Это уже вторая статья о голливудском режиссере Хэле Эшбе. Первая часть в основном была посвящена биографии постановщика, теперь поговорим о фильмографии.
В первой же ленте «Землевладелец», вышедшей на экраны в 1970-м году, режиссер рассказывает о парне по имени Элгар, представителе «золотой молодежи» Америки, который покупает дешевое здание в негритянском гетто, чтобы потом подзаработать на его сносе и строительстве более дорогого жилья.
Но, постепенно знакомясь с местными обитателями, Элгар проникается к ним симпатией, чем навлекает на себя гнев родителей и их круга, принадлежащих к привилегированному классу.
«Землевладелец» — небольшой и скромный фильм, но он позволил Хэлу Эшби освоиться в режиссерском кресле, понять, как можно воплощать истории, которые ему интересны.
Поэтому уже второй фильм, «Гарольд и Мод» (1971) громко выстрелил. Юноша из богатой семьи Гарольд, очарованный мрачными настроениями и испытывающий особую привязанность к эстетике смерти (в частности, он всегда носит черный костюм, ездит на катафалке, инсценирует фальшивые эпизоды самоубийств, посещает похороны и т. д.) на одной из похоронных церемоний знакомится со старушкой Мод.
79-летняя женщина наоборот чрезвычайно жизнерадостна, любит приключения, веселое времяпрепровождение и даже легкие наркотики. Между героями завязывается близкая дружба, из которой вытекает масса забавных положений.
Подобным настроением отличаются и последующие фильмы Эшби, выпущенные на протяжении 70-х.
«Последний наряд» (1973) повествовал о двух оторванных матросах, вынужденных сопровождать сослуживца Мэддоуза в военно-морскую тюрьму за мелкую кражу. По пути они выясняют, что бедняга-Мэддоуз толком еще не успел узнать никаких радостей жизни, и решают помочь ему поразвлечься напоследок.
Героем «Шампуня» (1975) стал парикмахер, активно занимающийся не только дамскими прическами, но и охмурением своих клиенток. На протяжении всего фильма он вращается в кукольном мире богатых светских львиц, в котором практически невозможно найти собственное счастье, зато очень легко потерять самого себя.
Впрочем, чем дальше, тем более критическим по отношению к окружающей действительности становилось творчество Хэла Эшби.
«Поезд мчится к славе» о скитаниях кантри-музыканта Вуди Гатри по Америке времен Великой Депрессии, «Возвращение домой» о поломанных судьбах ветеранов Вьетнамской войны и «Будучи там» с едким сарказмом по отношению к политической жизни завершали успешный период в творческом пути героя нашей статьи.
Каждая картина неизменно номинировалась на массу кинематографических наград, снискала успех как у критиков, так и у публики.
Затем карьера Хэла Эшби пошла на спад.
Коллективные ценности
Чем ценны для нас фильмы Эшби помимо торжествующих там независимого духа и социальной критики?
Следует отметить отношение Хэла Эшби к рабочему коллективу в кино. Он один из немногих кинорежиссеров признавал, что кинематография — искусство коллективное.
«Самое замечательное в любом фильме то, что он принадлежит всем. Это действительно коммунальное искусство, в котором вы ничего не теряете — только приобретаете. И чем больше приобретаете, тем лучше»
Кинематографисты, работавшие с Хэлом Эшби, вспоминают, что он очень приветствовал появление новых людей на площадке, даже не имеющих отношения к съемочному процессу. Считал, что так можно получить в свое распоряжение полезные идеи и точки зрения.
В одном из интервью от 1975-го года он даже усомнился, что его картины можно называть «фильмами Хэла Эшби».
Это чрезвычайно примечательная и, смею заявить, актуальная позиция. Сегодня она даже более актуальна чем в годы жизни героя нашей статьи. Ведь сегодня кино могут делать более широкие слои населения, и именно командный дух, объединение энтузиастов, устремленных к единой цели может сворачивать горы.
В общем, у таких как Хэл Эшби стоит поучиться. Поучиться упорству, трудолюбию, терпению, живости ума, антиконформизму и, в конце концов, работе в команде. Мне кажется, таких героев сегодня не хватает нашему культурному пространству.
Так же вы можете ознакомиться с другими статьями по этой теме:
- Хэл Эщби - главный хиппи Голлвиду
Спасибо за внимание! С Вами был «Культурный рассвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!
Автор статьи: Влад Дикарев
С оригинальной статей вы сможете ознакомиться на нашем блоге craftkino.ru