«Нигде, кажется, кроме России, — нет по крайне мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрёл характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название — снохачество». (с) В. Д. Набоков, русский публицист.
В Российской Империи XVIII-XIX веков крестьяне жили большими семьями под одной крышей. Главным считался старший мужчина, отец семейства, имевший внутри семьи абсолютную власть (распределение работы, ресурсов, принятие всех решений). В таких условиях возникало явление снохачества, когда старший мужчина принуждал к близости младших женщин семьи, чаще всего - жён его сыновей.
Как происходило принуждение
Чтобы получить молоденькую сноху в своё полное распоряжение, глава семейства прибегал к разным хитростям. Например, отцы намеренно женили сыновей в возрасте 11-12 лет, выбирая в невестки девушку 16-17 лет. Пользуясь неопытностью и безволием юного жениха, отец в первые несколько лет "любезно" исполнял супружеские обязанности сына.
Другой хитрый фокус - женить сына прямо перед отправкой на долгую воинскую службу. На целую четверть века юная сноха оказывалась во власти свёкра.
Ещё один способ разделить молодожёнов - отправить сына на отхожий промысел, то есть на заработки в город. В этом случае муж и жена будут видеться от силы пару раз в год. Всё остальное время сноха предоставлена свёкру.
Доказательства
Упоминания о снохачестве встречаются в трудах историков и писателей. Например, в работе Владимира Безгина "Правовая культура русской деревни", приводится сообщение информатора из Болховского уезда Орловской Губерни:
Снохачество здесь распространено потому, что мужья уходят на заработки, видятся с жёнами только два раза в год, свёкор же остаётся дома и распоряжается по своему усмотрению.
В романе Тургенева "Отцы и дети" можно встретить следующие строки:
— Семья наконец, семья, так, как она существует у наших крестьян! — закричал Павел Петрович.
— И этот вопрос, я полагаю, лучше для вас же самих не разбирать в подробности. Вы, чай, слыхали о снохачах?
Наконец, следующие строки есть в стихотворении Некрасова деревенские новости:
В Шахове свёкру сноха
Вилами бок просадила —
Было за что…
Что ждало сноху, которая пыталась сопротивляться
Далеко не каждая сноха добровольно соглашалась на такие отношения, но отказаться от них было почти невозможно, ведь после замужества жизнь снохи полностью зависела от свёкра.
За послушность и угождение свёкр мог выделять снохе больше вкусной еды, уменьшить количество обязанностей, избавить от неприятной работы. В случае отказа сноху ждала обратная ситуация. Свёкр мог свалить на неё всю самую грязную и тяжёлую работу, почти полностью лишить еды, подвергнуть побоям и аресту в подполе, погребе или холодном амбаре.
Кроме того, в руках свёкра всегда оставался главный козырь. Он легко мог оговорить невинную девушку перед мужем. Наплести сыну, что та в его отсутствии гуляла с другими мужиками. Молодые супруги виделись редко, не успевали сформировать доверительную связь, поэтому сын чаще всего верил отцу на слово.
В этом случае сноху ждали ещё более жестокие побои от супруга. Дело могло дойти до вывода - чудовищного способа наказания, в котором неверную жену, в чём мать родила, волокут через всю деревню, осыпая ударами и бранью.
Не удивительно, что в таких условиях снохач почти всегда добивался своего. Изредка девушки пытались жаловаться в волостные суды, но те устранялись от разбирательства подобных дел.
Отношение церкви
Православная церковь осуждала снохачество как грех, причём более тяжкий, чем обыкновенный разврат. В этом случае близость можно было считать кровосмешением, ведь согласно традициям сноха становилась дочерью свёкра, частью его семьи.
Конец явления
Со временем количество крестьянских разделов увеличивалось, молодожёны стали переселяться в собственное жильё, где вели свой быть, отдельный от родителей. Так с распадом большой патриархальной семьи явление снохачества постепенно сошло на нет.