Найти тему
Hélène Fourment

Без улыбки стало всем светлей

Я про реставрацию, конечно! А кому помешала улыбка и чья она была, вы очень скоро узнаете.

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Приглашаю вас перенестись ненадолго через Ла-Манш, на земли туманного Альбиона. Мы побываем в одном интересном месте и я вам покажу одну не менее интересную картину. До реставрации и после - всё, как мы любим.

Фото мне попалось летнее, оно и к лучшему, несколько теплых солнечных минут посреди зимы не помешают.
Фото мне попалось летнее, оно и к лучшему, несколько теплых солнечных минут посреди зимы не помешают.

Это Одли Энд Хаус - загородный дом начала 17 века в Эссексе. Он известен как один из лучших якобинских домов в Англии. "Продавщица овощей" - красивая, эффектная картина из коллекции этого поместья. Ещё совсем недавно она выглядела вот так!

"Продавщица овощей", неизвестный художник
"Продавщица овощей", неизвестный художник

Это была большая, почти квадратная композиция, в центре которой изображена молодая женщина, торговка овощами, в окружении даров сада и огорода.

Левая часть картины до реставрации, фрагмент
Левая часть картины до реставрации, фрагмент

Множество фруктов, овощей и съедобных цветов, в изобилии разложенных в больших чашах и корзинах, они буквально вываливаются на нас, за пределы картины. На небе, обратите внимание, полосочка такая, проступает из-под краски:

Верхний левый угол картины
Верхний левый угол картины

Девушка пристально смотрит на зрителя и чуть улыбается.

Эту улыбку попрошу вас запомнить...

Вы наверняка уже догадались, что это запись.
Вы наверняка уже догадались, что это запись.
До реставрации она пребывала в очень плохом состоянии, фото его не передаёт - напротив, на фотографии она смотрится посветлее и поярче, так бывает всегда. Толстый, многослойный лак потемнел и приобрел тёмно-жёлтый цвет, он скрыл авторский колорит и истинное качество живописи. На картине присутствовало огромное количество сплошных грубых записей. Огромное! Много слоёв!

"Торговка овощами" более 60 лет пролежала в хранении. Лежала бы и дальше, но...началась самоизоляция. Музеи опустели, а у штатных реставратовов появилось время и дошли, наконец-то, руки и до неё.

Фрагмент до реставрации
Фрагмент до реставрации

Работа закипела. Были проведены консервационные работы, технические анализы и исследования, архивные изыскания. Результат превзошёл все ожидания, и картина преобразилась до неузнаваемости. Вернее... сразу было не видно, насколько она исковеркана и искажена предыдущими грубыми вмешательствами и "починками", а в результате проведённых работ ей был возвращен её первоначальный вид.

Картину приобрел сэр Джон Гриффин (1719–1797), первый барон Брейбрук, унаследовавший Одли Энд от своей тети, графини Портсмут, в 1762 году.

Портрет сэра Джона Гриффина работы Бьяджо Ребекки, 1774 г.
Портрет сэра Джона Гриффина работы Бьяджо Ребекки, 1774 г.

Её первоначально и датировали 18-м веком... Экспертам удалось проследить историю бытования картины в описи 1797 года, составленной вскоре после его смерти. В описи картина значится как "Рынок" и приписывается "Йордансу из Антверпена":

Опись 1797 года
Опись 1797 года

Эксперты уверены, что "Рынком" была названа именно "Продавщица овощей", а вот авторство Йорданса уже тогда поставили под сомнение. Фактически, к 1871 году, когда был выпущен новый каталог картин в Одли-Энде, авторство Йорданса больше не упоминалось.

Поскольку картина не подписана и о ее истории мало что известно, исследователи очень надеялись, что в процессе реставрации не только раскроют и восстановят саму картину, но и смогут узнать, кем мог быть художник и когда произведение было написано.

Красным - оставлены "контрольки" - участки старого лака, для фотофиксации.
Красным - оставлены "контрольки" - участки старого лака, для фотофиксации.

Первые пробы по удалению стойких поверхностных загрязнений и потемневшего деструктированного лака показали яркий, красочный авторский колорит. Это был очень волнительный момент! Лицо приобретало свежий, телесный цвет, а блузка с высоким воротничком вновь становилась крахмальной, белоснежной.

Несостыковка линий носа и радужной оболочки глаз
Несостыковка линий носа и радужной оболочки глаз

Но реставраторы были ещё больше поражены, когда, удаляя записи с лица, поняли, что оно полностью переписано! Какой-то мастер 19-го века решил "подправить" ей черты лица по своему вкусу. Исследование в ИК-(инфракрасных) лучах показало, что у девушки другое выражение лица:

Инфракрасная рефлектограмма лица девушки
Инфракрасная рефлектограмма лица девушки

И вот на них взглянула совершенно другая девушка-торговка: внимательная, сосредоточенная, без тени улыбки на лице.

-12

Из-под грубых записей появлялись авторские цвета, мазки кисти, сеточка кракелюра, старые потёртости и утраты красочного слоя. На лице девушки много-много мелких темных точек - это потёртости по фактуре (по узелкам) холста.

Авторский красочный слой раскрыт
Авторский красочный слой раскрыт

Сейчас такие потёртости тонируют мелкими точками, "пуантелью" краски. А раньше могли взять огромную кисть и полностью перекрасить лицо!

В процессе расчистки было сделано ещё одно открытие: картине изменили размер, добавив сверху приличного размера прямоугольник, грубо написав на нем небо. ИК-съемка прекрасно выявила позднюю "надставку" сверху.

-14

Зачем это было сделано? Да просто не оказалось рамы подходящего размера, а больше размером, квадратная - была в наличии, вот картину и "подогнали" под неё. Что важно: на момент надставки картина была уже грязная и под жёлтым лаком, поэтому верхнюю часть пейзажа с "вавилонами" и облаками дописали под эту желтизну:

Картина после расчистки, вид с надставкой холста
Картина после расчистки, вид с надставкой холста

Когда возникает такая ситуация, картине стараются вернуть её авторский, первозданный размер. Сделали так и на этот раз. Верхний фрагмент холста удалили, удалили остатки записей. Картина стала прямоугольная:

Перед живописным восстановлением
Перед живописным восстановлением

В прошлом картина приписывалась нескольким различным художникам, включая Якоба Йорданса (1593–1678) и Жана Батиста де Сэва II (ок. 1597–1641).

Реставраторы решили сохранить для истории добавленный поздний фрагмент холста
Реставраторы решили сохранить для истории добавленный поздний фрагмент холста

Было также высказано предположение, что это могла быть копия 18-го века с работы антверпенского художника 16-го века Иоахима Бекелера (ок. 1535–1575). Но после расчистки картины эксперты предположили, что картина могла иметь более тесную связь с Бекелером или даже была написана самим художником.

-18

Первоначальные технические исследования слоев краски показали, что работа была типичной для североевропейской техники конца 16-го века. 

-19

Эта информация также подтверждалась тематикой и стилем работы. Сцены повседневной жизни, такие как рыночная сцена, были частью растущей популярности жанровой живописи в Нидерландах в конце 16-го и начале 17-го веков.

Живописное восстановление картины
Живописное восстановление картины

Таким образом, картина получила новую датировку: не восемнадцатый, а шестнадцатый век. Эксперты также определили ее как принадлежащую кисти Иоахима Бёкелера или его школы.

Завершающий этап тонировок
Завершающий этап тонировок

И в завершении рассказа о реставрации и атрибуции этой картины - коллаж "до и после" по просьбам читателей.

-22

P.S. Пожалуй, впервые у меня в статье фотографии такого низкого качества. Коллеги из English Heritage решили, что и такое сойдёт. Нет, господа, не сойдёт. Раз уж готовите пресс-релиз, или вообще без фотоотчёта публикуйте, или на достойном уровне и хорошего качества.

А читателям моим - Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.

Фото обложки
Фото обложки