В этой статье хотелось бы рассмотреть один из интереснейших проектов - строительство нового города во Франции, от начало его проектирования до его завершения. Город Тулуз ле Мирай, расположенный рядом со старинным городом Тулуза, запроектирован и построен в далекие 60 годы прошлого столетия. Тулуза - главный город Лангедока, обширной провинции на юго - западе Франции. Он стоит на излучине реки Гаронны. Древняя часть города долгое время сохраняла свой средневековой облик, с узкими извилистыми улочками и замечательными архитектурными памятниками. В послевоенные годы город развивался бессистемно. С целью преодоления этой опасной тенденции, городскими властями было принято решение о развитии города в направлении территории Мирай, простирающейся по левому берегу реки Гаронны. Задача заключалась в том, чтобы создать новый город на 100 тыс. жителей, тесно увязав его со старым городом.
В1960 году был проведен двухстадийный конкурс, преследовавший цель выявить авторов новаторских идей. В первом туре приняло участие примерно более 150 архитектурных коллективов, из которых десять было допущено ко второму туру. Окончательным решением жюри был признан и утвержден к реализации проект творческой группы греческого архитектора Кандилиса. Этот проект привлек внимание широкой мировой архитектурной общественности своей новизной композиционного построения городской структуры. Многие архитектурные журналы посвятили свои материалы анализу этого проекта и очень благосклонно отзывались о нем, как о очень перспективном направлении в разработке интересного населенного организма. Прошло много времени и теперь интересно посмотреть, как сложилась судьба этого нового города, подававшего такие большие надежды.
Новый город Тулуз ле Мирай занимает территорию 800 га, охваченную кольцом транзитных магистралей. Он рассчитан на 100 тыс. жителей и призван дополнить на левом берегу реки Гаронны старый город Тулузу (350 тыс. жителей), расположенный на правом. Новый город подразделен на пять жилых массивов с численностью населения по 20 тыс. человек каждый. В первую очередь строительства вошли три жилых массива: Бельфонтэн с общественно - культурным комплексом и Домом квартала; Рейнери с региональным центром и обширным озером в центре на юге; Ле Мирай с новым университетом на севере. Всю эту обширную территорию с севера на юг пересекает линейная зеленая зона, включающая сады и парки старинных замков и вилл.
Основной замысел проекта состоял в создании динамичной и в то же время устойчивой планировочной структуры, способной ответить на меняющиеся условия поэтапного строительства. Благодаря интегральности застройки, жилища максимально приближены к местам приложения труда, учреждениям и предприятиям сферы обслуживания. Застройка города непрерывной цепочкой разноэтажных корпусов напоминает ствол дерева с многочисленными ответвлениями, которые расходятся в разных направлениях и уровнях, создавая разнообразные зоны открытых и закрытых пространств. По сути дела, это здание - город, в котором улица, представленная пешеходам, восстановлена в своем значении места общественных контактов и отдыха. Это жизненная артерия города, вдоль этой главной пешеходной улицы, приподнятой над землей, линейно размещены общественные здания, театры, магазины и вся система культурно - бытового обслуживания. Жилая малоэтажная застройка группируется в основном вокруг школьных комплексов, находящихся на ответвлениях от главной городской пешеходной магистрали.
Автомобильное движение в городе полностью отделено от пешеходного. Рассматривая автомобиль лишь как средство обслуживания человека, а не как объект, господствующий в планировочной структуре города, транспортные артерии трактуются как самостоятельные системы, занимающие второстепенное положение. Автомобильные магистрали пронизывают город на уровне земли, проходят под землей или под плитами пешеходных зон. Надземные дороги, связанные с жилыми домами, оборудованы лестницами и эскалаторами для спуска к автостоянкам. В построенных жилых кварталах удалось создать благоприятную предметно - пространственную среду, в которой общественные здания, жилища, сады и системы коммуникаций образуют единое целое. Тщательно продуманная блокировка объемов зданий позволила сформировать непрерывные и разнообразные архитектурные пространства, которым чужды однообразие и монотонность больших ансамблей и гигантомания.
Строительство первой очереди нового города началось в октябре 1964 года и должно было закончиться в 1972 году. 70% квартир в этих жилых массивах должно было быть недорогим социальным жильем, оно предназначалось для молодых семей и иммигрантов. На начальном этапе строительства, участвовали общественные организации, которые не ставили перед собой цель извлечение прибыли. Однако частный сектор постепенно захватил строительство в свои руки. И вот тогда - то возник конфликт между основным замыслом, заложенным в проекте, и частнособственническими интересами, появившимися в процессе его воплощения. Это стало одной из главных причин, которые по мере реализации всего проекта города Тулуз ле Мирай заставляют отходить от первоначального градостроительного решения. В конце 1980-х годов предприятия, расположенные на пешеходной плите, рухнули. Проблемы вандализма и незащищенности парковок возросли. Эти факторы в конечном итоге привели к тому, что принцип плиты был поставлен под сомнение в 1990-х годах. Затем магазины постепенно переводятся в помещения на уровне улицы.
Жилые районы нового города окружены промышленными зонами и изолированы от города Тулуза кольцевой дорогой. Эта реальная проблема, поскольку она способствовала физической сегрегации между Тулузой и новыми районами. В 1998 и 2005 годах районы Бельфонтэн и Райнери стали ареной беспорядков. Высокий уровень безработицы, более 30% в 2013 году, большое количество иммигрантов, сделали эти районы малопривлекательными. Стало складываться мнение, что эти районы превращаются в "гетто для бедных". Чтобы улучшить ситуацию с 2005 года идет сокращение социального жилья до 50%. Новое жилье сгруппировано в зданиях меньшего размера, от 4 до 6 этажей, максимум, что должно привести к меньшей плотности населения и улучшению качества жизни.