Найти в Дзене

Эссе 209. «Самолюбие его было без пределов…»

(Иван Петрович Липранди)
(Иван Петрович Липранди)

Положению Пушкина не позавидуешь. Здесь не то что чёрная кошка пробежала, тут полный разрыв. Один считает, что сын его не любит, только о себе думает. А другой уверен, что «отец к нему равнодушен и будто бы не имеет попечения об его благосостоянии».

Кто из них прав, кто больше виноват — не нам судить. Всегда ли мы в собственных взаимоотношениях с родственниками разбираемся с достаточной объективностью и верностью? А тут поэт, и этим всё сказано. Истинные поэты не переносят, когда окружающие не понимают их особого восприятия мира и людей. Можно как угодно представлять события тех дней, только историю не оспоришь: она выделила Пушкина из толпы и пометила знаком избранничества. Повторю: не Пушкин избрал поэзию, это поэзия избрала Пушкина. Только далеко не все это сознают. А то, что жить рядом с гением трудно — никакое не открытие.

Немного поулеглось, когда поздней осенью семейство Пушкиных уехало в Петербург, оставив Александра Сергеевича одного в старом одноэтажном, деревянном барском доме.

Произошедшей тяжёлой сценой между отцом и сыном позднее Пушкин воспользуется в «Скупом рыцаре». Жизнь, даже мрачные и ужасные её мгновения, для Пушкина имела смысл постольку, поскольку она способна была отразиться на бумаге и «войти» в литературу. Из чего следует одно: не Пушкин находил стихи (а позже прозу), это поэзия находила Пушкина.

«Сочинил стихотворение» — такое расхожее выражение, только так ничего и не проясняющее. Что значит «сочинил»? Как он «сочинял»? Порой слышится недоумённое: «Вот так просто садится и пишет?» Все мы, за время учёбы в школе «прошедшие» на уроках литературы творчество не одного десятка поэтов и прозаиков, много ли понимаем, как именно «сочиняется»? Как школьное сочинение на предложенную тему?

Что, процесс рождения стихов на обручение великой княжны Анны Павловны с принцем Вильгельмом Оранским и эпиграммы «Полу-милорд, полу-купец…», «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «К ***» («Нет, нет, не должен я, не смею, не могу…)», «Евгения Онегина» и «Медного всадника» одинаков? Мы можем искать и находить, что послужило толчком к рождению стихотворных строк, анализировать историческую обстановку, вглядываться в культурологические пласты, вслушиваться в лексику, пытаться осмыслить жанр, воссоздать настроение поэта в момент написания… Но о каком именно моменте мы ведём речь? О том, в какой он фиксирует стих на бумаге? Но к этому времени поэтические строки уже есть у него в голове. И каким образом они там появились — неведомо самому автору. Напомню лицейские ещё строки, от этого не ставшие менее известными:

…Задумаюсь, взмахну руками,

На рифмах вдруг заговорю.

Но отчего вдруг стихи свободно потекли? И откуда: из ранимой души поэта, из счастливого или разбитого сердца, из подкорки его гениального мозга? Как, откуда, когда? Ведь только что поэт думал о другом, разговаривал о другом, был занят совсем другим. Или вообще спал, и вдруг, прервав крепкий сон, пришли стихи неведомо зачем… Дано ли нам знать — «из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как жёлтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда. ...На радость вам и мне»?

С отъездом отца подчинение Пушкина надзору местных властей перешло в ведение местного предводителя дворянства и настоятеля Святогорского монастыря. Такая вот проза жизни, преследовавшая поэта постоянно. Её хватало и раньше, разве что теперь она стала откровенно открытой. Всегда ли мы, рассуждая о творчестве поэта, сознаём, каково было Пушкину жить и творить, находясь всё время «под колпаком»? Ведь в Михайловском надзор лишь продолжился. А когда начался? Неизвестно. Во всяком случае, на Юге он был, что называется, с первого дня. Вернее, со второго.

Жизнь не только прекрасна и удивительна, она ещё причудлива и таинственна. Наверно, поэтому для нас, как и для Пушкина, остались тайной источники информированности царя о том, что происходило с поэтом на Юге. Не знаю, насколько я прав, но ещё до того, как на глаза попались неявные и совершенно отчётливые указания некоторых исследователей на этот счёт, обращённые к конкретному лицу, мне резануло слух одно слово. Сначала оно встретилось в письме Воронцова министру иностранных дел графу К. В. Нессельроде, где губернатор называл основной недостаток Пушкина — его «самолюбие». А потом это же слово повстречалось в мемуарах современника поэта И. П. Липранди, когда, выделяя основную психологическую черту Пушкина, он написал: «Самолюбие его было без пределов: он ни в чём не хотел отставать от других…».

«Какое удивительное совпадение в восприятии личности, к тому же очень неоднозначной, противоречивой, у таких разных людей, как Воронцов и Липранди», — подумалось тогда. Тем более, что первый особым расположением Пушкина не жаловал, а другой, наоборот, отмечается многими, скорее явно симпатизировал поэту. Достаточно вспомнить слова, сказанные вскоре после смерти Пушкина Е. Н. Вревской (Вульф): «Я встретила Липранди, и мы с ним много говорили о Пушкине, которого он восторженно любит».

А несколько позже возникла ещё одна тематическая «перекличка». Снова между письмами Воронцова к К. В. Нессельроде и Антону Фонтону, в расчёте опять же на то, что содержание станет известно Нессельроде (напомню: про прибывающих путешественников, число которых всё увеличивается и которые считают долгом чествовать Пушкина и чрезмерно превозносят его талант; про восторженных поклонников пушкинской поэзии, которые, восхваляя его, тем самым кружат ему голову и поддерживают в нём убеждение, что он замечательный писатель), и упоминанием Липранди в своих мемуарах о «кишинёвской молодёжи, увивавшейся за Пушкиным».

Случайностей в реальной жизни происходит, конечно, великое множество. Но обычно очень хочется убедиться в том, что привлёкший твоё внимание эпизод на самом деле случаен. Попытаемся следовать распространённой ныне максиме: доверяй, но проверяй.

Итак, Воронцов и Иван Липранди. За отправные точки разбирательства возьмём три факта.

Первый — Воронцов о самолюбии Пушкина написал в 1824 году, а Липранди — в 1866 году.

Второй — на Юге оба, Пушкин и Липранди, появились почти одновременно, с разницей всего в месяц. Совпал по времени и их переезд из Молдавии в Одессу — «передислокация» состоялась тоже довольно слаженно. Граф М. С. Воронцов, став новороссийским генерал-губернатором, принимает Пушкина и объявляет ему, что он переходит под его начальство, и параллельно приглашает к себе Липранди на службу чиновником по особым поручениям. Служба эта по странному стечению обстоятельств продлится немногим долее после отъезда Пушкина с Юга (нужно будет завершить ещё одно дельце).

Третий — тесные отношения между Воронцовым и Липранди начались задолго до Одессы. В 1814 году после заключения мира во Франции Воронцов, тогда ещё генерал, командир Отдельного оккупационного корпуса русской армии во Франции, и начальник штаба генерал Михаил Орлов поручили подполковнику Липранди организовать «военную полицию» — структуру по тем временам неведомую для русской армии.

Вот с этого момента, как говорят, пожалуйста, поподробнее. Но сначала деликатный вопрос: почему при выборе кандидата на столь специфичное место востребован оказался именно Липранди?

Уважаемые читатели, голосуйте и подписывайтесь на мой канал, чтобы не рвать логику повествования. Не противьтесь желанию поставить лайк. Буду признателен за комментарии.

И читайте мои предыдущие эссе о жизни Пушкина (1—208) — самые первые, с 1 по 28, собраны в подборке «Как наше сердце своенравно!», продолжение читайте во второй подборке «Проклятая штука счастье!»(эссе с 29 по 47)

Нажав на выделенные ниже названия, можно прочитать пропущенное:

Эссе 118. «…Зависеть от царя, зависеть от народа — Не всё ли нам равно?»