Изучая историю лютеранских общих, важно помнить, что именно протестанты, в самом начале существования Санкт-Петербурга, играли немаловажную роль в его становлении, а потому строительство, открытие и освящение молельных домов, часовен и церквей для богослужения было неизбежным явлением. Однако, в силу тех или иных причин, далеко не все культовые строения сохранились до наших дней. Так, в данной статье представлена подборка из трех кирх, закрытых раз и навсегда в результате антирелигиозной политики Советского государства в первое десятилетие его существования. Мы желаем вам приятного чтения и дальнейшего знакомства с приходами лютеранской общиной Санкт-Петербурга!
Немецко-русская церковь св. Марии
Начать повествование об утраченных лютеранских кирхах Санкт-Петербурга совершенно точно стоит с немецко-русской, некогда располагавшейся на углу Кронверкской и Сытнинской улиц. Церковь св. Марии, равно как и Яани Кирик или Петрикирхе, обладает хоть и незаурядной, но, в конечном итоге, довольно печальной и эпатирующей историей. Даже после своей «благородной» гибели в годы Великой Отечественной войны, ее фундамент и близлежащий некрополь продолжают быть предметом ожесточенных споров между активистами и компанией-застройщиком, желающей наделить участок статусом зоны общественно-деловой застройки.
Итак, все началось во второй половине XIX века на «Петербургской стороне». Здесь, по просьбе местной лютеранской общины, в 1866 году был составлен проект церкви, автором которого выступил фабрикант Андрей Карлович Кумберг. Предполагалось, что вместимость будущей церкви будет небольшой, – всего 200-300 человек, однако со временем возникли трудности с определением места постройки, а потому «дело не состоялось и было предано забвению». Шесть лет спустя, в начале 1872 года, вопрос о строительстве церкви был поднят снова, и вскоре на углу Кронверкской и Сытнинской (Сытнорыночной) улиц был заложен фундамент будущей церкви святой Марии. Через пожертвования было собрано около 25 тысяч рублей, помощь в строительстве храма оказал и младший брат Александра III – великий князь Владимир Александрович. К слову, сама церковь обошлась в немалую сумму – 34.630 руб. Самыми дорогими стали «плотничные работы», но это и неудивительно: согласно утвержденному весной 1872 года плану за авторством архитекторов Виктора Шретера и Иеронима Китнера кирху следовало возводить целиком из дерева.
Само строительство можно описать известной поговоркой: «Начал за здравие, а кончил за упокой». Из генерального плана следует, что вместе с церковью на углу Сытнинской и Кронверкской должны были появиться школа, домик для учителей и пастора. Если в первый рабочий сезон «служебный домик был окончено совершенно, школа отстроена вчерне [т.е. вся несущая конструкция была готова и требовалась лишь отделка], а для церкви окончен каменный фундамент и каменные стены подвального этажа», то в дальнейшем возникли так называемые «разные неблагоприятные обстоятельства», среди которых можно выделить недостаток денежных средств, пожар у столяра или «вздорожавшие рабочие руки». Помимо этого рабочие столкнулись с необходимостью поднять находившийся в низине участок. Для этого на месте будущей церкви создали насыпь высотой в полтора метра. Разумеется, к Рождеству 1873 года, как изначально планировалось, закончить не удалось – строительные работы шли в течение следующих двух лет. Ровно через два года после закладки – 14 сентября 1875 года – церковь была торжественно освящена и передана приходу св. Марии… Что же в итоге мог лицезреть житель Санкт-Петербурга второй половины XIX века?
Перед петербуржцем возвышалась по-настоящему великолепная кирха высотой 32 метра. Церковь имела три входа, под главным был устроен собственный архив для всей богослужебной литературы. Стоит также заметить, что под церковью находился подвальный этаж, где, что очень интересно, «помещались» две печи. Вместимость кирхи – 400 человек (300 на скамьях и 100 на хорах). Внутреннее и внешнее убранство свидетельствовало и желание архитекторов выстроить церковь в духе средневекового деревянного зодчества. Разумеется, им это удалось. Внутреннее пространство кирхи украшала лепнина, орнаменты над большими створчатыми окнами и надписи над алтарной частью храма. Однако главными достояниями церкви были ее уникальная акустика и, конечно же, расписное окно из мастерской В.Д. Сверчкова, виднейшего мастера витражного дела.
Довольно дорогим «удовольствием» для своего времени было отопление и вентиляция. Как уже известно, в подвальном помещении находились две чугунные печки. Вокруг них были сооружены кирпичные камеры для «принятия наружного воздуха». Словом, кирха была укомплектована по всем требованиям своего времени!
И все было бы прекрасно, строение даже было отремонтирована в 1912 году, однако грянул гром и после 1917 года его передали адвентистам, которые добродушно отнеслись к революционным событиям и, в отличие от представителей прочих конфессий, еще долгое время не подвергались репрессиям и давлению со стороны советской власти. В 1935 году здание церкви св. Марии было передано детскому клубу, а во время блокады Ленинграда храм разобрали на дрова.
Вплоть до 2010-2014 гг. местечко, где находилась кирха, служило то сквером, то автостоянкой, однако силами отдела охранной археологии Института истории материальной культуры РАН на территории бывшей церкви проводилось археологическое обследование, по результатам которого выяснилось, что сохранности цоколя храма можно дать оценку «удовлетворительно», а с юго-западной стороны церкви был обнаружен некрополь, в котором хранятся останки первых рабочих, возводивших Северную столицу в XVIII веке. Сейчас это место стало «полем битвы» между коммерческой компании, желающей построить на месте кирхи жилищно-деловой комплекс, и неравнодушными жителями города. По состоянию на октябрь сего года «поле битвы» имеет другое, более лаконичное название – «сквер Первостроителей». Судебные тяжбы вокруг сквера все еще идут, но, по мнению активистов, победа будет за ними.
Церковь св. Марии при Градских богадельнях
История часовни, а затем и лютеранской церкви св. Марии неразрывно связана с существованием в XVIII веке системы городского призрения престарелых и неизлечимо больных людей. К слову, её зарождение началось с сенатского указа от 19 мая 1733 года, согласно которому в разных районах Санкт-Петербурга произошла закладка 17 городских богаделен. Впрочем, необходимо заметить, что до высочайшего приказа уже существовали богадельни, однако их содержание происходило либо за счет патрона, либо благодаря милостыням неравнодушных жителей Петербурга. Например, сестра Петра I – царевна Наталья Алексеевна – в 1713 году близ своего дворца в Литейной части Петербурга (ныне – пересечение ул. Шпалерная и пр. Чернышевского) выстроила за свой счет первую богадельню для «престарелых и убогих женщин», сведения о которой можно обнаружить в «Описании С.-Петербурга» (1779 г.):
«Дворец бывший Государыня Цесаревны Натальи Алексеевны, каменный и при нём церковь и богадельня, построен в 1711 году. Сей дом под ведением канцелярии от строения садов и домов, в коем и самая канцелярия сия находится, и весь оный дом занят под мастерские департаменты, в которых работают всякие мастерства про все домы Ея Императорского Величества»
Богадельня проработала всего несколько лет и уже после смерти Натальи Алексеевны в 1716 году по приказу Петра I была преобразована в воспитательный дом для приема «несчастнорожденных и бесприютных младенцев». Для этого были обустроены деревянные чуланы, в которые женщины могли принести незаконнорожденных младенцев. Работницы забирали малышей и воспитывали их до семилетнего возраста. После смерти Петра воспитательный дом был упразднен.
Итак, первые богадельни, работавшие за счет государственного попечения, были «приписаны» к церквям и представляли собой избы с сенями, вмещающие до 20 человек, на содержание которых выделялось по 2 копейки в день. С течением времени материальное и хозяйственное состояние богаделен улучшилось. Так, в феврале 1765 года появилось положение «О содержании в Санкт-Петербурге и Москве особливых богаделен для призрения людей обоего пола, престарелых и увечных», благодаря которому на Васильевском острове была учреждена большая городская богадельня на 500 кроватей. Более того, существовавшие на тот момент учреждения городского призрения поделились на две группы финансирования – «штатные» и «заштатные». Если первая получала полное экономическое содержание, то вторая лишь половинное. Разумеется, «заштатные» зачислялись в штат по мере освобождения мест. Василеостровская богадельня находилась в ведении Комиссии экономии, позже – Приказа общественного призрения.
Возвращаясь к истории протестантской церкви св. Марии, необходимо затронуть еще одно не менее важное, по-своему судьбоносное для будущего храма событие – указ Екатерины II Великой от 6 августа 1781 года об открытии для русских и иностранных подданных Градских богаделен вблизи Смольного собора. Именно сюда были переведены все опекаемые из Василеостровской богадельни. Штат учреждения состоял из 900 человек, которые специализировались на 3-х группах опекаемых: «неизлечимые больные (192 человека), совершенно слабые и очень старые (522 человека), частично трудоспособные (145 человек)». Около 15% ото всех призреваемых составляли лютеране и реформаторы, а потому уже с 1798 года здесь существовала часовня, приписанная к кирхе св. Анны, более известной как «Анненкирхе».
Изначально часовня находилась на втором этаже одного из флигелей, и свое название получила в память Императрицы Марии Федоровны. Когда левое крыло основного корпуса надстроили третьим этажом, туда перенесли и часовню, освятив ее 10 сентября 1866 как церковь. Она вмещала всего около сотни человек, а помещение было убрано очень скромно, и в нем служили пасторы разных национальностей: немцы, финны, эстонцы. В начале XX века община насчитывала 150 человек.
После октября 1917 градские богадельни и благотворительное общество при них были упразднены, а через пять лет закрыли и саму кирху. В советское время в зданиях градских богаделен размещался Психоневрологический интернат №1, в наши дни большинство строений снесены, а на их месте расположен элитный жилой комплекс «Смольный квартал».
Церковь св. Марии при Вдовьем доме
Продолжая изучать историю благотворительных учреждений в Санкт-Петербурга, нельзя не затронуть Вдовий дом, открытый в 1803 году по инициативе императрицы Марии Федоровны на Выборгской стороне. В октябре 1809 года Вдовий дом был переведен в бывший Смольный монастырь (ныне ул. Смольного, 1). Учреждение находилось в зданиях бывших монастырских церквей Св. Екатерины и праведных Захарии и Елизаветы. Как и в Градских богадельнях, во Вдовьем доме призревалось много лютеранок, но своего места для молитвы у них долго не было. Тем не менее, данный вопрос оказался решенным: 14 октября 1865 года, в присутствии попечителя барона Б. Фридерикса, генерал-суперинтендант Карл Христиан Ульман освятил часовню при Вдовьем доме. Так же, как и церковь при Градских богадельнях, название часовня получила в память Марии Федоровны.
Строительство часовни проходило под четким руководством ученика Василия Петровича Стасова – Федора Федоровича Рудольфа. Помещение располагалось рядом с большим залом в бельэтаже северо-западной башни и вмещало 300 человек. Через два года это помещение заняла православная церковь Александровского института и часовня переехала в юго-западную башню, на второй этаж. Статус церкви будет ей присвоен лишь через 35 лет – в 1900 году.
До 1900 г. она подчинялась кирхе св. Анны, а затем стала самостоятельным храмом, в котором служил Эдуард Август Маас, законоучитель из Смольного института. Воспитанницы-лютеранки из этого, а также из Александровского института тоже молились в кирхе, просторный зал которой был украшен коринфскими пилястрами.
В 1917 году в ходе революции было упразднено Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, а мужской обслуживающий и медицинский персонал отправили на фронт, финансирование заведения было нарушено. Те вдовы, которые содержались в Вдовьем доме и имели родственников, перебрались в семьи. К концу 1917 года большая часть помещений учреждения, включая помещение церкви, была занята сотрудниками Петросовета и солдатами, тогда же, к сожалению, прекратилось существование и кирхи. В отличие от корпусов Градских богаделен, здание Вдовьего дома сохранилось и в настоящее время здесь располагаются офисы и кабинеты Правительства Санкт-Петербурга.
Таким образом, не всем лютеранским приходам улыбается Фортуна, а судьба трех кирх имени Святой Марии яркое тому подтверждение. И все же, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы память о церквях, пусть даже и фрагментарная, канула в Лету. Известно, что количество утраченных храмов, некогда располагавшихся в Санкт-Петербурге, исчисляется десятками, и, смеем предположить, исследование различных источников, повествующих о храмовом строительстве, лишь способствует формированию понимания, насколько же богата история родного края.