Найти в Дзене
Жизнь как мозаика

Как я бабушку на всё село позорила

Мне четыре. Я лежу в кровати. Вставать нельзя - бабушка решила, что я заболела и вызвала врача. Скучно. Читаю "Кошкин дом". Тётя доктор, войдя в комнату восхитилась: - Умничка! Картинки смотришь! - Нет, она читает. - Гордо возразила бабушка. - А сколько ей? - Четыре. - Не может быть! - Внученька, почитай тёте! - Бабушка сложила руки на груди и опёрлась на косяк. - К богатой кошке гость пришел, Известный в городе козел С женой, седой и строгой... - Ничего себе! Вот это ты молодец! - Тётя-доктор восхитилась уже неподдельно. - А моему младшему шесть пока. Еле-еле по слогам начинаем. А ведь скоро в школу. Об этой теме на моём канале: - С детьми надо заниматься! - Назидательно произнесла бабушка. - Иначе вырастают бурьяном, одни глупости в голове. Вот я́ внучкой занимаюсь. И она развитый ребёнок. - Так и я со своим занимаюсь. - Значит мало. И вообще, учить читать в шесть - это полный кошмар. Вы уже́ упустили ребёнка. Японцы детей развивают с рождения! Уж не помню, какая стрррашная болезнь

Мне четыре. Я лежу в кровати. Вставать нельзя - бабушка решила, что я заболела и вызвала врача. Скучно. Читаю "Кошкин дом".

Тётя доктор, войдя в комнату восхитилась:

- Умничка! Картинки смотришь!

- Нет, она читает. - Гордо возразила бабушка.

- А сколько ей?

- Четыре.

- Не может быть!

- Внученька, почитай тёте! - Бабушка сложила руки на груди и опёрлась на косяк.

- К богатой кошке гость пришел,

Известный в городе козел

С женой, седой и строгой...

- Ничего себе! Вот это ты молодец! - Тётя-доктор восхитилась уже неподдельно. - А моему младшему шесть пока. Еле-еле по слогам начинаем. А ведь скоро в школу.

Об этой теме на моём канале:

- С детьми надо заниматься! - Назидательно произнесла бабушка. - Иначе вырастают бурьяном, одни глупости в голове. Вот я́ внучкой занимаюсь. И она развитый ребёнок.

- Так и я со своим занимаюсь.

- Значит мало. И вообще, учить читать в шесть - это полный кошмар. Вы уже́ упустили ребёнка. Японцы детей развивают с рождения!

Уж не помню, какая стрррашная болезнь примерещилась моей бабуле в тот раз, коклюш, порок сердца или сглаз (только не спрашивайте, как атеизм и магическое мышление могло умещаться в одной голове). Зато я помню, как улыбчивая врач почему-то вдруг стала сухой и строгой.

Да, именно бабушка начала учить со мной алфавит в два года, а в три именно она научила читать. За что, на самом деле, я ей благодарна. Но, как всегда, есть нюанс.

Бабушка преследовала две цели, точнее одну, главную, а вторая была вспомогательной, которая лишь подкрепляла первую.

В двух словах, бабушка тешила своё тщеславие. Она была школьной учительницей. Не русского языка, как могло бы показаться, а математики. В 50-60-х годах авторитет учителя был на недосягаемой высоте. И эта высота вскружила тогда ещё юной учительнице голову. Ей невероятно льстило, что к ней все без исключения хоть на рынке, хоть в очереди в общественный туалет на автостанции обращаются исключительно на "вы". Она видела себя столпом местного общества и светочем народного образования в масштабах отдельно взятой деревни, а впоследствии и района. В итоге она стала жертвой имиджа советской учительницы, когда работа становится образом жизни. А учитель и его семья - живым назидательным примером всем.

Первой жертвой примером всей сельской ребятне стал мой отец, олимпиадник и медалист. Потому, когда родилась я, бабушка ринулась уже проторенной тропой.

https://triptonkosti.ru/19-foto/kartina-selskaya-uchitelnica.html
https://triptonkosti.ru/19-foto/kartina-selskaya-uchitelnica.html

С одной стороны, сейчас с высоты моих тридцати шести прожитых лет я ей очень благодарна. Она взяла на себя огромный труд. Сначала выучила меня читать. А потом, когда пришло время, подготовила к школе.

С другой стороны, я до сих пор помню момент, когда впервые почувствовала себя дрессированной обезьянкой.

https://ktar.com/story/280156/are-we-controlling-our-children-too-much/
https://ktar.com/story/280156/are-we-controlling-our-children-too-much/

Конечно, это произошло не сразу. Пока я была ещё дошкольницей меня не смущали и не удивляли постоянные бабушкины директивные просьбы при встречах с её знакомыми что-то прочитать ( и почему газета всегда была у бабушки в сумке?) или ответить на вопросы:

- Какие животные живут в Африке? На каком полюсе живут пингвины? Почему зимой холодно, а летом жарко? Расскажи тёте, какую книгу ты сейчас читаешь. О чём она? Кто главные герои? Кто её написал?

Потом каждое лето я должна была привозить табель. И всякий раз бабушка, поджав губы, качала головой:

- Не отличница! Ай-яй-яй, какой позор. Такой табель стыдно соседям показать. - (На самом деле у меня было обычно две-четыре четвёрки, после введения двенадцатибалльной системы - девятки).

- А вот твой папа! Смотри! - И мне торжественно демонстрировали папины табели, где красивым почерком были выведены одни пятёрки. - А вот мамины оценки. - Маминых табелей было ещё больше, потому что она училась ещё в художественной и музыкальной школах. И везде на отлично. - Такие родители, а ты их так подводишь. Стыдоба! Это всё потому, что с тобой мало занимаются. Если бы вы жили здесь, я бы с тобой занималась.

Это было очень стыдно - не соответствовать. И стыдно признаться, что со мной не занимались вообще. Да, проверяли уроки (математику, будь она неладна), в том начальных классах заставляли переписывать домашнюю работу , если в ней были помарки, но именно "занятий" никто не проводил.

После чего следовал строгий наказ всем соседям обязательно говорить, что я круглая отличница. И бабушка обязательно упоминала, что учится её внучка не где-нибудь, а "в английской школе", где в старших классах все предметы будут вести по английски". Далее меня тыкали в спину, чтоб я сказала что-нибудь по английски.

В эти моменты становилось ещё стыднее. Не знаю откуда, вроде бы специально это мне никто не разъяснял, но я знала, что врать плохо. И мне было ещё стыднее от того, что бабушка заставляла меня это делать.

- Бабушка, зачем мне врать? Я не хочу. Я же хорошистка, а не отличница. Папа вообще говорит, что оценки не важны, пока троек нет. И не будут у нас математику на английском вести. А если будут, то это cмepть же просто.

- Ты что, хочешь меня опозорить? Я учительница. Моя внучка не может быть позорницей.

Я молчала. Огорчать бабушку не хотелось. Но и врать тоже не хотелось. Поэтому к десяти годам я начала тихо саботировать бабушкино хвастовство. Когда она при очередной встрече толкала меня в спину и ласково спрашивала:

- Ну расскажи тёте, как ты учишься?

Я делала максимально глупое по моему мнению лицо и тянула:

- Наармаальнаа.

- Нормально - это как?

- Я же сказала: наармаальнаа.

- Хорошо она учится, отличница! В английской школе! Внученька, расскажи, что вы учите на английском?

- Слова разные. И правила.

- Ну, например, расскажи что-нибудь.

И я начинала максимально нудным голосом рассказывать неправильные глаголы.

- Ой, ладно, всё равно нам не понятно. Лучше расскажи, какую книжку ты сейчас читаешь.

- Сказки.

- Какие??

- Народов Африки.

- И о чём там?

- Про Африку.

- Ну, расскажи какую-нибудь.

- Какую?

- А какая тебе больше всего понравилась?

- Не знаю, они все интересные.

Дома меня ждала нахлобучка:

- Это что такое было? Ты почему так меня опозорила?! Как ты могла себя так вести?

- А зачем ты заставляешь меня всем одно и тоже рассказывать? И врать. Я же не отличница.

К концу лета я всё же победила. Бабушка не перестала хвастаться, но меня больше не заставляла подтверждать её слова.

А ещё я к школе выросла очень самодовольным и тщеславным ребёнком с реальными проблемами в общении с другими детьми. И к этому вольно или невольно в той или иной степени приложили руку и бабушка, и родители, и их ближайший круг общения. Но об этом в продолжении.