Найти в Дзене
Моя Культура

ИСКУССТВО ОСЦИЛЛИРОВАТЬ: ОТКУДА НОГИ РАСТУТ?

Прошло уже более 100 лет, целый век, после того, как искусство вышло в повседневность, а все не утихают споры о непонятности современного искусства.

Марсель Дюшан в 1917 году представил публике свой "Фонтан".

из открытых источников
из открытых источников

Эстеты и снобы морщили носы - было попрано их чувство прекрасного, но гений Дюшана заключался в том, что он предложил нам другое видение мира. Какое?

Сейчас это называется тотальная эстетизация повседневности.

Именно Дюшан "разрешил" унитазу быть красивым, быть произведением искусства. Не будем спорить о том, чего на самом деле он хотел - совершить мировоззренческий сдвиг в эстетическом мировосприятии или сделать очередной "финт" в традиции дадаизма и сюрреализма, но нам остается признать, что после "Фонтана" искусство никогда не станет прежним, да и бытовая жизнь тоже.

И понеслось... эти туфли к этому платью не подходят, эта рубашка не гармонирует с пиджаком, кружка не в меру большая, этому чайнику не соответствует ....

из открытых источников
из открытых источников

из открытых источников
из открытых источников

Постмодернистская эстетика неканонична - нет четких критериев прекрасного и безобразного, возникает сознательный эклектизм. Каноном становится отсутствие канона.

Сейчас время метамодернизма, который делает акцент на процессе, постоянном поиске, эксперименте. Даже в науке ценится не конечная истина, истина в последней инстанции, а возможность фальсифицировать добытое знание.

Так в искусстве отражается наша реальность - изменчивая, текучая, непостоянная. Как ее остановить, как зафиксироваться и стабилизироваться?

Например, Гераклит предлагал пользоваться для этого Логосом, но мы с вами пережили постмодернизм и крушение великих метанарративов (Лиотар), мы не верим в устновленные правила и нормы, уже все давно захлебнулось в иронии и сарказме.

Что предлагает метамодернизм, чтобы зацепиться за реальность?

Осциллировать - это значит "колебаться". Колебаться между противоположностями в поисках гармонии. Однако, все это очень напоминает диалектику Гегеля, при этом Гегель писал о необходимости разрешения противоречий, именно в этом зритель (мыслитель) находит свой катарсис. Теоретики метамодернизма считают, что гармония обретается в самом процессе.

Какое отношение это имеет к современному искусству?

Задача художника заключается в том, чтобы погрузить зрителя в процесс, где можно было бы осциллировать. Поэтому так много произведений искусства, которые создаются не как отдельная вещь, а как пространство, среда, окружение, имитация погружения.

Элиассон О. Желтый дым, из открытых источников
Элиассон О. Желтый дым, из открытых источников

 Элиассон О. The Weather Project, галерея Тейт, 2003, из открытых источников
Элиассон О. The Weather Project, галерея Тейт, 2003, из открытых источников

И, конечно, зритель должен сам осуществлять поиски смысла, это не обсуждается. Современное искусство не для слабаков! Как только в 1925 году вышла книга Х. Ортега-и-Гассета "Дегуманизация искусства", можно сказать, что родился новый зритель. Но это уже другая история.