Чего ждать от российской экономики в наступившем году? В начале года все традиционно делают прогнозы. В издании РБК вышла большая публикация с подборкой мнений различных экспертов о перспективах российской экономики в 2024 году. "2024 год будет годом компромиссов", - гласит подзаголовок.
"Российская экономика завершила 2023 год на позитиве", - пишет издание, имея в виду рост ВВП на 3,5%, который носит "восстановительный" характер и начал выглядеть более солидно, после того как Росстат решил исправить падение 2022 года с 2,1% на 1,2%.
Так или иначе, "фаза восстановительного роста, по всей видимости, завершена, и теперь экономике предстоит искать источники роста в условиях жесткой денежно-кредитной политики, рекордного кадрового голода и сохраняющейся геополитической неопределенности", - констатирует СМИ.
Рост ВВП в 2024 году ожидается меньше, чем в 2023. Самый оптимистичный прогноз дает Минэкономразвития: +2,3%. Правда это в "базовом" сценарии, а еще там есть "консервативный", где ожидают рост на 1,4%. Для остальных ведомств и аналитиков, которые настроены не столь позитивно, "консервативный" сценарий Минэкономразвития является базовым. ЦБ прогнозирует рост на 1,3% (причем прогноз понижен с предыдущих 1,5%), МВФ - на 1,1%, консенсус-прогноз российских аналитиков тоже выдает цифру 1,3%.
Есть и еще чуть более позитивные прогнозы. Например, Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН считает, что рост ВВП по итогам года может составить 2%, но для этого нужно "снятие текущих ограничений роста". А этими ограничениями можно считать санкции, кадровый голод, высокие кредитные ставки, ту самую "геополитику". Снимутся ли эти ограничения в текущем году? По-моему, ответ очевиден. Но если дать прогноз в духе "а вот если бы не... то было бы...", - звучит куда оптимистичнее, чем "со всем этим... вот так...".
Главный экономист по России и СНГ+ «Ренессанс Капитала» Софья Донец, наоборот, дает более пессимистичный прогноз, ожидая роста экономики по итогам года не более 1%. "На смену циклическому восстановлению приходит циклическое замедление", - утверждает она. Также она озвучивает весьма здравую мысль (которая и вынесена в подзаголовок статьи), что власти будут вынуждены искать компромисс между интересами политики и экономики. Правда, примеры приводит несколько не те, что напрашиваются в первую очередь, но тоже верные:
Например, кто-то хочет продлевать льготные программы, а кто-то — сокращать. Придется искать компромисс, будут дискуссии. Даже ЦБ, с одной стороны, проводит ультражесткую политику и хочет снижать инфляцию, с другой — у него в прогнозе заложен рост ВВП и очень даже неплохой рост кредитования — на 5–10%. Даже внутри этого прогноза есть риски, что придется выбирать что-то одно.
Также очень большая часть публикации озаглавлена как "дискуссия о перегреве". Как известно, Банк России и ряд экономистов утверждают, что российская экономика перегрета. Г-жа Набиуллина даже привела уже ставший знаменитым пример с автомобилем во время одного из своих последних выступлений: "ехать будем быстро, но недолго":
После перегрева, как правило, следует "охлаждающая" рецессия.
Софья Донец, к примеру, не согласна, что российская экономика перегрета, хоть дает и самый пессимистичный прогноз на фоне остальных. По ее мнению, это просто восстановительная фаза, возврат к докризисному тренду, который всегда сопровождается ростом инфляции:
Растут обработка, финансы, строительство, которое до кризиса лет пять вообще не росло, сельское хозяйство, госуправление и безопасность. При этом есть много секторов, у которых долгосрочный тренд плоский, там в реальных ценах не наблюдается рост. Можно ли говорить о перегреве экономики, в которой только несколько секторов вернулись на докризисный тренд?
Попробую выразить ее мысль в сопоставлении с автопримером Набиуллиной более понятным языком: если восстановительный рост экономики менее чем на 1% в год (за 2022-2023) считать перегревом - то что же это за автомобиль такой, который перегрелся, не разогнавшись даже до 1%? И куда мы вообще на нем сможем уехать?
Каковы основные риски для экономики 2024 года?
Управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию агентства «Эксперт РА» Антон Табах охарактеризовал главный риск так (на мой взгляд, довольно четко):
У нас окажется две экономики: сидящая на бюджетных деньгах и субсидированных кредитах, у которой все будет хорошо и которая будет двигаться вперед, и закредитованная, или сильно зависимая от кредитной активности граждан, которой будет не очень хорошо. В среднем будет средненько, то есть замедление, но не полноценная рецессия масштабов 2014–2015 годов или 2022 года.
Отсюда можем запомнить емкую и всем понятную мысль: "В среднем будет средненько".
Софья Донец добавляет, что "бюджетный стимул, составивший в 2023 году рекордные 5%, в 2024 году выйдет на плато". "Поэтому лейтмотивом этого года будет поиск источников роста экономики, - считает она, - хотя рынок труда тоже будет оставаться в повестке".
Также аналитик не исключает, что в 2024 году может прилететь новый "черный лебедь".
Существенным внешним риском для российской экономики в среднесрочном периоде останется усиление санкционного давления, особенно - через механизм вторичных санкций, - говорится в прогнозе ИНП РАН.
Также аналитики сходятся во мнении, что остается риск глобальной рецессии, который не реализовался в 2023 году, но может быть реализован в 2024, что негативно скажется на экономике России:
Россия не настолько нечувствительна к внешним параметрам, как кому-то хотелось бы это видеть. Если реализуется сценарий мировой рецессии, у нас будет низкий экспорт, слабый рубль.
Отдельная часть публикации посвящена потенциальным изменениям в российской экономике на фоне президентских выборов. И тут тоже должны возникнуть те самые "компромиссы", о которых говорится в подзаголовке, но уже компромиссы между властью и населением, - считает Софья Донец:
Вам нужно и потратить, доставить какие-то электоральные стимулы, и чтобы это не сказалось нездорово на инфляции, которая и так достаточно большая, или на курсе, который только-только стабилизировали.
"Никакие дополнительные стимулирующие меры не были объявлены, они могут быть анонсированы непосредственно накануне выборов", - говорится в обзоре «Ренессанс Капитала». Наиболее вероятным аналитики компании считают какие-то разовые выплаты в первом квартале, что будет дополнительным фактором для разгона инфляции.
Антон Табах прогнозирует очередной рост налоговой нагрузки на бизнес, но при этом еще точно не знает, как именно он будет реализован:
Вполне возможно, мы увидим большие новации в налоговой сфере с 2025-го. Причем можно предсказать, что они будут в сторону повышения нагрузки, но конкретные параметры оценить сложно.
Вообще, все аналитики сходятся во мнении, что одним из ключевых макроэкономических составляющих российской экономики 2024 года будет оставаться высокая инфляция.
Резюмируя все описанные прогнозы, можно кратко, тезисно описать, каким видят аналитики 2024 год для российской экономики:
- Рост ВВП в районе 1,3%;
- Высокая инфляция (не менее 5-6%, по ощущениям - сравниваем с нынешними 7,5%);
- Продолжение политики бюджетного стимулирования, но без дальнейшего наращивания;
- Постоянные компромиссы, выбор "из двух зол";
- Сохраняющиеся риски: геополитика, санкции, кадровый голод, мировая рецессия;
- Дополнительные риски, которые могут быть вызваны околовыборными процессами.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.