Найти тему
Интересная история

Почему в Российской Империи свёкры спали со своими снохами

Оглавление

«Нигде, кажется, кроме России, — нет по крайне мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрёл характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название — снохачество». (с) В. Д. Набоков, русский публицист.

В Российской Империи XVIII-XIX веков крестьяне жили большими семьями под одной крышей. Главным считался старший мужчина, отец семейства, имевший внутри семьи абсолютную власть (распределение работы, ресурсов, принятие всех решений). В таких условиях возникало явление снохачества, когда старший мужчина принуждал к близости младших женщин семьи, чаще всего - жён его сыновей.

Как происходило принуждение

Чтобы получить молоденькую сноху в своё полное распоряжение, глава семейства прибегал к разным хитростям. Например, отцы намеренно женили сыновей в возрасте 11-12 лет, выбирая в невестки девушку 16-17 лет. Пользуясь неопытностью и безволием юного жениха, отец в первые несколько лет "любезно" исполнял супружеские обязанности сына.

Другой хитрый фокус - женить сына прямо перед отправкой на долгую воинскую службу. На целую четверть века юная сноха оказывалась во власти свёкра.

Ещё один способ разделить молодожёнов - отправить сына на отхожий промысел, то есть на заработки в город. В этом случае муж и жена будут видеться от силы пару раз в год. Всё остальное время сноха предоставлена свёкру.

Доказательства

-2

Упоминания о снохачестве встречаются в трудах историков и писателей. Например, в работе Владимира Безгина "Правовая культура русской деревни", приводится сообщение информатора из Болховского уезда Орловской Губерни:

Снохачество здесь распространено потому, что мужья уходят на заработки, видятся с жёнами только два раза в год, свёкор же остаётся дома и распоряжается по своему усмотрению.


В романе Тургенева "Отцы и дети" можно встретить следующие строки:

— Семья наконец, семья, так, как она существует у наших крестьян! — закричал Павел Петрович.
— И этот вопрос, я полагаю, лучше для вас же самих не разбирать в подробности. Вы, чай, слыхали о снохачах?

Наконец, следующие строки есть в стихотворении Некрасова деревенские новости:

В Шахове свёкру сноха
Вилами бок просадила —
Было за что…

Что ждало сноху, которая пыталась сопротивляться

-3

Далеко не каждая сноха добровольно соглашалась на такие отношения, но отказаться от них было почти невозможно, ведь после замужества жизнь снохи полностью зависела от свёкра.

За послушность и угождение свёкр мог выделять снохе больше вкусной еды, уменьшить количество обязанностей, избавить от неприятной работы. В случае отказа сноху ждала обратная ситуация. Свёкр мог свалить на неё всю самую грязную и тяжёлую работу, почти полностью лишить еды, подвергнуть побоям и аресту в подполе, погребе или холодном амбаре.

Кроме того, в руках свёкра всегда оставался главный козырь. Он легко мог оговорить невинную девушку перед мужем. Наплести сыну, что та в его отсутствии гуляла с другими мужиками. Молодые супруги виделись редко, не успевали сформировать доверительную связь, поэтому сын чаще всего верил отцу на слово.

-4

В этом случае сноху ждали ещё более жестокие побои от супруга. Дело могло дойти до вывода - чудовищного способа наказания, в котором неверную жену, в чём мать родила, волокут через всю деревню, осыпая ударами и бранью.

Не удивительно, что в таких условиях снохач почти всегда добивался своего. Изредка девушки пытались жаловаться в волостные суды, но те устранялись от разбирательства подобных дел.

Отношение церкви

Православная церковь осуждала снохачество как грех, причём более тяжкий, чем обыкновенный разврат. В этом случае близость можно было считать кровосмешением, ведь согласно традициям сноха становилась дочерью свёкра, частью его семьи.

Конец явления

Со временем количество крестьянских разделов увеличивалось, молодожёны стали переселяться в собственное жильё, где вели свой быть, отдельный от родителей. Так с распадом большой патриархальной семьи явление снохачества постепенно сошло на нет.