Найти тему
Rapador

Культура в СССР или как ущемляли "бедных" советских артистов

Приветствую вас, дорогие читатели! В данной статье мы постараемся описать то, как формировалась культурная политика и так называемые культурные тренды в СССР, а заодно узнаем действительно ли советские звезды, по заявлению Лаймы Вайкуле, содержали за счёт своих концертов весь Советский Союз и были незаслуженно ущемлены, ограничены и обездолены.

После начала СВО на "цивилизованном" западе резко усилились гонения на Россию, русский народ как таковой, на русскую культуру и на русский язык. Культуру нашу пытаются отменить, повсеместно запретить. Граждан России в ряде стран открыто не считают за людей. Следует признать враг бьёт умело, по самому важному - по языку и культуре. Культура - это фундамент государственности и одно из направлений развития страны. Именно культура связывает наше прошлое с настоящим и будущим. Гонений на русскую культуру и язык сегодня сильнее, чем были со стороны немецких нацистов. Немецкой пропагандой слова "Россия" и "русские" были официально запрещены для использования в речи. Методички от доктора Геббельса работают и сегодня, как надёжный механизм. Немецкие нацисты хорошо понимали, что было создано в СССР, понимали какую это несет угрозу, понимали, что с этим надо бороться.

Была ли русская культура до революции? Разумеется была, только пользоваться её плодами могли очень далеко не все. По-настоящему национализировали культуру и сделали доступной для всех большевики. Владимир Ильич Ленин в одной из дискуссий об искусстве и культуре сказал:

"Искусство принадлежит народу, оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких масс, оно должно быть понятно этим массам и любимая ими, оно должно объединять чувства, мысль и волю этих масс, подымать их...".

После Великой Октябрьской революции в СССР создали все условия для широкого развития клубных учреждений и это были массовые культурно-просветительские учреждения, организующие свою работу по народной инициативе и самодеятельности, при этом они действовали не сами по себе, а в тесном содействии с государственными, общественными и кооперативными организациями, с творческими союзами, учреждениями науки культуры и искусства.

В 1913 году во всей Российской империи существовало около 200 клубных учреждений, а всего через 9 лет их стало 12200, из которых 3600 находились в городах и 8600 в сельской местности. Коммунисты всячески способствовали политическому просвещению масс, развитию многонациональной социалистической культуры и народного творчества. Главные события нашей культурной революции произошли в тридцатые годы. Титанические сдвиги в общественном устройстве и радикальное преобразование народного хозяйства, индустриализации и коллективизации, всё это требовало освещения в средствах массовой информации. К 1940 году численность клубов достигла 118000, из них 10000 в городах и 108000 в сельской местности. Можно представить какое влияние это оказывало на общий уровень образования и воспитания.

-2

Во время Великой Отечественной войны немецкими нацистами было сожжено и уничтожено более 40000 клубов, вот так вели себя цивилизованные европейцы на оккупированных территориях. В первые же послевоенные годы сеть клубных учреждений была стремительно восстановлена. Руководство страны понимало, что сбережение и поддержка культуры одна из важнейших государственных задач. Всего через 5 лет после войны численность клубных заведений достигла 100000.

В начале пятидесятых назрела необходимость реформировать ряд министерств. В ходе реформы было создано Министерство культуры СССР, наш Минкульт стал первым в мире органом управления культурой, второе подобное Министерство было учреждено во Франции в 1959 году. Министерство было центральным органом государственного управления. К клубным учреждениям системы Министерства культуры СССР относятся городские и сельские дома культуры и клубы, передвижные клубные учреждения. У Профсоюзов были свои дворцы, причём натурально дворцы. Дворцы создавались в основном по промышленному принципу, то есть в огромных количествах.

На 1 января 1976 года в системе Министерства культуры СССР работали 99226 клубных учреждений из них: 3168 районных домов культуры, 2389 городских домов культуры, 4119 сельских домов культуры, 52104 сельских клуба. В клубных учреждениях системы Министерства культуры СССР в 1975 году насчитывалось 585000 коллективов художественной самодеятельности, из них: 88000 хоровых, 74000 музыкальных, 88000 драматических, 71000 танцевальных, 8000 художественного и прикладного искусства. Число участников данных коллективов насчитывало почти 9 миллионов человек. На 1975 год коллективами было дано 3 миллионов спектаклей и концертов, посетили их в общей сложности 515 миллионов человек. Число музеев и библиотек построенных и восстановленных коммунистами настолько велико, что для освещения данной темы нужно написать отдельную статью.

Такая масштабная творческая деятельность не могла существовать сама по себе, всё это надо было поддерживать и финансировать. В СССР финансирование осуществляло государство, тут нужно внимательно присмотреться к тому, как это работало и сколько зарабатывали артисты. В учреждениях культуры зарплаты не были фиксированными и серьёзно зависели от того, в какой местности ты работаешь и какой у тебя класс. Норма трудовой нагрузки определялись общегосударственной системой тарификации и нормирования труда. Дополнительно государство устанавливало размеры и условия выплаты надбавок, доплат и премий. В СССР уровень оплаты труда в культуре был ниже чем на производстве. Можно спорить о том, чей вклад важнее, но по факту, получалось, что стоявшие у станков пролетарии получали больше, чем работники сцены. Но был один важный момент - фрезеровщики, слесаря и кузнецы не ездили на гастроли, а вот артисты совсем наоборот, так что давайте-ка посмотрим сколько получали активно гастролирующие и востребованные артисты.

-3

В 1976 году Комитет народного контроля СССР предоставил доклад в ЦК КПСС, в котором сообщалось, что оплата труда артистов советской эстрады вызывает ряд вопросов. Внезапно выяснилось, что некоторые граждане (артисты) зарабатывают больше руководителей страны и это в Советском Союзе, где, как доподлинно известно, либералов и борцов за так называемую свободу всячески ущемляли - жировала только верхушка власти, а уж народ влачил жалкое существование в нищете и голоде. Особенно часто про такое рассказывают обласканные Советской властью артисты, те кто за счёт государства работал с величайшими композиторами, кто записывался в лучших студиях страны.

Вернемся же к докладу. Из записки Первого заместителя председателя комитета народного контроля СССР Александра Ивановича Шитова в ЦК КПСС от 26 августа 1976 года (для понимания, в том году Алла Борисовна бодро колесила по международным фестивалям, уже тогда получила премию "Песня года" и стала соведущей на центральном телевидении в голубом огоньке):

"Комитет народного контроля СССР с участием специалистов проверил работу ряда концертных объединений и коллективов по организации обслуживания населения и с целью ликвидации излишеств в оплате труда отдельных категорий артистов. Как показала проверка работы Союз-концерта, Роскоцерта, Москонцерта и некоторых других концертных объединений, в организации концертной деятельности имеется немало недостатков, не устранены в полной мере излишества в оплате труда артистов, многие исполнители эстрадных жанров по-прежнему имеют заработки в несколько раз превышающие установленные им месячные оклады."

Шитов приводил в пример заработки некоторых артистов. Например в 1975 году среднемесячный заработок заслуженного артиста РСФСР Иосифа Кобзона составил 3063 рублей. Напомню, среднемесячная зарплата в СССР в 1975 году составляла 133 рубля. Перебор по надбавкам и доплатам к концертным ставкам привёл к тому, что большому числу артистов, особенно высшей и первой категории, чтобы заработать оклад надо было дать всего 2-3 концерта в месяц. Например разовая ставка народного артиста СССР Муслима Магомаева за один сольный концерт в двух отделениях на гастролях составлял 145 руб., при окладе 300 руб. Не сложно подсчитать, что ему достаточно выступить с двумя концертами, чтобы получить месячный оклад. В то же время находясь на гастролях в Свердловской области с 11 по 21 июля 1975 года он дал 20 концертов и заработал 2900 руб. или почти по месячному окладу в день. Вот так лютовали кровавые советы, натурально душили творческую элиту не давали заработать копеечку.

Концерт Аллы Пугачевы на заводе ЗИЛ 1984
Концерт Аллы Пугачевы на заводе ЗИЛ 1984

В докладе описаны выявленные недостатки в работе тарификационных комиссий, созданной при органах культуры для тарификации всех концертных исполнителей. Заседания комиссии проводились нерегулярно, нередко в отсутствии большинства её членов, одновременно обсуждали чрезмерно большое количество дел, что привело к формальному их рассмотрению. Так в 1975 году на двух заседаниях, где членов комиссии было меньше половины, были приняты решения о тарификации 322 артистов. Нередко решение о тарификации принимались без творческих характеристик артистов и рекомендаций художественных руководителей. Не соблюдались сроки тарификации, повышались категории, размеры концертных ставок артистам имеющим и без того высокие заработки. Многие артисты тарифицировались приказами заместителей министра, вообще без решений тарификационной комиссии.

Вот ведь как интересно получилось, творческая среда намертво сплелась со средой бюрократической и обе крайне ловко пилили государственные деньги, без какого-либо контроля. И даже никого не расстреляли!

Еще немного из доклада:

"Как показала проверка концертные организации не считаются с установленными требованиями. 59 филармоний РСФСР в 1975 году выплатили артистам за участие в сверхплановых концертах свыше миллиона рублей. В Москонцерте в прошлом году в результате повышения ставок 240 артистам фонд заработной платы перерасходован на 50000 руб., ответственности никто не понёс. Выявлены факты незаконных выплат многим артистам Росконцертом, Москонцертом, Красноярской, Омской, Татарской, Свердловской, Рязанской филармоний."

Вот так всё было устроено и это мы ничего не говорим про выступления различных мастеров, деньги с которых вообще государству не поступали. К примеру Дом культуры предоставлял площадку для выступления рок-группы, самодельные билеты шли мимо кассы, наличность просто делили между собой. Как это работало можно спросить у Андрея Макаревича, ведь этот "честнейший человек" был глубоко в теме. Так что бредни насчёт того, что несчастных артистов обделяли, не давали раскрыться, отнимали все деньги за выступление оставляя только голые оклады - это сказки для граждан с органическими повреждениями мозга. Вот кстати было бы весьма интересно взглянуть на тарификацию концертов той же Лаймы Вайкуле, архивы бухгалтерии наверняка сохранились.

Артисты в СССР находились на полном обеспечении государства, особенно востребованные артисты высокого уровня. Им было предоставлено всё: студии звукозаписи высочайшего класса, техники, гримёры, костюмеры, концертное оборудование и концертные площадки. В своем интервью Вайкуле упоминала, что собирала на стадионе по 45000 человек, печально, что даме в таком в возрасте не приходит задуматься о том, кто этот стадион построил, кто организовал рекламу, кто собрал сцену, кто настроил звук и прочее оборудование. Неужели всё сама Вайкуле? Нет - государство. Это государство успешно выполняло обязанности современных организаторов и продюсеров.

Руководство Советского Союза чётко понимало роль культуры в формировании прошлого, настоящего и будущего. Именно для этого оно создавало множественные клубные учреждения, для того чтобы развивать творческую деятельность с самых низов. Чтобы давать возможность выступать мастерам и возможность для публики посещать мероприятия широчайшего размаха. Мы ведь до сих пор смотрим и любим советское кино, мы до сих пор слушаем и поём советские песни, до сих пор читаем великие произведения советских писателей и дальше будем смотреть, петь и читать.

В ходе всем известных событий система разложилась и выродилась. Что мы видим в итоге? Мы видим, как самые обласканные Советской властью, любимцы советского зрителя, теперь предали родную страну и предали свой народ. Надежда сейчас только на то, что на место них придут совсем другие люди - молодые, амбициозные и талантливые. Государству необходимо продумать политику и систему воспитания молодого поколения, чтобы из юных творцов не вырастали гнусные и циничные предатели.

Друзья, для нас важно знать, что вам нравятся наши статьи! На этом все держится! Ставьте лайк, комментируйте, делитесь и подписывайтесь на наши каналы!

Телеграмм - https://t.me/rapadorum