Найти тему
Функция Архитектура

Мартин Скорсезе. Убийцы цветочной луны.

Немного Red Hot Chili Peppers.
Немного Red Hot Chili Peppers.

Недавно был прочтен роман Уильяма Фолкнера "Авессалом, Авессалом!". Роман вышел в 1936 году и получил Нобелевскую премию по литературе. В том же году увидел свет роман Маргарет Митчелл "Унесенные ветром", и получил Пулитцеровскую премию по литературе. Вместо романа, после Фолкнера, был пересмотрен оскороносный фильм с Вивьен Ли и Кларком Гейблом. В прологе фильма говорилось: "Это фильм о прекрасной эпохе, романтике и последних рыцарях... Про исчезновение целой цивилизации, будто унесенной ветром...". Сколько иронии. Эти два произведения, кажется, имеют диаметрально противоположный взгляд на одно и то же историческое событие. В фильме все подано настолько мягко и завуалированно, что тяжело это понять. Герои "Унесенных" Рэд и Скарлет принадлежат к югу, являются мужчиной и женщиной юга, то есть заведомо негативные персонажи, наделены негативными качествами - беспринципный вор и лицемерная вертихвостка. И, если первая часть фильма уходит на раскрытие персонажей, то вторая часть посвящена наказанию и проклятию. Автор обрекает их на несчастье, они прокляты друг другом, а затем лишает потомства, говоря о том что у них "нет будущего". И это якобы смерть цивилизации. Фолкнер, менее популярен, чем женский роман и говорит на менее популярные темы - о своей ненависти к сегрегации и расизму, когда от собственного сына могли отказаться только потому, что в нем течет одна восьмая негретянской крови, о том как жили рабы, о том что сознание южан вообще не воспринимало их как людей - "надувные шары с намалеванными рожами". Скорсезе находит историю между двумя описанными, между ненавистью к расизму и любовной драмой, выбирает события начала века и показывает зрителю - все на своих местах и никого никуда не "сдуло"...

Наши одеяла как мишени в тире.
Наши одеяла как мишени в тире.

В чем особо хорош Мартин Скорсезе, так это в своих документальных работах последних двадцати лет, а эта картина является вершиной всей проделанной работы за долгие годы. Это и история блюза, и журналистское расследование, и работа с субкультурой - выявление глубинных механизмов общества с целью актуализации для широкого круга зрителей. Помимо нуарной детективной наполняющей и документальной хроники есть место и истории любви. Любви, которую не содержат документы. Эта линия создает дуализм в сознании зрителя и каждый может придерживаться своей точки зрения, как это было на самом деле мы узнать не сможем.

Кто тут власть?
Кто тут власть?

Автор стабильно удерживает нас у экрана в течение почти трех с половиной часов. Отлично подобранное звуковое сопровождение в исполнении Робби Робертсона (пластинку саундтрека рекомендуем к прослушиванию отдельно от фильма), погружающее зрителя в медитативный транс. Прекрасные исторически достоверные декорации. Забавная игра актеров. Ди Каприо в этом фильме в новом аплуа, опять не похож на себя и временами кажется, что он пародирует и играет своего кинодядюшку Де Ниро. И конечно бесподобен Де Ниро, дядюшкой он является не просто так. Какие ассоциации сразу возникают при словах "американский дядюшка"?

Народ, уникальность, видение.
Народ, уникальность, видение.

Автор полотна рассказывает нам не только о событиях столетней давности, но и об их актуальности сегодня. "Демонов юга" Фолкнера совсем не "унесло ветром" Митчелл, они смешались с толпой, живут и здравствуют в сознании нации по сей день. Индейцы, африканцы, арабы, азиаты, славяне - белому американцу совершенно безразлично какого рода "варвары" и "недочеловеки" поселились "на его планете, на его земле, над его нефтью". Не важно на сколько он богат, обеспечен, влиятелен, сколько он имеет друзей - он будет готов пожертвовать всем и заплатить любую цену, пытаясь утолить свой необузданный голод, жажду наживы, желание быть еще богаче. В свое оправдание он сможет сказать, что он не виновен в том, что природа создала вас такими неполноценными и верящими в некий гуманизм, любовь и братство всех людей. Он твердо уверен, что он и есть лицо прогресса. Но каждому терпению приходит конец. Остается всего один вопрос - назовут ли этот фильм визионерским?

Уильям Фолкнер "Авессалом, Авессалом!":