Забытая фотосессия с участием знаменитого актёра Анатолия Кузнецова
5 января 1959-го на экраны страны вышел новый фильм «На дорогах войны». При этом в Калининграде его увидели ещё 9 декабря 1958-го. С чего бы провинциальному городу такая честь – предпремьерный показ? Это была благодарность – за помощь в съёмках. И прежде всего – воинам Калининградского гарнизона, которых активно привлекали к работе над лентой.
Неудивительно, в общем, что в тот далёкий декабрьский день 1958-го в зале было немало солдат и офицеров. К слову, после показа первые зрители высказали и ряд критических замечаний Виктору Слонимскому – директору фильма, который представил его тогда калининградцам. Однако в целом новую картину приняли очень тепло.
«На дорогах войны» – добротное кино, так непохожее на нынешние «реконструкции». Всё в нём достоверно и естественно. Впрочем, иначе и быть не могло. Ведь его делали люди, которые не по рассказам знали, что это такое – война. А некоторым и бывшая Восточная Пруссия была хорошо знакома. Как, например, оператору этой ленты Валентину Захарову, который в 1945 году участвовал в штурме Кёнигсберга.
Режиссёр Леон Сааков (как и директор Слонимский) сперва воевал, затем, после тяжёлого ранения, занимался созданием кинохроники. И фильм «На дорогах войны» был задуман как посвящение фронтовым операторам. Режиссёр стал и соавтором сценария. А прототип главного героя Владимира Сушкова – один из самых известных фронтовых операторов Владимир Сущинский, в феврале 1945-го погибший при съёмках боёв под Бреслау (ныне – Вроцлав).
– Сущинский был моим другом, мы долго работали вместе, и мне особенно приятно участвовать в создании фильма о нём, – признался Леон Николаевич во время съёмок в Калининграде. Режиссёр долго искал подходящего актёра и в итоге остановился на Анатолии Кузнецове. К тому времени он сыграл уже в шести картинах. Но впервые ему доверили главную роль.
Съёмки начались в апреле 1958-го. Забегая вперёд – длились они аж до августа, так что на калининградской натуре отснято более 80 процентов этой ленты.
Однако по случаю 1 Мая (Дня международной солидарности трудящихся) съёмочная группа решила устроить отдых. Все предвкушали, как проведут праздник. И только исполнитель главной роли не мог определиться, к кому прибиться. Да и не хотелось ему в чужом городе веселиться без любимой жены. А она приехать не могла – как раз сдавала очередные экзамены во ВГИКе.
Жили киношники в гостинице «Москва». И накануне Первомая к грустному Кузнецову, пожалев его по-матерински, подошла одна из горничных:
– У моей дочери и её мужа завтра соберётся молодёжь. Приходите и вы. Будут пироги.
– Пироги – это хорошо, – улыбнулся Кузнецов. – Спасибо за приглашение!
Утром 1 мая 1958-го у Зинаиды и Владимира Парадоксовых (жили они возле вагонзавода) собралась большая компания. Волновались, ожидая «особого гостя». Гадали: придёт ли?
Пришёл. Да не один – с супругой! Будущий режиссёр Александра Ляпидевская всё-таки вырвалась на праздник к мужу. Калининградцы поначалу робели перед гостями. Сами посудите. Ляпидевская – дочь легендарного лётчика, который спасал «челюскинцев» и стал первым человеком, удостоенным звания Героя Советского Союза. А Кузнецов хоть и не был ещё товарищем Суховым (принёсшее ему всенародную любовь «Белое солнце пустыни» появится через десять лет), но уже и тогда – узнаваемый и популярный артист.
Только зря местные переживали. «Важные персоны» оказались компанейскими ребятами без какой-либо звёздной болезни. Кузнецов сразу стал шутить, рассказывать забавные случаи из киношной жизни.
В составе «принимающей стороны» были супруги Алла и Сергей Чернышёвы.
– Когда все собрались, мы на двух машинах отправились в Светлогорск, – рассказывала Алла Аверьяновна. – Володя Парадоксов увлекался фотографией. Благодаря ему и можно сегодня видеть, как весело мы провели тот день.
Фотолюбителю Парадоксову надо сказать двойное спасибо. Поездку к морю он снял ещё и на цветную пленку. Так что всё запечатлено во всех красках. Хотя вообще цветные фото в ту пору были большой редкостью.
По дороге сделали остановку у памятника в честь советских танкистов. Положили к Т-34 первые весенние цветы, сфотографировались на память.
Погуляв по центру Светлогорска, спустились к морю. Кузнецов и до этого был заводилой, а тут совсем разыгрался, превратившись в озорного мальчишку. Впрочем, и все остальные разошлись. Бегали и скакали по пляжу, как дети.
На обратном пути устроили в придорожном лесу пикник. Точнее, маёвку – пикники тогда были на загнивающем Западе. На земле, присыпанной прошлогодней листвой, раскинули импровизированный стол. И до чего ж оказались хороши обещанные пироги с мясом!..
Кузнецов и Ляпидевская вообще тепло вспоминали те дни:
– Всё цвело, голова шла кругом… А в Калининграде даже у разрушенных районов было какое-то особое очарование. В свободное от съёмок время мы много гуляли по городу. И по области покатались. Как-то зашли в заброшенный немецкий коровник. Смотрим, а его стены… кафелем выложены! Кафель – в коровнике! Нас это просто потрясло. Ещё запомнился рыбный магазин возле гостиницы «Москва». Мы туда частенько бегали. Рыбка – всегда свежая и дешёвая. Особенно хорош был угорёк. Объедение!..
Так уж вышло, что Чернышёвы и Кузнецовы тогда особенно понравились друг другу. Они обменялись адресами, и мимолётное знакомство переросло в многолетнюю дружбу. И если Кузнецовы бывали в Калининграде, то обязательно встречались с Чернышёвыми. А те, приезжая в Москву, непременно навещали Кузнецовых. Потом, когда в нашу жизнь пришли видеозвонки, старые друзья с удовольствием общались и через компьютер.
Время неумолимо, никто не вечен. Вот и эта дружба – теперь уже история… Но на старых фотографиях они по-прежнему молоды и всё так же весело отмечают тот Первомай.
И ещё. Есть мнение, что самый известный фильм с участием Кузнецова, «Белое солнце пустыни», снимался тоже в Калининградской области – на Куршской косе. О том, что по этому поводу говорили Анатолий Борисович и его супруга, можно прочитать здесь. КП