Найти в Дзене
SWNTrains

Поездка в вымершую деревню в Свердловской области

Всем привет, дорогие друзья! От всей души поздравляю Вас с наступившим, новым, 2024 годом! И первая статья в этом году будет о поездке в самую глухую деревню в Свердловской области - Усть-Березовка, что находится на железнодорожной линии Алапаевск - Серов. На момент моего пребывания там я не встретил ни одного местного жителя.

Итак, началось все как обычно. Ранний подъем, дорога на вокзал, покупка билета в кассе. Наших алапаевских кассиров, мне кажется, уже ничем удивить нельзя. Сколько раз я брал билет до станции Бабушкино, где за всю историю никто не вышел и не зашел (ну, не считая конечно путейцев и дежурных по станции). Только вот проводница пригородного поезда после того, как увидела в билете, куда я еду, с удивлением спросила меня: куда? в Бабушкино? Вот и в этот раз кассир невозмутимо продала мне билет до станции Усть-Березовка.

На вокзале меня уже ждет тепловоз ТЭП70-0542 с одним вагоном.

Тепловоз ТЭП70-0542 с пригородным поездом Алапаевск - Сосьва новая на станции Алапаевск
Тепловоз ТЭП70-0542 с пригородным поездом Алапаевск - Сосьва новая на станции Алапаевск

Почему именно туда? - спросите вы. Да все очень просто. Захотелось побывать в новых местах. В Карпунино, в Белой глине был уже раз 100, а вот дальше никогда не выбирался. И вот сегодня решил: надо съездить в Усть-Березовку. Станция находится среди лесов, судя по снимкам со спутника домов там немного, значит немноголюдно. А вот насколько там немноголюдно узнал я только после прибытия туда.

Вид из окна поезда Алапаевск - Сосьва Новая
Вид из окна поезда Алапаевск - Сосьва Новая

За окном потихоньку начало светать. Обычный пейзаж для тех мест: глухая непроходимая уральская тайга.

Станция Карпунино из окна вагона
Станция Карпунино из окна вагона

Проезжаем станцию Карпунино. Сколько раз я сюда ездил на съемки! Уже сложно сосчитать. А началось все в 2016 году, когда я впервые побывал в этих краях и снял на тот момент еще бордовый ТЭП70-0530 с пригородным поездом Серов - Карпунино.

В тот день несказанно повезло. Помимо пригородного удалось заснять и грузовой, что редкость для тех мест. Именно тогда проходили испытания газотрубовоза ГТ1h-002 на этой линии.

Ну а наш поезд отправляется дальше. Проезжаем знакомые места, с которых снимал в далеком 2016. Прибываем на станцию Предтурье.

Станция Предтурье из окна вагона
Станция Предтурье из окна вагона

Оказывается на станции Предтурье функционирует всего 2 пути: боковой с платформой и главный, остальные заметены снегом и судя по тому, что их не чистят - они уже давно не эксплуатируются.

Станция Усть-Березовка
Станция Усть-Березовка

И вот наконец, поезд прибывает на станцию Усть-Березовка. Из вагона выходит дежурная по станции, путеец и я. Проводница поднимает желтый флаг и поезд из одного вагона отправляется дальше на Сосьву Новую.

Схожу я с платформы и иду по прочищенной тропинке. За мной идут дежурная и путеец. Путеец спрашивает: далеко собрался? Я с удивлением спрашиваю: а что, там дороги нет? Оказывается, эта тропинка ведет к туалету. И больше во всей деревне тропинок нет. Я стал выглядить странно в глазах путейца. А он продолжает: ты к кому приехал? Я стал рассказывать, что ЖД-фанат, блогер, интересуюсь самой железной дорогой, ее историей. Путеец сразу заинтересовался и попросил продиктовать название моего канала. Спрашивает: что снимать то собираешься? Я отвечаю: пригородный поезд. Он с удивлением спрашивает: и ради этого ты приехал сюда? Отвечаю что здесь никогда не был и интересно было бы снять его имнно здесь. Дежурная удивляется: а как же ты обратно уедешь? Говорю, что буду ждать поезд с Сосьвы Новой обратно. Она говорит: дак до него же еще 4 часа. Ну а что делать? Другого выхода нет.

Не знал я, что здесь настолько глухие места. Снега очень много. И кроме как по станции там гулять больше негде.

Пока ходил по станции в поисках подходящего места для съемок - поснимал южную горловину станции.

Южная горловина станции Усть-Березовка
Южная горловина станции Усть-Березовка
Путевое развитие станции Усть-Березовка
Путевое развитие станции Усть-Березовка

На станции Усть-Березовка всего 3 пути: два боковых и один главный, из которых используются только 2: боковой с платформой для остановки пригородных и главный для пропуска грузовых и резервов.

Места здесь и вправду очень глухие - на многие десятки километров простирается уральская тайга, а линия, словно просека в лесу - ровной чертой делит его на две части.

Входной светофор на станцию Усть-Березовка со стороны Предтурья
Входной светофор на станцию Усть-Березовка со стороны Предтурья
Входной светофор на станцию Усть-Березовка со стороны Предтурья
Входной светофор на станцию Усть-Березовка со стороны Предтурья

Недалеко от путевого развития станции стоял жилой дом. Но судя по тому, что снег возле дома не убран - здесь никто не живет.

Единственный жилой дом в Усть-Березовке
Единственный жилой дом в Усть-Березовке

Уже заранее для пригородного поезда Серов - Карпунино, за которым я сюда и приехал, открыли зеленый выходной светофор со станции.

Открытый выходной светофор с бокового пути станции Усть-Березовка
Открытый выходной светофор с бокового пути станции Усть-Березовка
Станция Усть-Березовка
Станция Усть-Березовка

К моему удивлению, здесь даже не оказалось зала ожидания. Да он тут даже и не нужен. Никого все равно нет. В этом домике сидит дежурная и работники железной дороги.

Вот наконец я снял то единственное видео за день. Но все ради чего я сюда приехал - это неповторимая атмосфера глубинки которой пропитано это видео.

Бригада очень удивилась увидев меня со штативом, стоящего на неработающих путях, заваленных снегом.

Поезд уехал, шум его постепенно стих и я остался стоять на станции в абсолютной тишине.

Прогулялся до другой, северной горлоины, сделал пару фото оттуда.

Главный путь станции Усть-Березовка
Главный путь станции Усть-Березовка

Главный путь был завален снегом. Видно, что здесь кроме пригородных давно ничего не проезжало.

Станция Усть-Березовка
Станция Усть-Березовка
Перегон Усть-Березовка - Сосьва Новая
Перегон Усть-Березовка - Сосьва Новая
Перегон Усть-Березовка - Сосьва Новая
Перегон Усть-Березовка - Сосьва Новая

В сторону Сосьвы Новой та же самая картина: бесконечная прямая линия, уходящая в горизонт, разделяющая бескрайнюю уральскую тайгу пополам.

Входной светофор на станцию Усть-Березовка
Входной светофор на станцию Усть-Березовка

Немного погуляв, я решил посмотреть, что же окружает станцию и нашел старый заброшенный домик.

Заброшенный дом в деревне Усть-Березовка
Заброшенный дом в деревне Усть-Березовка

А ведь когда-то здесь жили люди, держали свое хозяйство, ухаживали за домом и верили в лучшее.

Внутри заброшенного домика
Внутри заброшенного домика

Внутри дома царила полная разруха. Давно здесь никого не было!

Внутри заброшенного домика
Внутри заброшенного домика
Внутри заброшенного домика
Внутри заброшенного домика

Окон и дверей уже нет, крыша давно прохудилось. Сколько этот дом уже стоит вот в таком полуразваленном состоянии точно неизвестно, но ясно одно - уже давно.

Внутри разрушенного домика
Внутри разрушенного домика
Внутри разрушенного домика
Внутри разрушенного домика
Внутри разрушенного домика
Внутри разрушенного домика
Внутри разрушенного домика
Внутри разрушенного домика
Внутри разрушенного домика
Внутри разрушенного домика
Вид из окна заброшенного домика
Вид из окна заброшенного домика

По данным Википедии на 2010 год в деревне проживало 3 человека. Сейчас я не увидел ни одного. Деревня полностью вымерла. Оно и понятно: что делать в такой глуши? Ни работы, ни даже магазина! Осталось только железнодорожная станция, которая используется как разъезд для скрещения поездов. Подъездных путей здесь нет.

Выйдя из домика я еще долго ходил взад-вперед по платформе. Платформа достаточно длинная. Слишком длинная для пригородных, состоящих из одного вагона.

Гуляя по платформе я сфокал расписание поездов на память.

Расписание пригородных поездов по станции Усть-Березовка
Расписание пригородных поездов по станции Усть-Березовка

И вдруг тишину нарушил шум работающего двигателя. Неужели поезд? Нет, все светофоры красные. И тут недалеко от станции из-за елей показался лесовоз, везущий свежеспиленные бревна. Видимо там есть проселочная дорога или зимник.

Лесовоз недалеко от станции Усть-Березовка
Лесовоз недалеко от станции Усть-Березовка

Путеец выходил чистить стрелки и еще поспрашивал меня о том, чем я занимаюсь и о моем канале. Я с удовольствием рассказал. Когда я сказал, сколько у меня подписчиков, путеец очень удивился. Не каждый день к ним приезжают такие известные блогеры.

Очищенные от снега стрелки на станции Усть-Березовка
Очищенные от снега стрелки на станции Усть-Березовка
Станция Усть-Березовка
Станция Усть-Березовка

До моего поезда остается уже немного. Скоро по этим рельсам промчит ТЭП70 с одним вагоном.

Станция Усть-Березовка
Станция Усть-Березовка

Кстати, на станции есть спутниковый телефон. Возможно, это для работников железной дороги, если случится что-то экстренное.

Вот и закончилось мое путешествие в уральскую глубинку. Грузового в тот день, к сожалению не было. Но зато снял серовский ТЭП70. Это единственная возможность снять серовский тепловоз в этих местах. С остальными пригородными ездят Егоршинские либо Войновские ТЭП70.

Ну а следующие 2,5 часа я ехал вот в таком замечательном вагоне еще старого образца приписки Владивосток. Видимо, не так давно его передали нам, на Свердловскую ЖД докатывать последние дни.

Сидячий вагон пригородного поезда Сосьва Новая - Алапаевск
Сидячий вагон пригородного поезда Сосьва Новая - Алапаевск
Расписание поездов в вагоне пригородного поезда Сосьва Новая - Алапаевск
Расписание поездов в вагоне пригородного поезда Сосьва Новая - Алапаевск

Сфоткал расписание в вагоне на память.

Поезд привез меня на вокзал. Ну а дальше все как обычно - иду пешком домой с небольшим, но зато приятным уловом!