Найти тему
Рок на БиС

Рок-кладовая Александра Галина. LOS BRINCOS. Merseybeat из Испании. Начало

Одна из самых успешных испанских рок-групп 1960-х годов, которая критиками и поклонниками называлась не иначе, как SPANISH BEATLES (LOS BEATLES Españoles, Заметим, что испанскими THE ROLLING STONES (Spanish ROLLING STONES) иногда неофициально называют LOS SALVAJES, характерным отличием которых был существенно более жесткий звук, типа прото-хеви-прога). В некоторых источниках вообще указывается о существовании своей, особой испанской формы массового состояния обожания кумиров по типу международной «битломании», называемой «Brincosis».

Источник изображения книга издательства Rock-ExPress.ru
Источник изображения книга издательства Rock-ExPress.ru

Но для правильного размещения историко-музыкальных акцентов нужно всё же четко представлять, какова была социальная атмосфера во Франкистской Испании (период между 1936 и 1975 годами, когда Испания находилась под управлением диктатора Франсиско Франко) к началу 1960-х годов.

Социально-политический климат в обществе, несмотря на начавшуюся с конца 1950-х годов консервативную модернизацию, продолжал оставаться правым авторитарным и клаустрофобным. Тоталитарный режим недружественно относился к «рок-н-ролльной» субкультуре и новой либеральной культуре в целом, упорно ограничивая ее проникновение в Испанию. При этом католическая церковь всем своим авторитетом морально поддерживала антипатию к новой поп-музыке, массово экспортируемой из США и Великобритании.

Открытая враждебность испанских СМИ к нарождавшейся рок-культуре была очевидной. Испанские власти весьма сдержанно и настороженно отнеслись даже к приезду в июле 1965 года THE BEATLES, а полицейские в Мадриде жестоко избивали молодых поклонников британской команды...

Многие молодые испанцы из-за таких условий были вынуждены эмигрировать. Однако информационный и культурный вакуум в полном смысле создать франкистам все же не удалось. С конца 1950-х годов в Испании достаточно активно создавались молодые группы, но чаще всего они были ограничены отсутствием хороших музыкальных инструментов. В основном, такие самодеятельные коллективы играли обработки иностранных хитов, записи которых кто-либо из знакомых смог раздобыть. И если все-таки им удавалось выпустить пластинку, то не иначе как в формате четырех-композиционных EP.

Удивительно то, что, несмотря на отмеченные социально-экономические и политические причины, в юго-западном регионе Европы в 1960-е годы сформировалась действительно потрясающая музыкальная бит-групповая сцена с отчетливыми вкраплениями этнических элементов уникального «испанского прогрессива».

И произошло всё это в немалой степени благодаря вкладу именно LOS BRINCOS – они внезапно вышли на новый уровень, написав свои собственные песни и представившись потрясающим дебютным LP, поддержанным двумя EP и двумя синглами…

Группа LOS BRINCOS (в переводе на русский – СЕРЬГИ) сформирована в 1964 году в Мадриде. Первоначально предполагалось назвать группу вообще по-английски THE BLACK SHEEPS («Черные овцы»).

Оригинальными участниками стали: Фернандо Арбекс (Fernando Arbex) – барабаны, перкуссия, вокал, Антонио «Юниор» Моралес (Antonio ‘Junior’ Morales) – соло-гитара, вокал, Хуан Пардо (Juan Pardo) – ритм-гитара, вокал, Мануэль Гонсалес (Manuel González) – бас, вокал.

Вначале несколько слов об основателях группы и истоках ее создания. Фернандо Арбекс (полное имя – José Fernando Arbex Miró, 28 мая 1941 года – 5 июля 2003 года) еще в подростковом возрасте он играл вместе со своим братом – гитаристом Луисом Арбексом (Luis Arbex, погиб при падении с грузовика в 1964 году во время прохождения военной службы) в группе LOS ESTUDIANTES (СТУДЕНТЫ). Один из участников этой группы – ведущий вокалист и гитарист Хосе Барранко (José Barranco) в дальнейшем работал с LOS FLECOS (в 1966 году они записывались в Барселоне на лейбле Vergara).

Еще один бывший «студент» Рафаэль Арацил (Rafael Aracil) в 1967 году принял участие в качестве сессионного гитариста в записи сингла поп-дуэта Juan & Júnior (лейбл Novola), где «юниором» был Антонио Моралес (10 сентября 1943 года, Манила – 15 апреля 2014 года, Торрелодонес) из оригинального состава LOS BRINCOS – певец и актер, по происхождению Spanish Filipino (филиппинец, у которого есть испанские корни).

Антонио Моралес в возрасте 15 лет вместе с семьей эмигрировал в Испанию, вначале поселившись в Барселоне, а затем переехав в Мадрид. В 1958 году он вошел в состав группы THE JUMP – пионеров испанской электрогитары, а с 1961 по 1963 год играл в группе LOS PERENIKES. В историю раннего испанского бита LOS ESTUDIANTES попали с тремя семидюймовыми синглами «El Rock And Roll De ‘Los Estudiantes’» (1960), «It Il Be Me» (1963), «Don Quijote» (1964), выпущенными Departamento De Discos ‘Philips’ (специальный филиал голландской звукозаписывающей компании Philips Records, действовавший в 1950-х – начале 1960-х в Испании, иногда указывается торговая марка Philips Ibérica).

Ютуб-канал 33 45

В 1985 году записи СТУДЕНТОВ были переизданы в формате винилового диска-гиганта лейблом Alligator Records (истоки создания Alligator Records уходят в середину 1970-х годов к фирме Dial Discos, S.A.) в рамках серии Historia De La Musica Pop Española под номером 30.

Возвращаясь к карьере Арбекса следует указать, что позднее он стал влиятельным испанским музыкантом, поэтом-песенником, продюсером и аранжировщиком, пользовавшимся успехом – как со своими группами, так и с другими артистами, включая Хосе Фелисиано (Jose Feliciano), Гарри Белафонте (Harry Belafonte), Нану Мускури (Nana Mouskouri), Эмилио Арагон (Emilio Aragón), Мигеля Бозе (Miguel Bosé) и даже около трех лет работал с мегапопулярной в первой половине 1970-х годов шотландской поп-рок-группой MIDDLE OF THE ROAD.

Кроме того, Фернандо Арбекс записывал произведения за пределами рок-н-ролльного коммуникационного поля, сочиняя оригинальную музыку для кино и балета. Он является автором оригинальной музыки и текстов – совместно с Висентом Эскрива (Vicente Escrivá), к первому испанскому мюзиклу «La Maja de Goya», премьера которого состоялась 19 декабря 1996 года, а промо-компакт-кассеты с демонстрационной записью стали доступными в органиченном количестве ранее – с 1995 года в качестве Noncommercial Audio Recordings. Официальный CD вышел после премьеры.

Ютуб-канал SiccasGuitars

Голос Антонио Моралеса был сравним с голосом «британского соловья» Клиффа Ричарда. В 1979 году Моралес по семейным обстоятельствам на время прервал свою музыкально-артистическую карьеру. Но затем в 1980-х годах он снялся в нескольких фильмах и выпустил три сольных альбома для Филиппин. Однако вернемся в 1960-е.

На вечеринке в ночном клубе в Мадриде Фернандо встречается с Хуаном и убеждает его принять участие в создании нового музыкального проекта. Этим «Хуаном» был, как уже нетрудно догадаться, был именно Хуан Пардо, на то время – вокалист LOS PERENIKES, а впоследствии поющий ритм-гитарист вновь созданных LOS BRINCOS. Отец Хуана Пардо был адмиралом и не разрешал сыну носить длинные волосы. Занятие музыкой вызывало неприятие в консервативных семьях Пардо и других участников группы, за исключением Мануэля Гонсалеса – брата актера Агустина Гонсалеса. Так вот, младшего Гонсалеса, игравшего в инструментальном ансамбле THE BLUE SHADOWS, специализировавшемся на исполнении кавер-версий британских THE SHADOWS, пригласили в качестве басиста в группу, которая и станет LOS BRINCOS.

Вначале группа репетировала на крыше дома Арбекса. Все четверо участников оригинального состава LOS BRINCOS хорошо пели, и вокальные гармонии были важным компонентом в формировании уникального саунда данного высококлассного самобытного музыкального проекта.

Палитра богатого звукового наследия, оставленная LOS BRINCOS, весьма разнообразна – от незамысловатой бит-музыки в ранний период до психоделического прогрессива при завершении карьеры, нередко пересекающегося со звуковыми территориями поздних THE BEATLES и даже, отчасти, ранних альбомов Карлоса Сантаны (Carlos Santana)…

Яркие гармонии и превосходное мастерство испанцев черпают вдохновение и уходят своими корнями в творчество таких представителей ранней американской поп-музыки, как THE LOVIN’ SPOONFUL, THE BEACH BOYS, THE MAMAS & THE PAPAS, THE TURTLES. Все это отчетливо проявилось при подготовке материала для первой пластинки.

Близкий друг Арбекса еще со времен совместной работы в LOS ESTUDIANTES Луис Сарториус (Luis Sartorius, к сожалению, возвращаясь после репетиции попал в дорожно-транспортное происшествие и погиб) хотел создать чисто испанскую национальную группу, но обязательно максимально похожую на THE BEATLES.

Благодаря Сарториусу удалось привлечь внимание лейбла Zafiro к записи. Материал к альбому записан в мадридской студии американской корпорации RCA (позже – Estudios RCA). Для своей первой работы группа использовала все самые современные звуковые приемы, которые можно было применить в Испании. Инженером звукозаписи был Хосе Мария Батле (José Maria Batlle). Студийных музыкантов для записи песен не приглашали.

В декабре 1964 года группа дебютировала на международном рынке звукозаписи с альбомом под одноименным названием Los Brincos, в котором песни на английском «Dance ‘The Pulga’», «I’m Not Bad», «I Can’t Make It», «Shag It», «Cry», «What’s The Matter With You» и «Don’t Doubt» чередовались с испаноязычными – «Es Para Ti», «Nila», «Bye, Bye Chiquilla», «Flamenco» и «Es Como Un Sueño».

С одной стороны – это типичный Beat или, скорее, «Гаражный рок» того времени, но с другой – в альбоме прицельно аккумулирован мощнейший энергетический аудиозаряд, в котором соединены такие разнообразные музыкальные плоскости, как оригинальный Rhythm & Blues, Doo-Wop, Surf и даже Mod и Proto-Punk. Как и все великие британские группы 1960-х годов, LOS BRINCOS взяли американский рок-н-ролл на черной блюзовой основе, объединив со своими местными музыкальными традициями, и в результате получилось что-то совершенно новое.

К тому времени недавно созданная фирма Novola рискнула полностью профинансировать данный проект и… не прогадала! На дебютном релизе нет ни единой кавер-версии известных хитов, размещение которых на то время с маркетинговой позиции было бы в принципе беспроигрышным вариантом (LOS BRINCOS вообще на протяжении всей своей карьеры не злоупотребляли исполнением кавер-версий) – участники группы отважились и записали исключительно песни, которые они сочинили самостоятельно.

Los Brincos (1964) - Los Brincos скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

Диск был записан в составе: Antonio «Junior»Morales – solo guitar, vocals; Juan Pardo – rhythm guitar, vocals; Manuel González – bass, vocals; Fernando Arbex – drums, percussion, vocals; +Maryni Callejo – celesta (9).

Оригинальная обложка

Источник изображения discogs.com
Источник изображения discogs.com

Продюсером выступил Мэрини Кальлехо (Maryni Callejo), который к тому времени уже несколько лет (1962-1964) работал с известной вокальной поп-группой LOS BRUJOS. Кроме этого, при записи третьего трека «Nila» Кальлехо сыграл на челесте (Сelesta (итал. – «небесная») – небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне напоминающий пианино, звук наподобие колокольчиков извлекается молоточками). До сих пор вызывает удивление, как лейблу удалось обойти цензуру с «Shag It» – это вовсе не а-ля ранее битлоголосое сиропообразное пение; таких резких тем – по существу предтеч панк-рока – не было в 1964 году даже на Би-Би-Си… Несколько треков вообще звучат так, как будто они по духу виртуально вписываются в виде «потерянной» звуковой дорожки (Lost Soundtrack) к одному из тарантиновских фильмов.

Выход первой пластинки поддерживали синглы «Dance ‘The Pulga’//Bye, Bye Chiquilla» и «Cry//Flamenco», а также два EP – испаноязычный «Flamenco/Nila//Bye, Bye Chiquilla/Es Como Un Sueño» и англоязычный «Dance ‘The Pulga’/I Can’t Make It//Shag It/I’m Not Bad».

Звукозаписывающая компания представила группу как – «БИТЛЗ для испанцев». И действительно – например, песню «Cry» вполне мог бы спеть Джон Леннон (John Lennon). Но первым хитом новообразованной группы в Испании стала песня «Flamenco». Эта тема и поднимает их до самого высокого уровня. Вероятно, звуки фламенко в рок-музыке были использованы впервые. Таким образом, можно вполне согласиться с утверждениями о том, что звездами эту группу сделала именно песня «Фламенко». «Flamenco» по сути ничем не уступает «(I Can’t Get No) Satisfaction» РОЛЛИНГОВ, которая вышла полгода спустя!

Ютуб-канал Los Brincos – тема

Дебютная пластинка LOS BRINCOS была дважды официально переиздана (Reissue) на компакт-диске: в 1991 году – лейблом Zafiro и в 1998 году – фирмой Arcade Music Company España. Компания Vinilisssimo (партнер известного современного испанского рекорд-лейбла Munster Records), которая специализируется на переизданиях фонографического наследия испанского бита, гаража, психоделии, фламенко, прогресивного рока и других раритетных архивных записях 1960-х – 1980-х годов, в 2010 году выпустила данный альбом в формате 180-граммной виниловой пластинки по цене 18 евро за экземпляр.

Все переиздания представляют собой точную копию оригинала без добавлений бонусов и других изменений. К сожалению, на российском фонографическом рынке данный продукт до настоящего времени доступен не был, что существенно повышает его коллекционную ценность для филофонистов.

Продолжение следует...

Автор текста - Олег С. Редактор - Александр Галин. Дополнительная редакция, заголовок и вставка музыкальных фрагментов - БиС.

Предыдущие материалы из серии "Рок-кладовая":

Дзен-канал "Рок на БиС" рекомендует книги о рок-музыке от издательства Rock-ExPress.ru

Логотип издательства
Логотип издательства