Пятый день новогодних каникул оказался культурно-художественным. И в отличие от киношек-сказок, восхитительно положительным! Даже голова устала от обилия эмоций ☺️ Но наш музей по силам весь обойти за раз, таки не Эрмитаж, и это хорошо 😺
В музее я бывала, но самостоятельно. А сейчас наша изостудия выбралась на художественную прогулку с экскурсоводом. И это же совсем другое дело! Вел ее молодой парень - рассказывал живо, без занудства, но познавательно и увлекательно. Два часа пролетели почти незаметно, правда если сначала все слушали стоя, то потом были очень рады стульям во всех залах, благо они там были в достаточном количестве.
И второй положительный сюрприз - это новый раздел постоянной экспозиции "Искусство Сибири". Картины 20-го и 21-го веков сибирских художников, самые разные стили, просто феерия красок и сюжетов! Я два раза обошла залы, так мне все там понравилось ☺️
А теперь весь культпоход в подробностях! Занавес открывается, представление начинается 🥳
Суровая обитель искусства в суровом сибирском краю!
А потому что это не музей, а Сибревком. Одно из немногих исторических зданий города, построено в 1926-м году по проекту архитектора Крячкова. Как и здание детской больницы, ранее гимназии - рядом, и стоквартирный дом напротив и там же памятник Крячкову. Такой вот квартал именной получился.
И как Сибревком вопросов не вызывает. На фронтоне фигуры рабочего и крестьянина. Да, не колхозницы 😄 У нас все по-суровому 🤷
Но музей в это здание переехал только в 1982-м году. А до этого назывался Картинной галереей, открытой в 1958-м году, и располагался рядом.
Конечно, в молодом городе предметов искусства "из дворца" не было и быть не могло. А картины приехали сначала в эвакуацию из московских и питерских музеев. И потом новосибирские энтузиасты-художники выпросили и для нашего музея немного картин ☺️
И вот меня всегда это удивляло, что в том же Эрмитаже в запасниках такая прорва картин, которые никогда света белого не увидят 😼 А в регионы отдать низзя... Редкие выставки проводятся с помпой, а ведь сколько художников так и не встретятся со своим зрителем. А увидеть все картины в Эрмитаже физически невозможно! Они ж там вместо обоев висят 😄 А у нас бы жемчужиной коллекции были...
И пора увидеть, что же досталось региональному музею от старших товарищей. Хотя поступления были и от частных лиц, и в дар от современных художников.
И начали наш путь мы с зала Западноевропейского искусства. Самые старые работы - 17-й век.
У меня субъективное отношение к картинам. Да, вот чисто "нравится-не нравится" ☺️ Поэтому слушала я про все, интересно, да. Но сама показываю только "свои".
Правильные художники того времени рисовали строго регламентированные картины. Использовались религиозные и мифологические сюжеты, театральность и напыщенность поз персонажей, парадность и торжественность портретов - это все считалось хорошим вкусом и признанием мастерства живописца и высоким искусством.
И это все то, что мне даром не надь и с доплатой не надь 😄
Малые голландцы! Натюрморт! Это, конечно, да 👍 Ага, низкое искусство 🤷 Для народа, не для дворцов.
Простой завтрак простого голландца? Булочка, фрукты и краб. Ну, почему бы и нет ☺️ Ян Янс ден Эйл считался мастером завтраков, в свое время был очень известен,сейчас подзабыт.
Динамику натюрморту придает блюдо стоящее на краю и нож, удерживаемый только персиком. То есть, вот-вот, и они упадут! Но уже почти четыреста лет держатся.
А еще мы дружно искали сову на натюрморте. И некоторые нашли 👍 Фамилия художника означает "сова". И он подписывал свои работы криптограммой - прятал изображение совы в картине. И здесь на донышке бокала и в отражении на втором бокале можно разглядеть двух сов. На фото сложно, а на картине четко видно, когда найдешь их.
А здесь малые голландцы в Эрмитаже:
Картина с историей! Сюжет незамысловатый, но душевный. Моряка, вернувшегося из похода, встречает семья. А история тоже незамысловатая, но она есть 😺 Картину нашли в полуразрушенном доме в Новосибирске. Да, оказывается и у нас можно клады искать 😄 Но была она в таком же полуразрушенном состоянии. И вот реставраторы музея за два года восстановили ее. Сначала отмыли, потом выпрямили, потом дописали утраченные места.
А рядом обнаружила картину без истории, на ней и не остановились, но меня она зацепила.
Такое живое, интересное лицо! Да, мы ничего не знаем про художника. Но разве картина от этого проигрывает? Я к тому, что не понимаю, как одних художников назначают гениями, а картины их не трогают, а других и не знаем, а они западают в душу!
Картина должна быть живая - вот мой критерий ☺️ А манерные позы, символические сюжеты и безэмоциональные лица аристократов - это к искусствоведам, чтобы им было о чем поговорить 😜
А теперь из заграницы перемещаемся в Россию 19-го века. В Екатерининский зал.
А вот и Екатерина, которая дала основание назвать зал Екатерининским.
Три метра чистого восторга,как сказал гид! Нууу..., не знаю... Вернее совершенно точно знаю, что я мимо таких монументальных портретов пробегаю с удвоенной скоростью 😄 Три метра пафоса и фальши, так точнее будет.
В академическом плане интересно было послушать, как художник нанял специального человека, который бы все рассказал про правильный символизм, а Левицкий все это правильно изобразил. Орел, книги, богиня вверху с весами, но без меча, маки на жертвеннике, корабли в море, ордена и корона, драпировки и одеяние... Ни слова в простоте, все с переподвывертом 🤦 Вот я не понимаю, картина должна радовать, подавлять, квестом являться? Ну, интересно, конечно... Но в душе при взгляде на такую картину ничего не шелохнется.
А вот совершенно другой пример портрета знатного аристократа. А выглядит человеком!
Талантливый крепостной, учившийся украдкой и от случая к случаю, получивший вольную только в 47 лет. Хозяева, не отрицавшие талант, отправили его учится. На кондитера 🤦 А что, это близкие темы 😄 Как тортодел и художник говорю 😂 Увы, нет, это совсем-совсем разное 🤷
Гид сказал, что на освобождение деньги собрал Пушкин и его друзья и хватило их только на Василия, а на жену и сына нет. С ходу я не нашла этому подтверждения, Пушкин или нет, но семью художник сам выкупил только через пять лет.
Все портреты Тропинина отличаются мягкостью и душевностью, кого бы он ни изображал - простых людей или дворян.
На этом портрете "домашность" подчеркивает некая вольность в одежде, до которой мы не додумались 🤷 Расстегнутая верхняя пуговица рубашки! Ага, двойные стандарты налицо! Мужчинам нельзя было пуговку расстегнуть, некомильфо... А женщины ходили с декольте до не скажу куда, это норм 😄 Да я даже не про мораль, а про то, что холодно же! В России же зима не декоративная. Но я отвлеклась ☺️
А вот южным женщинам можно полегче одеваться, да 😺
Как радовался Брюллов, когда выехав в Италию, мог рисовать женщин с натуры. Казалось бы, в чем радость? А дома нельзя было 🤷 И если в картине был женский персонаж, то одевали мужчину в платье и он позировал 😄 Ну, да, не то пальто 😸
И переходим к теме моря. Италия же ☺️
Профессиональный моряк, Боголюбов рисовал для души, без специального образования. И однажды на его корабль попал Айвазовский, и друзья уговорили показать наброски мэтру. Это со слов гида. В официальной биографии про Айвазовского ничего нет, а направил его учиться в Академию художеств совсем другой человек 😼 Ну да ладно! Суть в том, что он переквалифицировался в зрелом возрасте из морского офицера в художники-маринисты. И все корабли на его картинах очень достоверны!
А вот у Айвазовского - достаточно условны. Зато море, как живое!
Авторская копия картины с непроизносимым названием про рейд у острова Крит.
Я бы сказала, что не совсем характерный для Айвазовского цвет у этой картины.
Такой, слегка химический 🤔
И вот как не скучно всю жизнь рисовать одну тему? Вода, лес, горы, портреты... А с другой стороны, во всех профессиях есть специализация ☺️
Но мне, как непрофессионалу, хочется разнообразия. Надоест елки рисовать, можно натюрморт изобразить. Потом городской пейзаж. Потом котиков 😄
А Айвазовский умел только через воду передать и эмоцию и настроение!
Так вот, про лес, то есть про Шишкина.
Фото получилось неважным, но все знают, что деревья у Шишкина - лучше настоящих! Он добивался биологической точности в рисунке, а не методом "тяп-ляп", как в основном мы рисуем 🤦
И как сказал гид, и я с ним полностью согласна, что цари-короли становятся быстро неинтересны, а природа всегда актуальна и притягивает взгляд ☺️
Все картины Куинджи - это немного волшебство. С минимумом цветов добиться свечения картины. Да, до сих пор не перестают искать лампочку за полотном 😄 А находят только талант!
Вне экскурсии - картина из коридора ☺️
Лично мне очень нравятся картины этого художника. При некоторой депрессивности цветов и натуры, возникает эффект мистического реализма. Вроде знакомый до боли пейзаж, и в то же время какая-то потусторонняя жуть присутствует 🤔
А в рамках экскурсии переходим к началу 20-го века.
Импрессионизм Коровина я пропускаю. Насколько мне нравится Моне, настолько не нравится Коровин 😸
А здесь про Моне в Питере:
Драматизм этой картины неявный. На самой картине запечатлен прекрасный теплый осенний день, уютная гостиная. Откуда только что вышли люди.... И больше не зайдут! Потому что 1918-й год. Художник был известен своими картинами дореволюционного усадебного быта. А после революции в составе комиссий ездил по таким усадьбам и описывал ценности, чтобы можно было их передать в музеи. И он еще помнил их неразграбленными...
И с его участием сохранилась усадьба Кусково.
Не в рамках экскурсии, просто мне нравятся ее картины.
Хотя картина написана в сложное для художницы время, но мы видим только свет и теплоту дружной семьи.
И последний зал - Рерих.
В музее хранится порядка шестидесяти его картин. Не будучи почитательницей ни его художественной, ни его философской стороны, я просто вытянув ноги, отдыхала от впечатлений и готовилась ко второй части посещения музея, самостоятельной.
Ну, вот, положа руку на сердце, если не рассказать про то, какой известный человек их написал, то ведь вообще не интересные картины?! Но приукрасив пафосной псевдофилософией, можно выдать за гениальные...
Но это все частности 😺
Самое главное, что в целом за экскурсию я узнала много нового. Я вообще люблю слушать экскурсоводов!
Получила массу положительных эмоций, от самого места, от чудесной компании, от картин, в конце концов 🥳
И побывала в новой части музея, "Искусство Сибири". Но про это в следующей серии: