота ГЗУ - на посадочной платформе были установлены два телефотометра, аналогичные установленным на "Луноходе". Для освещения зоны работы ГЗУ параллельно телефотометрам были установлены светильники.
Приборный отсек, имеющий форму тора, служил стартовой площадкой для возвратной ракеты.
Возвратная ракета (ВР) представляла собой самостоятельный ракетный блок с однокамерным жидкостным реактивным двигателем тягой 1850 кг и системой из трех сферических баков с компонентами топлива тетроксид азота и несимметричный диметилгидразин. Диаметр центрального бака 67 см, диаметр каждого из периферийных баков 53 см. Система подачи топлива - вытеснительная. Для стабилизации ВР на активном участке служили рулевые сопла общей тягой 70 кг. На центральном баке укреплен цилиндрический приборный отсек диаметром 56 см, внутри которого установлены электронные счетно-решающие и гироскопические приборы системы управления ракетой, приборы бортового радиокомплекса метрового диапазона (101,965 МГц по линии Земля - борт и 183,537 МГц по линии борт - Земля) с телеметрической системой, аккумуляторные батареи и приборы бортовой автоматики.
В состав системы управления, обеспечивавшей построение и запоминание системы координат в момент старта, стабилизацию аппарата при работе двигательной установки, входили курсовой гироприбор, состоящий из двух свободных гироскопов, гироскопический интегратор продольных ускорений, автомат стабилизации и автомат отключения двигателя. В качестве исполнительных органов системы стабилизации на активном участке использовались рулевые сопла двигательной установки. Учитывая малое время полета возвратной ракеты, в системе энергопитания были использованы одноразовые серебряно-цинковые батареи емкостью 14 Ампер-часов. На внешней поверхности приборного отсека ВР были установлены четыре штыревые приемно-передающие антенны.
В верхней части приборного отсека с помощью металлических стяжных лент был прикреплен спасаемый аппарат сферической формы массой 36 кг, который отделялся от ракеты по радиокоманде с Земли.
Спасаемый аппарат представляет собой металлический шар диаметром 50 см, на внешней поверхности которого нанесено теплозащитное покрытие из асботекстолитового наружного слоя и наполнителя из стеклотекстолитовых сот, предохраняющее аппарат с установленным внутри него оборудованием от воздействия высоких температур при входе в атмосферу Земли.
Внутренний объем возвращаемого аппарата был разделен на три изолированных отсека. В одном из них были расположены радиопеленгационные передатчики УКВ-диапазона (121,5 и 114,167МГц), обеспечивающие возможность обнаружения возвращаемого аппарата при спуске на парашюте на Землю, серебряно-цинковая аккумуляторная батарея емкостью 4,8 Ампер-часа, элементы автоматики и программно-временное устройство, управляющее вводом в действие парашютной системы.
Во втором отсеке были расположены в сложенном виде парашют, четыре упругие антенны пеленгационных передатчиков, два наполненных газом эластичных баллона, обеспечивающих необходимое положение возвращаемого аппарата на поверхности Земли после посадки. Площадь купола тормозного парашюта - 1,5 м2, основного парашюта - 10 м2.
Третьим отсеком был цилиндрический контейнер для образцов грунта, взятого с поверхности Луны. В контейнере с одной стороны было приемное отверстие, герметично закрываемое специальной крышкой после помещения в него лунной породы.
Возможности ракеты-носителя "Протон-К" позволяли доставить на поверхность Луны возвратную ракету массой не более 520 кг - этого было явно недостаточно для обеспечения перелета Луна-Земля, учитывая необходимость проведения коррекций траектории. В этой критической ситуации было найдено совершенно оригинальное решение: посадку на Луну надо было осуществить в ограниченный район восточной части экваториальной зоны Луны - в этом случае вертикальный старт с Луны в строго заданное время обеспечивал попадание на Землю без коррекции траектории.
Выбранные траектории перелета существенно сужали возможные даты запуска аппаратов и районы посадок на поверхности Луны, но задача доставки грунта с Луны была принципиально решена при существующих весовых ограничениях и возможностях бортовой аппаратуры.
После забора грунта и определения лунной вертикали в заданное время возвратная ракета стартовала с поверхности Луны строго вертикально (допустимое первоначальное отклонение продольной оси аппарата от лунной вертикали не должно было превышать 25 град.). В процессе работы двигателя строго выдерживалось направление вектора скорости по лунной вертикали. Отсечка двигателя производилась при достижении заданной скорости(~2700 м/с) в направлении местной вертикали. После окончания работы двигательная установка отделялась.
Весь обратный перелет до Земли возвратная ракета проводила в неориентируемом состоянии с закруткой вокруг любой из осей для равномерного прогрева аппарата от Солнца. Перелет по трассе Луна-Земля, длившийся ~84 часа, проходил без коррекций траектории движения.
За ~ 3 часа до входа в атмосферу по команде с Земли производилось отделение спасаемого аппарата с образцами грунта от возвратной ракеты. Спасаемый аппарат входил в атмосферу со скоростью ~11 км/с и совершал баллистический спуск. В процессе аэродинамического торможения перегрузки достигали 315 единиц. При снижении вертикальной скорости до ~300 м/с на высоте 15 км вводилась в действие парашютная система, и спускаемый аппарат совершал мягкую посадку.
Первый старт новой станции состоялся 14 июня 1969 года в 7 часов 00 минут (мск). Ракета-носитель "Протон-К" должна была вывести на орбиту станцию Е-8-5 №402, но из-за ошибки в схеме не прошли команды системы управления на подготовку и запуск двигательной установки разгонного блока "Д", который должен был обеспечить довыведение головного блока на промежуточную орбиту.
Таков был (в общих чертах) первый участник "лунной гонки". Пора рассказать и о втором участнике.
Пилотируемый космический корабль "Аполлон-11".
Космический корабль "Аполлон-11" на момент "лунной гонки" представлял собой уже испытанную систему, работоспособность которой была подтверждена полетами кораблей "Аполлон-7" - "Аполлон-10".
Предварительные и поисковые работы по программе "Аполлон" начались в 1959 - 1960 годах, а с 1961 года они начали вестись форсированными темпами. В программе были широко использованы результаты предыдущих программ: "Джемини", "Рейнджер", "Сурвейор" и "Лунар Орбитер". 11 октября 1968 года был осуществлен запуск корабля "Аполлон-7" на околоземную орбиту, и с этого запуска началась пилотируемая программа полетов кораблей "Аполлон".
Корабль "Аполлон" состоит из командного и лунного модулей. Командный модуль в свою очередь состоит из отсека экипажа и двигательного отсека, а лунный модуль - из посадочной и взлетной ступеней.
Отсек экипажа имеет форму конуса со скругленной вершиной. Диаметр основания 3,84 м, высота 3,4 м, угол раствора 66 град.
Корпус отсека состоит из трех секций: верхней, средней и донной. Верхняя секция имеет коническую форму. Эта секция перед развертыванием парашютов отделяется. Средняя секция имеет форму усеченного конуса, в ней проделаны люки, обеспечивающие доступ к бортовому оборудованию.
Отсек экипажа (максимальный диаметр 3,84 м) соединяется с цилиндрическим двигательным отсеком (диаметр 3, 91 м) переходником сотовой конструкции длиной 102 мм.
Двигательный отсек предназначен для размещения маршевого и вспомогательных двигателей, запаса топлива, энергетической установки, а также всего прочего оборудования, которое не требует непосредственного наблюдения астронавтами. Корпус отсека имеет слоистую конструкцию. В стенки корпуса двигательного отсека вмонтированы трубки "радиатора", в котором циркулирует жидкость (водный раствор гликоля), отводящая тепло. Регулирование температуры наружной поверхности корпуса двигательного отсека обеспечивается окраской поверхности корпуса составом с высоким коэффициентом отражения, а части поверхности - составом с высоким коэффициентом поглощения. Донная часть корпуса отсека закрыта экраном, защищающем размещенное в отсеке оборудование от нагрева истекающими газами маршевого двигателя.
На двигательном отсеке установлены маршевый и вспомогательные двигатели. Из книги "Программа "Аполлон" (обзор по материалам открытой иностранной печати)" 1968 год:
Также на корпусе двигательного отсека установлены четыре блока вспомогательных ЖРД. Каждый блок включает в себя четыре ЖРД, расположенных крестом.
Кроме того, вспомогательные двигатели (системы ориентации) расположены и на отсеке экипажа.
Командный модуль испытывался на околоземной орбите в беспилотном режиме во время полетов кораблей "Аполлон-4" и "Аполлон-6" и в пилотируемом режиме во время полетов кораблей "Аполлон-7" и "Аполлон-9", а также во время полетов к Луне кораблей "Аполлон-8" и "Аполлон-10".
В ходе работы над статьей автор ещё постарался ответить на очень интересующий его вопрос о возвращении на Землю отсека экипажа. Многие "конспирологи" обосновывают невозможность полетов американцев на Луну в том числе и тем, что они, якобы, совершали непосредственный вход в атмосферу Земли со второй космической скоростью. И действительно, никакой другой информации в Интернете автор так и не встретил. И только в книге "Программа "Аполлон" (обзор по материалам открытой иностранной печати до 1 июня 1968 года)" автор нашел информацию о том, что отсек экипажа корабля "Аполлон" совершал "двухнырковый" спуск в атмосфере.
Однако уже после опубликования этой статьи автор нашел новые материалы по этой теме - книгу "Программа "Аполлон" часть вторая" 1971 года издания.
Согласно данным этой книги спуск происходил с одним погружением в атмосферу, но с протяженным горизонтальным участком и "подскоком" в самых верхних слоях атмосферы, благодаря чему уменьшаются перегрузки при спуске (до 6 единиц) при активном торможении в разреженной атмосфере.
До "Аполлона-11" такой спуск был опробован в беспилотном режиме на корабле "Аполлон-4" и в пилотируемом режиме на кораблях "Аполлон-8" и "Аполлон-10".
Лунный модуль предназначен для доставки двух астронавтов с селеноцентрической орбиты на поверхность Луны, обеспечения их пребывания на поверхности и доставки обратно на селеноцентрическую орбиту. Лунный модуль состоит из посадочной и взлетной ступеней. Посадочная ступень остается на Луне. Взлетная ступень поднимает астронавтов на селеноцентрическую орбиту, совершает стыковку с командным модулем и, после перехода астронавтов в него, отстыковывается и падает на поверхность Луны.
На посадочной ступени лунного модуля установлен ЖРД предназначенный для перевода лунного модуля с круговой селеноцентрической на эллиптическую орбиту и обеспечения его посадки на поверхность Луны. Двигатель установлен на шарнирном подвесе. Тяга регулируется в диапазоне 476-4760 кг (форсунки с изменяемым проходным сечением).
На взлетной ступени установлен фиксированный ЖРД, предназначенный для обеспечения старта взлетной ступени лунного модуля и встречи на орбите с командным модулем корабля.
Также на корпусе взлетной ступени на специальных кронштейнах установлены четыре блока ЖРД системы ориентации (аналогично установленным на двигательном отсеке командного модуля).
Лунный модуль был два раза испытан на околоземной орбите: в беспилотном режиме в полете "Аполлона-5" и в пилотируемом режиме в полете "Аполлона-9", а также в пилотируемом режиме на селеноцентрической орбите в полете "Аполлона-10".
После того, как были представлены все участники, можно перейти к событиям самой "лунной гонки".
Хроника космической гонки.
За десять дней до запуска первого участника гонки (которым была АМС "Луна-15") произошло событие не попавшее на полосы советских газет. 3 июля 1969 года был произведен второй запуск ракеты Н-1 с кораблем 7К-Л1С и макетом лунного модуля. Программой полёта предусматривался облёт Луны. Но на начальной стадии полета произошла авария первой ступени ракеты-носителя. Ракета упала на старт и разрушила его. Сработавшая САС спасла спускаемый аппарат корабля, оторвав его от ракеты. Советский Союз окончательно проиграл "лунную гонку".
А в США на следующий день выходит очередной номер журнала "LIFE", где говорится, что Нил Армстронг будет первым человеком, который ступит на поверхность Луны.
У Советского Союза оставалась только одна попытка первыми доставить на Землю образцы лунного грунта.
13 июля 1969 года.
Автоматическая станция "Луна-15" (Е-8-5 №401) запущена с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Протон-К" 13 июля 1969 года. Старт к Луне осуществляется с промежуточной околоземной орбиты.
14 июля 1969 года.
На трассе перелета к Луне проводится коррекция траектории.
16 июля 1969 года.
Между тем на рассвете 16 июля 1969 года экипаж корабля "Аполлон-11" занимает свои места в отсеке экипажа командного модуля, который носил название "Колумбия" (лунный модуль носил название "Орел").
В 9 часов 32 минуты по местному времени запускаются двигатели первой ступени ракеты-носителя "Сатурн-5" и она отрывается от стартового стола.
После окончания работы первой и второй ступени, включается третья ступень ракеты-носителя, которая доводит скорость до 7,8 км/сек. После этого третья ступень (с не полностью израсходованным запасом топлива) вместе с кораблем "Аполлон-11" выходит на промежуточную круговую геоцентрическую орбиту высотой 185 км.
На втором витке запускаются двигатели третьей ступени и выводят корабль "Аполлон-11" на траекторию полета к Луне. После этого производится перестроение отсеков корабля: командный модуль отделяется от третьей ступени, разворачивается на 180 град. и пристыковывается к лунному модулю, который находится внутри переходника между ракетой-носителем и командным модулем. Затем третья ступень отделяется.
17 июля 1969 года.
Советские газеты выходят с заметками о старте космического корабля "Аполлон-11" к Луне.
АМС "Луна-15" подлетает к Луне, над обратной стороной Луны включается двигательная установка для уменьшения скорости движения, в результате чего станция "Луна-15" переходит на окололунную орбиту.
Белый дом объявляет, что астронавты "Аполлона-11" везут с собой на Луну памятные медали, посвящённые погибшим советским космонавтам Юрию Гагарину и Владимиру Комарову. Их привёз из поездки в СССР Фрэнк Борман, которому их передали вдовы космонавтов. На борту корабля находятся также эмблема "Аполлона-204" ("Аполлон-1") и памятные медали, отчеканенные для семей астронавтов Вирджила Гриссома, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи ещё до их гибели 27 января 1967 года.
Во второй день полета "Аполлон-11" преодолел половину расстояния от Земли до Луны, пролетев 193 256 км. Вскоре после этого, путём включения основного двигателя корабля "Аполлон-11" на 2,9 секунды, проводится промежуточная коррекция траектории.
18 июля 1969 года.
Президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш прислал телеграмму в НАСА, в которой заверил американскую сторону, что "Луна-15", обращающаяся по орбите вокруг Луны, никак не помешает полёту "Аполлона-11". Келдыш пообещал сообщать о любых изменениях траектории полёта "Луны-15", если они произойдут.
В этот же день Армстронг и Олдрин впервые перешли в лунный модуль и проверили состояние его основных систем.
19 июля 1969 года.
"Луна-15" обращается вокруг Луны, произведена коррекция орбиты.
Корабль "Аполлон-11" подлетает к Луне и скрывается за западным краем её диска. Через восемь с половиной минут после этого включается основной двигатель командного модуля. Проработав 5 минут 57 секунд, он выводит "Аполлон-11" на окололунную орбиту.
В конце второго витка, когда корабль находился над обратной стороной Луны, была проведена запланированная коррекция орбиты. Основной двигатель был включён на 17 секунд, в результате орбита "Аполлона-11" понизилась и стала близкой к круговой, с периселением 99,5 км и апоселением 121,3 км. После этого Армстронг и Олдрин второй раз перешли в лунный модуль и перевели его в режим автономного энергообеспечения. Была проведена проверка работы средств связи. Коллинз всё это время оставался в командном модуле, поэтому впервые в ходе полёта во время радиопереговоров использовались позывные обоих кораблей — "Колумбия" и "Орёл".
20 июля 1969 года.
"Луна-15" производит вторую коррекцию орбиты. Сформирована орбита посадки: высота в апоселении - 110 км, высота в периселении - 16 км, наклонение 127°, период орбиты -1 час 54 минуты.
Нил Армстронг и Эдвин Олдрин переходят в лунный модуль "Орел", активируют и проверяют все его системы, переводят сложенные опоры посадочной ступени в рабочее положение. В начале 13-го витка, когда "Аполлон-11" находится над обратной стороной Луны, командный модуль "Колумбия" и лунный модуль "Орёл" расстыковываются. Армстронг с помощью двигателей системы ориентации совершает полный поворот лунного модуля вокруг вертикальной оси, Коллинз визуально осматривает его и сообщает, что опоры посадочной ступени раскрылись нормально.
В конце 13-го витка включается двигатель посадочной ступени и "Орел" идет на снижение. Он летит опорами посадочной ступени вперёд и иллюминаторами вниз, чтобы астронавты могли отслеживать ориентиры на поверхности.
Примерно в 400 км к востоку от запланированного района посадки был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля и начался этап торможения. Через 4 минуты после этого "Орёл" был повёрнут по крену на 180 град. иллюминаторами вверх. Через восемь с половиной минут после начала торможения, на высоте чуть менее 2 км, начался этап приближения к точке посадки, бортовой компьютер перешёл к выполнению программы, в соответствии с которой управление двигателем посадочной ступени и двигателями системы ориентации осуществляется автоматически, а астронавты могут вручную лишь корректировать ориентацию. На высоте около 460 м Армстронг увидел, что автопилот ведёт корабль в точку на ближнем краю большого кратера, окружённого полем валунов до 2-3 метров в поперечнике. На высоте примерно 140 метров командир переводит компьютер в полуавтоматический режим, в котором двигатель посадочной ступени управляется автоматически и поддерживает постоянную вертикальную скорость 1 м/с, а двигатели системы ориентации управляются полностью вручную. На высоте 30 метров Олдрин доложил, что топлива остаётся 5 % и что загорелось предупреждение. Начался 94-секундный отсчёт, по окончании которого у Армстронга останется только 20 секунд, чтобы посадить корабль или экстренно прервать посадку и взлететь. На высоте около 9 метров "Орёл" по неизвестной причине начал перемещаться влево и назад. С движением назад справиться удалось, но полностью погасить перемещение влево не получилось. Вскоре после того, как Олдрин доложил, что высота 6 м, вертикальная скорость 0,15 м/с, а скорость горизонтального перемещения — 1,2 м/с, оператор из Хьюстона предупредил, что остаётся 30 секунд. Через 9 секунд после этого предупреждения Олдрин закричал: "Сигнал контакта!" Это произошло в 20:17:39 UTC 20 июля 1969 года.
После прилунения Армстронг передал Земле: "Хьюстон, говорит База Спокойствия. "Орёл" сел" (База Спокойствия - место прилунения).
В течение первых двух часов пребывания на Луне астронавты были заняты имитацией предстартовой подготовки, на случай, если по каким-либо причинам возникла бы необходимость досрочно прервать пребывание на Луне. Имитация предстартовой подготовки была включена в полётный план по предложению Олдрина. Для первой посадки это казалось совсем не лишним, но ни один последующий экипаж ничего подобного больше не делал. Во время небольших пауз астронавты смотрели в иллюминаторы и рассказывали ЦУПу о своих первых впечатлениях. Олдрин рассказал, что цвет поверхности сильно зависит от того, под каким углом на неё смотришь относительно Солнца (и, при этом, до сих пор не умолкают споры о том, какой цвет у поверхности Луны). После имитации предстартовой подготовки Армстронг запросил разрешение Хьюстона, вместо отдыха, который стоял следующим пунктом в полётном плане, примерно через три часа начать выход на поверхность. Разрешение было дано меньше чем через полминуты, всем было понятно, что эмоциональное состояние астронавтов всё равно не даст им заснуть.
21 июля 1969 года.
Надевание ранцев портативной системы жизнеобеспечения, их подключение к скафандрам и тестирование, а также проверка герметичности скафандров заняли у Армстронга и Олдрина гораздо больше времени, чем во время тренировок на Земле. От получения разрешения на досрочную внекорабельную деятельность до начала разгерметизации кабины лунного модуля прошло более четырёх часов. Сама разгерметизация заняла тоже больше обычного, около 11 минут, потому что клапан сброса давления в основном выходном люке "Орла" был снабжён специальным антибактериальным фильтром (в последующих экспедициях от него отказались).
После открытия выходного люка Армстронг, повернувшись к нему спиной, начал потихоньку в него протискиваться. Олдрин подсказывал ему, в какую сторону нужно двигаться и поворачиваться, чтобы ни за что не зацепиться. Выбравшись на площадку над лестницей, он первым делом выбросил мешок с мусором на лунную поверхность. После этого Армстронг дёрнул за кольцо и открыл грузовой отсек посадочной ступени слева от лестницы (если смотреть на лунный модуль), тем самым включив телекамеру.
Спустившись на круглую тарелку опоры лунного модуля, Армстронг запрыгнул обратно на нижнюю ступеньку лестницы и сообщил Олдрину, что вернуться назад можно, но нужно хорошенько подпрыгнуть. Он снова спрыгнул на тарелку и доложил Хьюстону, что опоры модуля вдавлены в поверхность всего на 2,5—5 см, хотя лунный грунт очень мелкозернистый, почти как порошок, если смотреть на него с близкого расстояния. Держась правой рукой за лестницу, Армстронг левой ногой ступил на лунную поверхность (правая оставалась на тарелке) и произнёс: "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества".
Это произошло в 2 часа 56 минут 15 секунд 21 июля 1969 года. Через 15 минут после того, как Армстронг сделал первый шаг на Луне, из кабины начал спускаться и Олдрин. Армстронг, стоя внизу, недалеко от лестницы, корректировал его движения и фотографировал.
Пока Армстронг готовил инструменты для сбора образцов лунного грунта, Олдрин опробовал различные способы передвижения. Потом Армстронг собирал образцы лунного грунта так называемым насыпным способом. Он несколько раз ходил подальше от лунного модуля, туда, где грунт менее был загрязнён работой посадочного двигателя, зачерпывал реголит и небольшие камешки совком на длинной ручке, имевшим форму узкой коробки, открытой с одной стороны. Таким образом был заполнен один из двух герметичных контейнеров-чемоданчиков для лунных образцов.
Далее астронавты разместили на Луне комплект научных приборов. В оставшееся время нужно было собрать документированные образцы лунного грунта. По плану на это отводилось около 30 минут. Предполагалось, что оба астронавта будут работать в паре. Олдрин должен был углубить трубку-пробоотборник, собрать несколько камней (каждый в отдельный пакет) и специальный образец грунта в герметичный контейнер-стакан, а Армстронг должен был фотографировать образцы до и после забора. Но из-за отставания от графика ЦУП отвёл на всё 10 минут и сообщил Олдрину, что сразу после этого он должен завершать прогулку. Выход на поверхность Луны продолжался 2 часа 31 минуту и 40 секунд. Наибольшее удаление астронавтов от лунного модуля (Армстронг) составило 60 м. В общей сложности было собрано 21,55 кг образцов лунной породы.
После наддува кабины астронавты принялись фотографировать через свои иллюминаторы, чтобы доснять две фотокассеты и выбросить затем вместе с мусором внутрикорабельную фотокамеру (внекорабельную, которой они снимали во время выхода, Армстронг уже оставил за пределами корабля). Они сняли ранцы портативной системы жизнеобеспечения и верхнюю лунную обувь, которые тоже предстояло выбросить.
В то время, когда астронавты "Аполлона-11" готовились к взлету, 21 июля 1969 года в 18 часов 46 минут 43 секунды (мск) была включена двигательная установка АМС "Луна-15" для схода с орбиты.
Первый этап снижения с помощью двигателя большой тяги должен был завершиться через 267,3 секунды после включения на высоте ~2,5 км. Однако сигнал с космического аппарата внезапно пропал на 237-й секунде снижения в 18 часов 50 минут 40 секунд, причем параметры бортовых систем аппарата на момент пропадания сигнала были в норме. Вероятной причиной аварии мог быть удар станции "Луна-15" о гору, что вполне возможно, если допустить ошибку в положении космического аппарата на момент прохождения команды запуска двигателя, в сторону от трассы ~15 км и вдоль трассы ~45 км.
Так закончилась эта космическая гонка за "лунным камнем".
Последующие события.
Что можно сказать в заключении? В тот же день 21 июля 1969 года, астронавты Армстронг и Олдрин благополучно осуществили старт с Луны и, выйдя на окололунную орбиту, состыковали лунный модуль "Орел" с командным модулем "Колумбия". После перехода астронавтов в командный модуль, взлетная ступень лунного модуля была отстыкована. Она осталась на орбите, но со временем должна была упасть на Луну.
А командный модуль корабля"Аполлон-11" отправился в обратный путь к Земле. Поскольку "лунная гонка" на тот момент уже была закончена, то автор не будет вдаваться в подробности обратного перелета, упомянув лишь о том, что 24 июля 1969 года спускаемый аппарат с тремя астронавтами благополучно совершил посадку в Тихом океане, недалеко от расчетной точки. Астронавты были помещены на карантин, продолжавшийся до 11 августа, а лунные камни были отправлены в Хьюстон и тоже прошли карантин, длившийся на месяц дольше - до 12 сентября.
Всю оставшуюся часть 1969 года, а также первую половину 1970, Советский Союз пытался доставить грунт с Луны. Но следующие две станции, хотя и вышли на околоземную орбиту, не смогли её покинуть и получили названия "Космос-300" (Е-8-5 №403) и "Космос-305" (Е-8-5 №404), а ещё одна (Е-8-5 №405) даже не вышла на орбиту вокруг Земли и осталась неизвестной для широкой публики.
В мае-июне 1970 года Нил Армстронг побывал с визитом в Советском Союзе. 2 июня 1970 года он встретился с Председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным и передал ему небольшую емкость с лунным грунтом и флаг СССР, побывавший на Луне (в числе других флагов).
Вот так Советский Союз получил первые образцы лунного грунта (хотя у нас и не любят об этом вспоминать). Впрочем, в искренность дара со стороны американцев автор тоже не верит. Скорее всего - это ответ на подарок Никиты Хрущева американскому президенту Дуайту Эйзенхауэру: в 1959 году советский лидер во время визита в США преподнес американскому президенту копию вымпела, который доставила на Луну АМС "Луна-2". У американского президента тогда была довольно кислая физиономия, ведь США на тот момент никаких достижений в полетах на Луну не имели. Стоящий рядом с Эйзенхауером вице-президент Ричард Никсон (который был президентом США во время полета "Аполлона-11"), наверно, хорошо запомнил этот момент.
Правда, уже в сентябре 1970 года у Советского Союза появился лунный грунт, доставленный советской АМС. Это была знаменитая "Луна-16" (Е-8-5 №406).
За ней последовали "Луна-20" (Е-8-5 №408) и "Луна-24" (Е-8-5М №413). В общей сложности они доставили на Землю 326 грамм лунной породы из трех разных (но не слишком отдаленных друг от друга) мест. Теперь на лунный грунт можно полюбоваться в Музее космонавтики в Москве.
На этом заканчивается история этой космической гонки за "лунным камнем". За десятилетия, прошедшие с тех пор, на Землю удалось доставить только грунт с астероида Бенну, а образцы грунта на Марсе собраны американским марсоходом и теперь ждут отправки на Землю. Так что, работы ещё много.
На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.
.