Найти в Дзене
Культурный рассвет

О Рождестве всерьез - "Оставленные" Александра Пэйна

Приятно начать новый год свежим фильмом. Вдвойне приятно, если он еще оказывается хорошим. Ну и совсем здорово, если этот свежий хороший фильм оказывается еще и рождественским или новогодним. Именно так получилось у меня, когда я на днях посмотрел последнюю работу Александра Пэйна “Оставленные” (2023).

Вторая половина декабря 1970-го. В атмосфере грядущего Рождества, заснеженных улиц, украшенных елок и россыпей имбирного печенья студенты и преподаватели престижной школы-интерната Бартон готовятся к праздничным каникулам. Профессор античной истории Пол Ханэм не проявляет особого интереса ко всем этим мероприятиям - он человек нелюдимый, мрачный и предпочитает проводить досуг вместе со своими книгами. А вот старшеклассник Ангус Талли, ученик Ханэма, наоборот сгорает от нетерпения, ведь мама обещала ему поездку на курорт в Сент-Китс. Но не тут-то было! Мама, недавно вновь вышедшая замуж, решает, что им с супругом лучше будет использовать каникулы в качестве эдакого медового месяца, а с Ангусом они куда-нибудь съездят весной или летом.

Так Ангус вынужден остаться на все рождественские и новогодние праздники в кампусе Бартона. Но и профессору Ханэму не удастся спокойно почитать про подвиги Фемистокла: директор школы Вудрип (к слову, тоже бывший ученик Ханэма) подряжает педагога на время рождественских выходных присматривать за теми немногими школьниками, которые не уезжают. Для ребят назначение Ханэма надсмотрщиком - сущая катастрофа. Профессор чрезвычайно суров, является сторонником самой строгой дисциплины и не намерен давать спуску. Помимо Ангуса, других учеников и Пола Ханэма на территории Бартона продолжают работать уборщик Дэнни и чернокожая заведующая столовой Мэри Лэмб, держащая траур по сыну, недавно погибшему во Вьетнаме.

-2

С одной стороны, перед нами классическая американская драма о том, как несколько человек оказываются связанными друг с другом в течение известного времени, и как в течение этого периода они меняют друг друга, обогащают теми или иными знаниями и чувствами. Александр Пэйн силен в работе с подобными сюжетами (опыт с “Небраской”, “Потомками” или “На обочине” это хорошо показывает). С другой стороны, Пэйн силен не только этим: он также очень эффективно работает с культурным и общественным контекстом, погружая действие в ясные обстоятельства, оказывающие влияние на общение героев.

Не зря в “Оставленных” несколько раз в критическом ключе упоминается Вьетнам; профессор Ханэм явно испытывает большое раздражение по поводу роста неравенства между богатыми и бедными, из-за чего ввязывается в конфликты с руководством учебного заведения; явно присутствует проблема дороговизны качественного образования, и вообще в сверхзадаче заметен неприкрытый антиэлитаризм. Есть даже полная трагизма реплика Ханэма: “Мир потерял весь свой смысл. Он горит в огне. Богатым наплевать, а бедняки стали пушечным мясом”.

-3

Таким образом, перед нами одновременно рождественская трагикомедия, история о взрослении и срез эпохи. Сам метод, с моей точки зрения, является продолжением традиции Нового Голливуда и творчества Хэла Эшби. Поначалу может показаться, что фильм представляет собой новое издание “Клуба “Завтрак”, но довольно быстро история уходит от этого сюжетного стереотипа и становится куда больше похожей на “Последний наряд”. А отдельные сцены могут даже натолкнуть на мысль, будто смотришь ленту Джона Сейлза.

Так или иначе, “Оставленные” - отличный пример того, что рождественское кино может быть по-настоящему серьезным, не переставая оставаться развлекательным.

_________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!