Английское слово, означающее "поклонение", содержит в своей основе идею достоинства и ценности объекта выражения религиозного чувства. Бог — великий, страшный и творящий чудеса — достоин нашего ревностного служения, уважения и восхищения. Ральф Мартин пишет:
«[Поклонение] вызывает ассоциации с действиями, мотивированными таким внутренним состоянием, как благоговение, почитание или описание достоинств другой личности или объекта. В контексте Ветхого и Нового Заветов под поклонением конкретно понимается поклонение Божеству».
В еврейском языке Ветхого Завета и в греческом языке Нового Завета слова, соответствующие английскому слову "поклонение", не несут той идеи, которая заложена в этом английском слове. Используемые для этого слова в обоих языках содержат в своей основе иные идеи, указывающие на действия, происходящие во время поклонения. Еврейское шахах, чаще всего переводимое "поклоняться", означает "пасть ниц". А еврейское абад, как и греческое латрюо, означает "служить".
Наиболее часто в Новом Завете в связи с поклонением употребляется греческое слово проскинео — буквально "целовать" (Мф. 4:10; Лк. 24:52; Ин. 4:20, 21). Обычно люди падали ниц перед объектом, которому воздавались почести, и целовали землю перед ним, его ноги или подол его одежды. Так делали персы перед лицом своих обожествленных царей и греки в знак поклонения своим идолам и другим священным объектам. Слово проскинео точнее выражает идею поклонения, чем какое-либо другое греческое слово.
В Новом Завете изредка встречаются и другие слова, которые тоже переводятся словами, близкими по значению к словам "поклонение" и "поклонник". Эти слова не содержат идеи прославления или формального поклонения, как в случае с проскинео, и переводятся словами "чтить", "поклоняться", "святыня", “служение" и их производными.
ОТНОШЕНИЕ К ПОКЛОНЕНИЮ В ПРОШЛОМ
Отношение к поклонению в прошлом помогает нам понять, что такое поклонение. В эпосе древней Месопотамии о сотворении говорится, что Мардук решил сотворить людей, чтобы они служили богам. Создавая человека, Мардук якобы сказал: "Его обязанностью будет служить богам, чтобы они отдыхали!"
Эта точка зрения представляет человека слугой богов, ублажающим их и освобождающим от трудов. Такое служение как выражение почтения и удовлетворения их нужд и было для человечества поклонением. Та идея, что человек якобы может удовлетворить нужды богов, ставит их в зависимость от служения им человека. В этой связи интересную мысль высказывает Джон Беркхарт:
«Для евреев Бог есть Бог независимо от того, служат Ему или нет; и Бог заслуживает, чтобы Ему служили, причем не за какое-либо вознаграждение Божьим слугам, а потому, что Бог достоин. Бог не требует восхваления, чтобы быть Богом; но будучи Богом, Бог требует это по праву того, что Он Бог».
В своей работе Евтифрон Платон доказывал, что наше поклонение не влияет на богов и не изменяет их. Они не извлекают выгоду из того, что мы можем им дать, и им ничего от нас не нужно. Они имеют все и ни в чем не нуждаются. Беркхарт отмечает:
«Среди средневековых богословов один Фома Аквинский воспринял этот аргумент настолько серьезно, чтобы утверждать, что поклонение нужно не Богу, а нам. На это в XVI веке Кальвин ответил, что надлежащее прославление Бога есть первостепенная цель христианства... А в XX веке, продолжая тему поклонения, Ивлин Андерхилл говорит о "бескорыстном восхищении" и "полном ответном прославлении". Такой религиозный восторг делает поклонение поистине признанием достоинства. Это исполненный глубокой любви ответ Богу как средоточию ценности и подлинного достоинства».
БИБЛЕЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОКЛОНЕНИЯ
Библейская концепция состоит в том, что Бог, отделенный от зла и святой по Своей природе, устанавливает с нами связь, чтобы с любовью обеспечивать наши нужды. Мы должны поклоняться Богу в знак признания Его величия и Его Самого как верховного даятеля всех добрых даров (Иак. 1:17).
Наше поклонение должно основываться не на том, что мы можем сделать для Бога, а на том, что Он делает для нас. Именно потому, что мы осознаем Его страшное могущество и великое милосердие, мы должны стремиться делать все возможное, чтобы в поклонении Ему выразить свое благоговение, восхищение, преданность и признание Его достоинств. Такого поклонения Бог ожидает и такое поклонение принимает, если только оно исходит из благодарного сердца. Вынужденные действия и механический ответ — это лишь внешние проявления, и Бог не считает их поклонением.
Поклонение должно быть результатом нашего понимания Божьей величественной силы и милостивых деяний. Мы должны отвечать на это благодарностью, выражаемой в соответствии с Его волей. Бог — центр и источник нашего поклонения. Не мы придумали поклоняться — разве что в том смысле, что наше осознание Бога побуждает нас поклоняться Ему.
Бог не нуждается в нашем поклонении; это мы нуждаемся в поклонении Ему вследствие Его величия, благости и милости. Мы это делаем из переполняющего нас чувства благодарности за все, кем Он является и что делает. Если мы не поклоняемся, то мы не почитаем и не уважаем достойного Бога, который так милостиво действует нам во благо.
Внешние выражения, не сопровождающиеся искренностью сердца, пусты, бессмысленны и бесполезны для Бога. Энди Ритчи мл. пишет:
«...мы часто трагически подменяли саму вещь внешней формой и "действиями". "Пойти в церковь" не означает, что посетивший ее человек вообще поклонялся. Если бы мы сказали "пойти на поклонение" вместо "пойти в церковь", то это было бы точнее, и все же исправленное словоупотребление не будет означать исправленную практику... Богу не угодны никакие действия, если они не выражают состояния души поклоняющегося... Простой факт, что мы исполнили эти "действия", пусть небрежно и механически это ни было, нельзя считать поклонением».
Бог желает совместного поклонения. Хотя наше поклонение Богу не ограничено общими собраниями в зданиях, построенных для богослужений, общие собрания христиан очень важны. Совместное поклонение дает общие моменты, которые могут поднять человеческие сердца до высот посвященности, чего индивидуальное поклонение дать не может. Джей. Л. Мэй пишет:
«Бог хочет, чтобы Его народ собирался для поклонения (Евр. 10:25). Поклонение должно быть как по вертикали, так и по горизонтали, то есть оно должно строить отношения не только с Богом, но и между поклоняющимися. Личное и семейное поклонение очень важно для духовного роста, но совместное поклонение дает нечто такое, чего личное и семейное поклонение дать не может. Совместное участие в укрепляющем веру событии воспитывает чувство товарищества и взаимной поддержки».
Наша цель в поклонении, помимо просьбы к Богу о благословениях, — поведать Ему самые сокровенные наши мысли о Нем и поблагодарить Его за заботу. И хотя мы можем извлечь из поклонения огромную пользу, наша главная цель — стремление души — встретиться с Богом и пообщаться с Ним. В нашем поклонении личные блага второстепенны в сравнении с этой глубокой внутренней потребностью выразить нашему Создателю, какое достойное место Он занимает в нашей жизни.
Рассматривая разные действия и мысли во время поклонения, мы должны прежде всего знать, что не является поклонением. Поклонение — не обязательно чувства и эмоции, выраженные в крайних, неистовых физических действиях. Это не просто красивое представление или демонстрация человеческих способностей и усилий. Это не свобода человеческого выражения.
В то же время поклонение не просто ритуал. Бог заинтересован не в одной только пышности и торжественности. Бог хочет, чтобы мы собирались в Его имя, но просто собрание с другими еще не составляет поклонение.
Теперь перейдем к тому, что должно включать в себя поклонение Богу. Поклонение включает...
• Прославление Бога. "Прославлять" — евр.: паар (Ис. 60:21; 61:3; 66:5); евр.: кабед (Пс. 21:24; 85:12); евр.: кебод (Пс. 28:2); греч. доксадзо (Мф. 5:16; 9:8).
• Благоговейный трепет. Выражать "благоговение" — евр. гур (Пс. 32:8); греч.: фобео (Мф. 9:8); греч. деос (евр. 12:28). Основной смысл, стоящий за этими словами, — страх, возможно, вместе с глубоким уважением.
• Возвеличивание Бога. "Возвеличивать" — евр.: гадал (Пс. 34:27; 39:17; 69:5; Мал. 1:5); греч. мегалино (Деян. 19:17).
• Почитание Бога. "Чтить" — евр.: кабед (Ис. 29:13); греч. доксадзо (Рим. 1:21; 1 Тим. 6:16). Оба эти слова переводятся также "воздавать славу" (Отк. 4:9, 11; 5:12, 13).
• Благоговение. "Благоговение" — евр.: яре (Пс. 2:11; 5:8; 118:38); греч. эулабейа (Евр. 12:28).
• Благословение Его. "Благословить" — евр.: барак (Пс. 15:7; 25:12).
• Восхваление Его. "Петь хвалу" — евр.: халал (Пс. 103:35); евр.: техиллах (Ис. 42:8, 10, 12); евр.: замар (Пс. 29:5; 39:4); греч. айнео (Лк. 19:37; Деян. 2:47).
• Превозношение Его. "Превозносить" — евр.: рум (Пс. 17:47; 20:14).
• Радость. "Радоваться, веселиться" — евр.: гил (Пс. 34:9); евр.: самах (Пс. 62:12); греч.: хайро (Фил. 4:4).
• Благодарение. "Благодарить" — евр.: ядах (Пс. 7:18; 9:2); греч. евхаристео (Лк. 17:16; Кол. 3:17).
ИСТИННОЕ ПОКЛОНЕНИЕ
Истинное поклонение основывается на созерцании того, что сделал и делает Бог, на размышлении о Его величии и благости, на осознании Его грозного присутствия. Поклоняющемуся не нужен кто-то, кто бы стал "заводить" аудиторию, увлекать, возбуждать чувства, пробуждать или стимулировать поклонение. Подобные манипуляции необходимы только тем, в чьем сердце нет благодарности и восхваления. Поклонение свободно течет из глубин сердец, исполненных благодарности и любви, сердец, движимых размышлениями о благости и достоинстве Бога, которому они жаждут поклоняться.
Никакая внешняя попытка возбудить поклонение не может заменить смиренного сердца, жаждущего с восторгом и рвением выразить свое благоговение перед Господом. Мы, конечно, должны заранее определить весь ход проведения богослужения, так как это будет способствовать поклонению, но такие действия не могут гарантировать, что поклонение будет иметь место. Шумовое оформление, световые эффекты, разные телодвижения и быстро сменяющие друг друга действия могут вызвать возбуждение и эмоции, но не могут вложить восхваление в пустое сердце. Поклонение — больше, чем действие и возбужденное состояние.
Поклонение нельзя внушить извне; оно должно рождаться в человеческом сердце. Это ответ сердца, которое стремится выразить хвалу, преданность и любовь милостивому и могущественному Богу вселенной. Эти мысли и чувства можно выразить тихо и серьезно или бурной радостью. Истинное поклонение исходит из того, что переполняет нас изнутри, а не производится стимулирующими действиями вне сердца.
Желающие поклоняться Богу должны забыть запланированные мероприятия религиозных групп по стимулированию поклонения. Вместо этого мы должны стараться познать Бога, понять Его пути и вспомнить благословения, которые Он дает. Осознание того, кто такой Бог и что Он делает, породит желание поклоняться Ему — чего не могут достичь никакие придуманные человеком программы. При таком подходе мы в нашем стремлении поклоняться Богу должны быть уверены, что наши средства выражения поклонения угодны Богу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы поступаем наилучшим образом, когда поклоняемся Богу сердцем. Никакое другое действие в богослужении не дает общения с Богом. Выражение чувств, переполняющих наши сердца, когда они настроены на Бога в признании Его достоинства, может оказаться таким, до какого будет далеко любой выдумке человеческой.
Реклама. ООО «Спутник». ИНН 7814547081