Продолжаю размышлять о раннем развитии детей.
Начну потихоньку писать о минусах раннего развития. Кстати, если о них знать заранее и учитывать, то вполне можно избежать. И даже более того, я берусь утверждать, что это не минусы, как таковые, а особенности. Минусами их делают взрослые, которые не до конца учитывают эти особенности, пренебрегают ими, или просто игнорируют, начиная давить на ребёнка по всем фронтам.
Напоминаю, что всё написанное здесь - моё личное субъективное мнение, основанное на собственном личном опыте раннеразвитого ребёнка и наблюдениях за другими людьми.
Первый минус, который неизбежен, потому что обусловлен самим фактом возможности раннего развития, то есть более ранним созреванием структур мозга, отвечающих за абстрактное мышление, "центров чтения" и пр. - это неравномерность развития ЦНС. (Центральной нервной системы).
Предыдущие размышления по теме:
К сожалению, у таких детей весь мозг не развивается синхронно. Остальные структуры и центры, а также нервная деятельность остаются на уровне биологического возраста.
То есть, если вы видите четырёхлетку, который неотрывно полчаса подряд сидит, уткнувшись в книгу сказок, то это вовсе не означает, что он способен также долго удерживать внимание в любой другой деятельности. И даже наоборот, другие занятия могут привлекать его на ме́ньший промежуток времени, чем в средняя возрастная норма, которая не превышает пятнадцать минут.
Да, бесспорно, есть дети, обладающие врождённой усидчивостью и упорством. Можно считать, что у них раньше, чем в среднем по норме, созревают центры, отвечающие за произвольное внимание и удержание внимания.
Я знала малышку, которая в три года могла часами очень аккуратно раскрашивать рисунки красками, практически не выходя за контуры. (Рисунки крупные, по возрасту).
Также я видела мальчика, который собирал сложные конструкции из Лего, тратя на это в четыре года часы. Но это скорее исключение, чем правило.
Чаще же ситуация выходит и вовсе обратной: маленький книгочей становится НЕвнимательным и рассеянным. Он прочитал интересную книгу, мозг занят обработкой огромной массы новой информации, все ресурсы ушли туда, в анализ, синтез, архивирование полученного и в фантазию, которая тут же начинает использовать полученное для построения собственных конструкций.
Из этого минуса/особенности вытекает первая ошибка взрослых: они начинают считать, что ребёнок уже может произвольно удерживать внимание на чём-либо наравне со взрослыми.
И начинается:
- Ты что ворон ловишь, ешь давай! Мама старалась, готовила, на стол накрывала, в ты по тарелке размазываешь. - А ребёнок в это время захвачен возможностью летать при помощи пыльцы фей. Какая тут каша, если в голове маршрут до первой звёзды направо.
- Что ты отвлекаешься! Начал складывать игрушки и бросил, сидишь тут в куче барахла. Не отлынивай! - А он не просто сидит. Именно в этот момент оторванная нога трансформера, и плюшевый динозавр включили фантазию. Победит ли Железный Дровосек тираннозавра? Надо срочно выяснить.
Эмоционально-волевая сфера всё ещё детская, с преобладание первой части - эмоциональной. И внимание непроизвольное преобладает над произвольным.
У меня нет рецепта, как быть в такой ситуации. Нужно ли давать столько времени на витание в облаках, сколько нужно ребёнку? Или выдёргивать его оттуда, если вдруг у вас по расписанию пора в поликлинику, а он в одной штанине машинку катает.
Но учитывать, что прочитанной информации нужно время, чтобы улечься в голове надо. И надо помнить, что в этот момент оперативная память перегружена, на другие процессы мощности может не хватить.
Второй минус - это зачастую уменьшение времени, отведённого на двигательную активность. Если ребёнок полчаса-час сидел с книгой, то это время однозначно надо компенсировать подвижными занятиями.
В одном случае, когда речь идёт об активных подвижных детях они скомпенсируются сами, если дать им эту возможность: прогулки на улице или спортивный уголок дома. Они прекрасно растратят излишки энергии, активно играя в то, о чём читали. Кстати, таким детям и стоит, я думаю, давать книги о приключениях, чтобы фантазия работала параллельно с физической активностью. Пусть играют в благородных пиратов, разбойников, Питера Пэна, строят штаб, как Тимур, или космический корабль и дружат с Алисой Селезнёвой.
Если же ребёнок от природы спокойный, тихий, то у взрослых может создаться впечатление, что все эти подвижные игры ему не нужны. Ведь чудо же, что за дитя! Сидит тихонько, читает. Потом порисует, игрушками поиграет... Только вот с аппетитом плохо, малоежка, наверное.
Нет. Такой подход ошибочен. Растущему организму нужна физическая активность. Нужен свежий воздух. Другое дело, что записывать тихоню куда-нибудь на пятиборье - это не то. Ну есть такие не энергичные люди. Для них спорт - это каторга. А вот вытаскивать на прогулки просто необходимо. Но здесь придётся активно включаться взрослому: ходить рядом и... Говорить. Обсуждать прочитанное, делиться впечатлениями, рассказывать о ещё непрочитанных ребёнком книгах. А там, глядишь, и на качелях покатаетесь, и на турник между делом залезете. Да и просто несколько тысяч шагов лишними не будут.
Дети, начиная с периода, когда они начали самостоятельно передвигаться (хотя бы по пластунски) и до школы растут активнее, чем в период после семи лет и до совершеннолетия (всплеск в предпубертате/раннем пубертате всё равно не даёт такого относиьельного увеличения роста и массы). И в этот период закладывается и развивается крупная моторика, ловкость, координация движений.
Развивается вестибулярный аппарат, ощущение своего тела в пространстве. А также контроль над собственным телом, глазомер, чувство высоты, глубины, расстояния. Если этот период пропустить, то потом придётся всё это навёрстывать, догонять. То, что могло прийти само, будет достигаться ценой значительных усилий и упорства.
И это ещё не всё.
Те минусы/недочёты взрослых, которые по моему мнению, наиболее пагубно в итоге влияют на детскую психику я вынесу в следующую публикацию.
Переходу к минусам раннего развития: