Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

О том, как "Испанцы посрамили подводный флот России"

Статья под названием, взятым в кавычки, никак не могла оставить равнодушным. Сразу захотелось узнать, в чём же испанцы превзошли наш подводный флот, да ещё видимо и с сокрушительным превосходством? Написана она неким Владимиром Тучковым и выложена на сайте "Свободная пресса". Так как название ресурса несколько настораживает, попробуем разобраться, насколько статья соответствует истине.

Речь идёт о лодке "Исаак Пераль" (S-81), проекта S-80 Plus (S-80A) - вот она в процессе достройки:

Может, испанцы превзошли наших конструкторов оригинальностью собственных разработок? Отнюдь, это проект в основе своей базируется на французском S-80 и вообще разрабатывался совместно с французами.

Может, превосходство в более сжатых сроках строительства?

Этот совместный проект был представлен в 1990-м году (!), но возникли проблемы с финансированием, прямо, как у нас в эти же годы, хотя ни перестройки, ни распада страны у них не произошло. К концу десятилетия деньги вроде бы появились, но появились и новые идеи. Как пишется на англоязычном сайте Warhistoryonline, "...первоначально испанские военно-морские чиновники сосредотачивали свое внимание на обороне, но после решили, что им нужна подводная лодка для «проецирования мощи», а это означает, что, помимо ее повышенной скрытности, ей необходима способность стрелять ракетами по сухопутным целям".

Где Испания собирается "проецировать свою мощь" на суше - вопрос конечно интересный, однако продолжим прослеживать судьбу лодки.

Первоначально планировалось, что первая подводная лодка класса S-80 Plus будет готова к 2011 году. Однако по разным причинам сроки были перенесены на 2023 год. Первые задержки были вызваны тем, что чиновники долго не не могли договориться о том, какая компания будет поставлять боевые системы. Наверно, выбирали, где "откаты" будут пожирнее. А тут в Испании начался бюджетный кризис и денег на строительство опять не стало. В результате "Исаак Пераль" был заложен на стапеле только 13 декабря 2007 года.

Ещё пара слов о превосходстве испанской конструкторской мысли над нашей. Снова слово Warhistoryonline:

"...Однако это были мелочи по сравнению с явной ошибкой, обнаруженной в мае 2013 года. Когда строительство началось, выяснилось, что один из морских инженеров неправильно рассчитал вес лодки из-за того, что запятая в десятичной дроби была поставлена ​​не в том месте. Это означало - лодки этого типа оказались на 75–100 тонн тяжелее, чем предполагалось, что подвергало их риску невозможности всплыть на поверхность после погружения.

Для решения проблемы была привлечена американская компания General Dynamics Electric Boat , которая предполагала удлинение корпуса на 10 метров и увеличение общего водоизмещения на 100 тонн. Увеличение размеров подводных лодок также означало необходимость изменения инфраструктуры для их обслуживания.

Этот редизайн длился до конца 2014 года, и проект превысил бюджет на 30 процентов. Это также означало, что компания «Навантия», ответственная за строительство и поставку подводных лодок, сможет завершить строительство первой подводной лодки гораздо позже..."

В итоге, "Исаак Пераль" был принят в состав испанского флота в ноябре 2023 года

-2

Но получили ли испанцы то, что хотели? Дело в том, что изюминкой этого проекта была воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ), позволяющая таким лодкам, подобно атомным, до 30-55 суток находиться под водой не всплывая, будучи при этом предельно малошумными.

Лодка должна приводиться в движение электродвигателем, получающим энергию от топливных элементов. Для их работы используется водород, производящийся в специальном реакторе из биоэтанола в качестве топлива и кислорода, получаемого из запаса, хранящегося в специальных криогенных резервуарах повышенного давления. Понятно, что вопросы пожаробезопасности в данном случае следует решать на высочайшем уровне.

Топливные элементы должны были поставляться опять же из США. Но в итоге испанцы решили, что дороговато будет, да и вообще, мало ли что впоследствии взбредёт в голову этим американцем, поэтому давайте-ка мы создадим свои!

Это было в 2020 году, лодка уже достраивалась, а план создания испанских топливных элементов рассчитан на 6 лет. И если сроки их разработки будут так же "сдвигаться вправо", как и создание самой лодки, то кто его знает, когда это произойдёт...

Так что "Исаак Пераль", и как минимум следующая лодка из четырёх данного проекта - это обычная дизель-электрическая ПЛ, - современная, конечно, но не более того.

Однако, это мы с вами разобрались, а обычный читатель вряд ли будет так глубоко копать. Господин же Тучков из "Свободной прессы" просто набросил на вентилятор, надеясь именно на это...

Кстати, кто такой этот Исаак Пераль? Он проектировал ПЛ с электроприводом ещё в 1880-е годы. О нём и о конструкторе Монтуриоле, пытавшемся создать лодку с ВНЭУ ещё раньше, я писал в статье Испанские подводные лодки XIX века - анаэробные паровые машины и электропривод.

Эти незаурядные конструкторы опередили своё время на много лет.

.....................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала