Я про реставрацию, конечно! А кому помешала улыбка и чья она была, вы очень скоро узнаете.
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Приглашаю вас перенестись ненадолго через Ла-Манш, на земли туманного Альбиона. Мы побываем в одном интересном месте и я вам покажу одну не менее интересную картину. До реставрации и после - всё, как мы любим.
Это Одли Энд Хаус - загородный дом начала 17 века в Эссексе. Он известен как один из лучших якобинских домов в Англии. "Продавщица овощей" - красивая, эффектная картина из коллекции этого поместья. Ещё совсем недавно она выглядела вот так!
Это была большая, почти квадратная композиция, в центре которой изображена молодая женщина, торговка овощами, в окружении даров сада и огорода.
Множество фруктов, овощей и съедобных цветов, в изобилии разложенных в больших чашах и корзинах, они буквально вываливаются на нас, за пределы картины. На небе, обратите внимание, полосочка такая, проступает из-под краски:
Девушка пристально смотрит на зрителя и чуть улыбается.
Эту улыбку попрошу вас запомнить...
До реставрации она пребывала в очень плохом состоянии, фото его не передаёт - напротив, на фотографии она смотрится посветлее и поярче, так бывает всегда. Толстый, многослойный лак потемнел и приобрел тёмно-жёлтый цвет, он скрыл авторский колорит и истинное качество живописи. На картине присутствовало огромное количество сплошных грубых записей. Огромное! Много слоёв!
"Торговка овощами" более 60 лет пролежала в хранении. Лежала бы и дальше, но...началась самоизоляция. Музеи опустели, а у штатных реставратовов появилось время и дошли, наконец-то, руки и до неё.
Работа закипела. Были проведены консервационные работы, технические анализы и исследования, архивные изыскания. Результат превзошёл все ожидания, и картина преобразилась до неузнаваемости. Вернее... сразу было не видно, насколько она исковеркана и искажена предыдущими грубыми вмешательствами и "починками", а в результате проведённых работ ей был возвращен её первоначальный вид.
Картину приобрел сэр Джон Гриффин (1719–1797), первый барон Брейбрук, унаследовавший Одли Энд от своей тети, графини Портсмут, в 1762 году.
Её первоначально и датировали 18-м веком... Экспертам удалось проследить историю бытования картины в описи 1797 года, составленной вскоре после его смерти. В описи картина значится как "Рынок" и приписывается "Йордансу из Антверпена":
Эксперты уверены, что "Рынком" была названа именно "Продавщица овощей", а вот авторство Йорданса уже тогда поставили под сомнение. Фактически, к 1871 году, когда был выпущен новый каталог картин в Одли-Энде, авторство Йорданса больше не упоминалось.
Поскольку картина не подписана и о ее истории мало что известно, исследователи очень надеялись, что в процессе реставрации не только раскроют и восстановят саму картину, но и смогут узнать, кем мог быть художник и когда произведение было написано.
Первые пробы по удалению стойких поверхностных загрязнений и потемневшего деструктированного лака показали яркий, красочный авторский колорит. Это был очень волнительный момент! Лицо приобретало свежий, телесный цвет, а блузка с высоким воротничком вновь становилась крахмальной, белоснежной.
Но реставраторы были ещё больше поражены, когда, удаляя записи с лица, поняли, что оно полностью переписано! Какой-то мастер 19-го века решил "подправить" ей черты лица по своему вкусу. Исследование в ИК-(инфракрасных) лучах показало, что у девушки другое выражение лица:
И вот на них взглянула совершенно другая девушка-торговка: внимательная, сосредоточенная, без тени улыбки на лице.
Из-под грубых записей появлялись авторские цвета, мазки кисти, сеточка кракелюра, старые потёртости и утраты красочного слоя. На лице девушки много-много мелких темных точек - это потёртости по фактуре (по узелкам) холста.
Сейчас такие потёртости тонируют мелкими точками, "пуантелью" краски. А раньше могли взять огромную кисть и полностью перекрасить лицо!
В процессе расчистки было сделано ещё одно открытие: картине изменили размер, добавив сверху приличного размера прямоугольник, грубо написав на нем небо. ИК-съемка прекрасно выявила позднюю "надставку" сверху.
Зачем это было сделано? Да просто не оказалось рамы подходящего размера, а больше размером, квадратная - была в наличии, вот картину и "подогнали" под неё. Что важно: на момент надставки картина была уже грязная и под жёлтым лаком, поэтому верхнюю часть пейзажа с "вавилонами" и облаками дописали под эту желтизну:
Когда возникает такая ситуация, картине стараются вернуть её авторский, первозданный размер. Сделали так и на этот раз. Верхний фрагмент холста удалили, удалили остатки записей. Картина стала прямоугольная:
В прошлом картина приписывалась нескольким различным художникам, включая Якоба Йорданса (1593–1678) и Жана Батиста де Сэва II (ок. 1597–1641).
Было также высказано предположение, что это могла быть копия 18-го века с работы антверпенского художника 16-го века Иоахима Бекелера (ок. 1535–1575). Но после расчистки картины эксперты предположили, что картина могла иметь более тесную связь с Бекелером или даже была написана самим художником.
Первоначальные технические исследования слоев краски показали, что работа была типичной для североевропейской техники конца 16-го века.
Эта информация также подтверждалась тематикой и стилем работы. Сцены повседневной жизни, такие как рыночная сцена, были частью растущей популярности жанровой живописи в Нидерландах в конце 16-го и начале 17-го веков.
Таким образом, картина получила новую датировку: не восемнадцатый, а шестнадцатый век. Эксперты также определили ее как принадлежащую кисти Иоахима Бёкелера или его школы.
И в завершении рассказа о реставрации и атрибуции этой картины - коллаж "до и после" по просьбам читателей.
P.S. Пожалуй, впервые у меня в статье фотографии такого низкого качества. Коллеги из English Heritage решили, что и такое сойдёт. Нет, господа, не сойдёт. Раз уж готовите пресс-релиз, или вообще без фотоотчёта публикуйте, или на достойном уровне и хорошего качества.
А читателям моим - Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.