6,9K подписчиков

1. Ричард II. Начало. Восстание Уота Тайлера. 1367-1381 годы

583 прочитали
Ричард II.
Ричард II.

6 января 1367 года родился тот, с кого следовало бы начинать мой цикл «Йорки против Ланкастеров» - король Англии Ричард II. Человек большого будущего, бурной жизни и трагичной судьбы.

Отцом Ричарда был «Черный Принц» Эдуард Уэльский (1330-1376). Известный военачальник Столетней войны, наследник Эдуарда III (король в 1327-1377).

Вы конечно уже знаете, или, по крайней мере, видите даты в скобках. Да, Черный Принц скончался на год раньше Эдуарда III. Таким образом, первый кризис в жизни юного Ричарда случился в 1376 году. Когда встал вопрос о престолонаследии.

Тогда заседал «Добрый парламент», и для него в общем вопроса с престолонаследием не было. Конечно деду должен был наследовать внук по старшей линии. То есть Ричард.

Почему вообще встал вопрос? Парламентарии опасались, что при малолетстве племянника руку к короне может протянуть старший на тот момент из сыновей Эдуарда III Джон Гонт. Скорее всего, расчета на корону у Гонта не имелось, но вот регентство… Почему бы и нет?

Как бы то ни было, уже через пару недель после смерти Черного Принца парламент официально провозгласил наследником престола Ричарда Бордосского. «Прозвища» монархам Дома Плантагенетов часто давали по месту рождения. В случае Ричарда – город Бордо.

Ну а что сам Эдуард III? К этому времени он был тяжело болен, неадекватно воспринимал действительность и голоса практически не имел. Главным действующим лицом правительства являлся канцлер Садбери архиепископ Кентерберийский.

Коронация Ричарда II.
Коронация Ричарда II.

Кончины старого короля ждать пришлось недолго, и 22 июня 1377 года 10-летний мальчик взошел на трон Англии. К этому времени страна оказалась не в лучшем состоянии.

Война с Францией, когда блестяще сведенная к миру в Бретиньи (1360) давно пошла не так и не туда. Французы вернули себе многое из утраченного и уже угрожали Кале и Бордо – важнейшим оплотам Англии на материке.

Хуже того – французский флот господствовал в Проливе, французские десанты высаживались на побережье Англии, грабили и сжигали селения. Например, был занят, разграблен остров Уайт – от побережья Британии его отделяет всего 5 км.

Для отпора французам или даже для переноса войны на материк требовались средства. И немалые. Правительство архиепископа Садбери вводит экстраординарные налоги. В частности, в 1380 году парламент санкционировал подушный налог, наиболее всего ударивший по неимущим слоям населения. Тут-то давно назревавший нарыв и лопнул.

Кризис назревал давно. Его подогревали уже законы Эдуарда III, ограничивающие максимальный размер оплаты труда. А тут еще новые налоги плюс неспособность правительства защитить жителей побережья от нападений французов. Да и вообще неудачный ход войны на континенте не добавлял популярности правительству.

В 1381 году последовали массовые отказы платить новый налог. И даже хуже – правительственные чиновники начали подвергаться гонениям, избиениям и даже убийствам.

И вот в конце мая – начале июня 1381 года в двух прилегающих к Лондону графствах Кент и Эссекс полыхнуло в открытую.

Знакомьтесь: архиепископ Садбери. Точнее, его череп, хранящийся в церкви.
Знакомьтесь: архиепископ Садбери. Точнее, его череп, хранящийся в церкви.

Организованную часть мятежа в Кенте возглавил Уот Тайлер.

Кстати, приблизительно в этих же местах в 1450 году полыхнет восстание Джека Кэда.

Как обычно для лидеров средневековых восстаний, достоверных сведений об Уоте Тайлере у историков не имеется. Просто примем это имя как факт без биографии.

Чего хотели мятежники? Их требования для XIV века носили достаточно радикальный характер. Идеологом восставших стал священник Джон Болл, проповедовавший, так сказать, социальное равенство («Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто дворянином был тогда?»): власть дворян упразднить, землю и имущество поделить.

В Лондоне у восставших было много сторонников. Они-то и призвали толпы мятежников Эссекса и Кента. 11-12 июня 1381 года Уот Тайлер встал под Лондоном.

13 июня Уот Тайлер был впущен горожанами в Лондон. Начались грабежи и поджоги домов знати. Заодно спалили дворец ненавидимого простонародьем Джона Гонта.

В правительстве разразился кризис. Посланные изначально небольшие группы солдат были с позором прогнаны мятежниками. Король с оставшимися при нем сторонниками спрятался в Тауэре. Канцлер Садбери поспешил отказаться от власти.

Судя по хроникам правительство в этот критический момент спас 14-летний мальчик, король Ричард II.

Убийство Уота Тайлера. Обратите внимание: король изображен дважды.
Убийство Уота Тайлера. Обратите внимание: король изображен дважды.

14 июня король вышел к восставшим. Даже если это сделал он не по своей воле (хотя хроники говорят: решил сам), то всё равно поступок смелый. Где гарантия, что толпа не разорвет пусть даже короля?

Пока Ричард вел переговоры с восставшими, принимая все их условия, особо ненавидимые советники должны были бежать по реке. Но им это не удалось. Толпа ворвалась в Тауэр и устроила самосуд. Нескольких приближенных короля, в том числе и архиепископа Садбери, убили. Головы их выставили на Лондонском мосту.

Говорят, если бы толпа добралась в тот момент до юного Генриха Болингброка (сына Джона Гонта), то его постигла бы та же участь. Но судьба сберегла королевского кузена. Да, для того, чтобы он через двадцать лет убил короля.

Это был пик мятежа. Лондон в руках восставших. Король почти в их руках. Советники короля убиты. Надо было что-то делать.

И вот 15 июня Ричард II организует еще одну встречу с Уотом Тайлером. Главарь мятежников ведет себя крайне вызывающе, говорит с королем если не презрительно, то покровительственно и выдвигает свои самые радикальные требования. Юный король, говорят, хладнокровно ведет переговоры.

В какой-то момент возникает потасовка, и мэр Лондона вонзает Тайлеру в бок кинжал. В толпе мятежников возникает крик «Измена!», и кто знает, чем бы всё это кончилось, не подлети в этот момент Ричард II к мятежникам. Дескать, молчать! Я ваш вождь!

Пока мятежники колебались, кто-то падал на колени перед королем, мэр привел на площадь ополчение, которое потихоньку вытеснило растерянных и лишенных вождя людей.

Дальше закономерно начались казни, а Ричард II ярко вошел в историю. Пожалуй, еще более убежденный в божьем к нему благоволении.

Продолжение: