Найти тему
109,1K подписчиков

«Не ищите раскрученных старцев»! Протоиерей Константин Пархоменко о том как найти духовника

628 прочитали
Вопрос:  «Здравствуйте, помогите, пожалуйста, советом, где найти старца или достаточно опытного духовника в Санкт-Петербурге?

Вопрос:

«Здравствуйте, помогите, пожалуйста, советом, где найти старца или достаточно опытного духовника в Санкт-Петербурге? Скорби и напасти сыплются подряд шесть лет, временами впадаю в уныние и ропот. Пробовал попасть к отцу Яну Миронову, но там реально бабушек надо локтями расталкивать. В общем, не решился расталкивать. Мне срочно нужен совет кого-то опытного. Порекомендуйте, пожалуйста, к кому можно обратиться».

Отвечает отец Константин Пархоменко:

А вы не переоцениваете серьезность ваших проблем? Я имею в виду, что только старец или очень опытный духовник может помочь вам. Но что касается опытных духовников, то я думаю, любой священник, который прослужил не менее десятка лет, может рассматриваться как опытный духовник.

Потому что за год через священника проходят тысячи людей, за неделю – сотни. Десятки тысяч, которые приходят, чтобы исповедаться, чтобы попросить духовного совета.

Вопрос:  «Здравствуйте, помогите, пожалуйста, советом, где найти старца или достаточно опытного духовника в Санкт-Петербурге?-2

Я хочу распространить вопрос не только на Петербург, а вообще на всю Россию, может быть на весь мир, где нас смотрят, где нас слушают. Если про священника известно, что он хороший священник, что он выслушивает людей, что он старается людям помочь, то есть это неравнодушный пастырь, который отслужил, побыстрее черным ходом убежал из алтаря, сел в машину и уехал. Есть и такие. К таким я не рекомендую обращаться.

В конце концов, есть разные харизмы у священников. Есть, например, у священника административная харизма – он прекрасный настоятель, у него прекрасно сходится дебет с кредитом, и он восстанавливает собор, реставрирует и так далее.

Но у этого настоятеля явно на приходе есть люди, духовники, батюшки, которые работают с людьми. Вот к таким нужно обращаться. Не к тем, кто немножко занят стройкой или какими-то делами, а тем, кто преимущественно с людьми проводит свое пастырское время.

Вопрос:  «Здравствуйте, помогите, пожалуйста, советом, где найти старца или достаточно опытного духовника в Санкт-Петербурге?-3

Любой священник, который десяток лет прослужил, я считаю, это уже опытный духовник. В Петербурге я бы порекомендовал вам обратиться к очень многим священникам.

Вернее, я даже всего на пальцах мог бы пересчитать, к кому бы я не рекомендовал обращаться. Потому что в Петербурге, из, скажем, двух сотен священников, которые в Петербурге служат, подавляющее большинство – это очень достойные пастыри.

Не нужно искать, простите за такое слово, раскрученных старцев. Есть действительно люди, может быть, особой духовной одаренности, такие как старец Илий из Оптиной пустыни, отец Кирилл, сейчас он уже не духовник, но в свое время был духовником Троице-Сергиевой лавры, отец Николай с острова Залита, отец Иоанн Крестьянкин, другие старцы... Но кто-то из них умер, кто-то уже не принимает по старости возраста.

Понятно, что попасть к такому духовнику на беседу духовническую, на какую-то глубокую серьезную беседу – это большая радость и событие.

Вопрос:  «Здравствуйте, помогите, пожалуйста, советом, где найти старца или достаточно опытного духовника в Санкт-Петербурге?-4

У меня было такое счастье в моей жизни, я несколько раз имел духовную беседу с отцом Николаем с острова Залита. Да, это действительно потрясающе, но я хочу сказать, что даже отец Николай не сказал мне – я когда с ним встречался, ещё не был священником – он не сказал мне ничего такого, чего я, например, не сказал бы, или другой священник не сказал бы в моем случае, если бы пришел бы вот такой молодой человек, как я.

Потому что любой православный священник, он в первую очередь действует по схеме. И это неплохо. Он действует по святоотеческой, по евангельской схеме. На каждый грех существует свое лекарство, свои духовные советы, которые священник может вам порекомендовать.

Если у вас не ладятся дела в семье, разумный священник может вам дать другой совет, как с супругом решить этот вопрос. Возможно, если, например, вы верующий, а супруга неверующая, я бы порекомендовал обратиться к семейному психологу.

Вопрос:  «Здравствуйте, помогите, пожалуйста, советом, где найти старца или достаточно опытного духовника в Санкт-Петербурге?-5

Я и сам получил, кроме богословского образования, образование семейного психолога, так называемый системный подход психотерапевтический, потому что я понимаю, что для того, чтобы с неверующими людьми работать, помогать им, они должны доверять, а священнику такие люди не доверяют, психологу они больше доверяют.

И я вставал всегда перед дилеммой: что мне делать, когда, скажем, приходит ко мне супруг, а его супруга неверующая. Я их зову прийти ко мне как к священнику, и супруга говорит:

«Я не пойду к попу. Чего я там забыла в церкви?».

И когда я уже говорю:

«Хорошо, пригласите ее как к психологу, у меня есть документ, который подтверждает мое психологическое образование».

Она приходит, и вот тут начинается более глубокий разговор.

Вопрос:  «Здравствуйте, помогите, пожалуйста, советом, где найти старца или достаточно опытного духовника в Санкт-Петербурге?-6

Возможно, если у вас проблемы в личной жизни, в семье, и кто-то из семьи неверующий, может быть, есть вариант обратиться к семейному психологу. Я не думаю, что нужно искать каких-то особых старцев.

Можно сделать вот что. Вы со своими советами придите к любому уважаемому священнику вашего города, то есть Санкт-Петербурга, и по итогам этой беседы вы примите решение, нужен вам старец или нет. Я на 95% уверен, что все ваши проблемы разрешатся после беседы с неравнодушным священником.

Не забывайте, что вообще есть такая тенденция в церкви искать старцев, искать святых, но в общем нельзя назвать эту тенденцию нормой нашей церковной жизни. У нас есть определенное предание.

Любой священник, он действует в соответствии с преданием церковным. Этот священник даже может быть человеком безнравственным, даже может быть не очень хорошим.

Вопрос:  «Здравствуйте, помогите, пожалуйста, советом, где найти старца или достаточно опытного духовника в Санкт-Петербурге?-7

Но если он неравнодушный, если он хочет помочь, то безусловно он будет действовать не от ветра головы своей, а от предания. А раз от предания, то все святые отцы и все духовники христианской истории будут использованы им, привлечены им для того, чтобы помочь им в вашей беде, в ваших вопросах.

Поэтому вы получите от любого священника, даже, повторяю, может быть, не очень самого нравственно хорошего, тем не менее, вы получите адекватный православный ответ в отношении ваших скорбей и испытаний. Подумайте над этим.

Принимайте решение продолжать поиски старца или святого человека только после беседы с любым более-менее умудренным, имеющим пастырский опыт, прослужившим не менее десятка лет священником того города, в котором живете. Это я рекомендую вам, дорогие, и всем остальным.

Я мог бы попрощаться, но в заключение скажу, что очень часто приходят ко мне люди, которые находятся в поиске старца. Не скажу, что каждый день, но раз в неделю точно такие люди приходят. Они ищут старца, потому что у них неразрешимая задача.

Вопрос:  «Здравствуйте, помогите, пожалуйста, советом, где найти старца или достаточно опытного духовника в Санкт-Петербурге?-8

Я деликатно говорю:

«Давайте попытаемся разобраться с вашей задачей. Может быть окажется, что вам не нужен старец какой-то или святой подвижник, может быть, я смогу помочь».

Так вот, практически всегда оказывается, что, конечно, я могу помочь, потому что ничего такого сверхординарного, чего-то необычного у людей не бывает. Обычные проблемы, обычные вопросы, недоумения, может быть скорби, какие-то испытания. И здесь любой священник может дать вам мудрый, адекватный совет. Храни Господь!

Текст основан на видео с канала протоиерея Константина Пархоменко

Читайте еще: