Я знал о блаженной памяти священномученика Даниила еще когда он был диаконом. Он приезжал в мой храм, я тогда служил в храме «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, и вот с тех пор и до самой его смерти мы общались. Он приезжал ко мне в гости, я приезжал к нему.
Даже был такой момент, когда умер мой духовник (мой духовник — это протоиерей Димитрий Дудко, который 8 лет сидел в сталинских концлагерях за веру) когда он умер, я позвонил отцу Даниилу и сказал:
«У меня умер духовник, я буду исповедоваться у тебя».
Он категорически отказался, сказал:
«Нет, не смогу».
Потом перезвонил и говорит:
«Ладно, хорошо, я буду тебя исповедовать, но при одном условии: ты будешь исповедовать меня».
И вот мы начали исповедовать друг друга. Это очень удобно. Но первая исповедь меня очень поразила – у меня возникло ощущение, что я исповедовал ребенка. Как вот детские исповеди бывают: там настолько все чисто и настолько все трепетно.
И я был потрясен этой его первой исповедью. Это была исповедь чистой души. Он очень серьезно относился к тому, на что, может быть, многие не обращают даже внимания на исповеди, но он буквально вот отшлифовывал свою жизнь насколько возможно.
Отец Даниил Сысоев – это был человек, который мог часами говорить о Боге. И вот последние два года общения мы с ним обсуждали только один вопрос – было ли у Иисуса Христа детство или не было, или он как следующий Бог все знал, все проницал, все мог предсказать.
Вот сейчас у меня нет человека, с которым я могу два года обсуждать один вопрос. Причем это не просто такое логическое обсуждение. Мы находили разные высказывания Отцов Церкви, мы смотрели особенности переводов библейских, где говорится о детях.
И вот он жил этим, это для него составляло ценность. Помните, как в Евангелии сказано:
«Если человек узнал, что на поле зарыто сокровище, он идет и все продает, чтобы купить только это поле».
Вот отец Даниил был таким человеком. Он все источал ради одного: он был готов все потерять, всю свою жизнь, чтобы главное вот эту сокровищницу иметь – общение с Богом, Отцом, во Христе и со Христом, действием Духа Святаго. Вот к этому он стремился.
Ему угрожали 13 раз. Дело в том, что мусульмане не могут просто прийти и убить человека. Если это касается религиозного решения, они обязаны предупредить. И не один раз. И к их чести надо сказать, что они 13 раз предупреждали.
И был такой момент, когда незадолго прямо до его кончины ему позвонили и сказали:
«Тебе голову отрежут. Что ты делаешь? Мы уже не остановимся».
И он позвонил мне, и говорит:
«Вот 13 раз уже звонили,- он говорит, – голоса разные, разные люди звонят».
Я ему говорю:
«Слушай, тебе может быть прекратить этот газават, который ты объявил мусульманам. Может быть миссию поспокойнее проводить? А то, кто будет заниматься твоими детьми?».
У него же там несколько дочек.
Он говорит:
«Вот ты, Стеняев, и будешь заниматься, будешь издавать свои книги у матушки Юлии. Это будут деньги для семьи».
И так все и получилось.
Когда его не стало, я стал издавать книги у матушки Юлии, она создала издательство, и было издано немало моих книг. И это, конечно, был доход для семьи, но я выполнял те поручения, которые он мне дал.
Но самое интересное заключается не в этом. Самое интересное заключается в том, что он не верил в то, что его могут убить за веру. И я объясню, почему.
Однажды мы с ним беседовали, разговор затянулся допоздна, я ему опять сказал:
«Слушай, они тебя придут и пристрелят, или что-то еще. Или взорвут храм вместе с тобой».
Он меня тогда спрашивает:
«Стеняев, а как ты думаешь, почему первыми мучениками за Христа стали вифлеемские младенцы?».
Я говорю:
«Ну, ты ответь, если ты спрашиваешь».
Он говорит:
«Чтобы стать мучеником, надо быть чистым, как вифлеемский младенец. Ответ очевиден. А я грешник, - сказал он о себе, - значит, я недостоин».
И мне кажется, вот этот момент, когда он сказал, что он недостоин, этот момент и был таким решающим, когда Господь принял решение, что Отец Даниил зайдет на свою Голгофу прямо в своем храме.
Это происходило со среды на четверг, насколько я помню, да, со среды на четверг. По средам отец Даниил проводил библейские беседы вечером с прихожанами: один час Ветхий Завет и другой час Новый Завет. Или это с четверга на пятницу? В общем, это было с обычного дня на постный день – вот это я помню точно.
И вот когда он провел беседу, это был обычный день, а после 12 ночи наступал постный день – вот это я хорошо помню – как рассказывала его матушка и другие, он позвонил домой и сказал:
«Быстро ставьте жарить котлеты, я успею до начала постного дня».
И когда он уже выходил из храма, к нему подошел человек, который попросился исповедоваться. И отец не отказал. Этот человек был алтарник, он алтарничал как-то, и отец завел его в алтарь, чтобы там исповедовать.
В это время заходит убийца – тогда была эпидемия птичий грипп, и он в маске был, этот убийца – и он стал стрелять. Он выстрелил сначала в регента, регент с бородою, по-моему, брат Владимир, ранил его, и стал кричать:
«Где Сысоев? Где Сысоев?».
И женщины закричали, которые были в храме.
А отец Даниил мог из алтаря по лестнице уйти на чердак, там выйти на улицу и бежать милицию вызывать. Он этого не сделал. Потому что женщины закричали, он вышел, вот как он был в епитрахили с поручами, как он исповедовал вот этого Станиловского.
И он вышел, и 6-7 метров он шел навстречу убийце, который стоял с пистолетом, пистолет дымился, потому что он уже ранил регента, и он сказал:
«Я Сысоев».
И тот выстрелил в него, отец упал, он еще добил его контрольным выстрелом. Еще что интересно, он снимал все это на камеру. Вот этот убийца. У него была такая камера в руках маленькая, но эта запись потом нигде не появилась.
Я думаю, что те, которые его убили, испугались такого мужества и поняли, что, если еще дать в эфир… Они, может быть, думали, что он там упадет на колени, будет умолять. А он вышел и сказал: «Я Сысоев».
Помните, как в Гефсиманском саду:
«Кого вы ищете? Это я»,
- Христос сказал.
И вот он действительно как душу положил за братьев, за сестер наших.
Его смерть дала очень много. Обращений было столько много от бывших мусульман в православии именно благодаря его такой мужественной кончине. Его книги, с которыми мы могли спорить, соглашаться, не соглашаться, они приобрели вес. А самое интересное, он все делал быстро: он быстро ходил, он быстро говорил, он быстро ел, он все делал быстро.
И когда его не стало, мы, его друзья, собрались и стали обсуждать, какая вот особенность у него была такая необычная. И все вспомнили и согласились, что он все делал быстро.
Я сказал:
«На самом деле, нет. Он все делал как надо. Это просто мы духовно тормознутые с вами. А святые – это люди, которые опережают этот мир. У них такая динамичность, как у ангелов, они все делают стремительно».
Его очень не хватает. Я никогда не говорю лекции без подготовки. Я проповедь не произношу без подготовки.
И у меня есть специальное время, когда я сижу, работаю, и рядом всегда вот телефон, он лежит рядом, и я уже привык в течение многих лет, что когда я хочу найти какую-нибудь цитату из Отцов, я вот помню о чем, но где это, не могу вспомнить, или библейская цитата, и вот там такие-то слова, я всегда брал телефон, набирал отца Даниила и спрашивал:
«Отец Даниил, вот такие-то слова где?»
Он:
«Исаия 8:4» или «Григорий Богослов гомилия 30-я».
Он жил Писанием, он жил святоотеческой традицией.
Вот сейчас молодые люди пытаются ему подражать, но они даже не понимают, насколько он был церковным.
Если ему надо было ехать, проводить какой-то диспут, проводить какую-то встречу, он всегда писал в патриархию прошение, чтобы ему прислали благословение Патриарха, потому что епископ Москвы – это Патриарх, прежде всего. Тогда не было такого института викариев как сейчас.
Иногда это тормозило его работу, и я ему говорил:
«Сысоев, ты формалист, ты без бумажки никуда не можешь ехать. Это же какая-то глупость несусветная. Ты же знаешь, что тебя благословят».
А он отвечал очень интересно и очень экклезиологично.
Он говорил:
«Стеняев, ты задумайся, это же не просто бумажка, это благословение Патриарха. Это все равно, что ты в штыковую бежишь, а я в танке еду. Это же благословение Святейшего».
Вот настолько он был церковным человеком, для него благословение правящего архиерея – это буквально то, без чего не может быть успеха в его служении.
Отец Даниил Сысоев, он родился в семье священника, и с детства он пономарил, у него не было каких-то вот таких колебаний, как у многих людей бывают колебания, потом они там все-таки принимают решение прийти в церковь, поехать учиться в семинарии.
Его мама рассказывала, что он даже играл в священника все время. Он делал себе какое-то детское кадило, ходил по комнате и как бы слова дьякона повторял, но детским языком, тарабарщиной. У него даже все его игры были связаны с этим.
Конечно, нам не хватает такого человека, как он. Но я вам скажу, что дружить со святым – это нелегко. Во-первых, святой тебя опережает. Догадывались ли мы, что он святой?
Вот я лично после того, как начал его исповедовать, я понял, он этого священника взял к себе в храм, а его уже уволили там из отдела внешних церковных сношений, этого священника, и решался вопрос о его запрете. И отец заботился о нем, как будто это его ребенок, хотя этот священник был старше отца Даниила чуть ли не в два раза.
И до конца, пока он был жив, если он слышал, что кто-то из братьев, кто-то впал в какой-то грех, он говорил:
«Надо же, бесы ранили брата»,
- он так воспринимал,
- «надо что-то делать. Давай читать Евангелие,
- он мне говорил.
- Давай читать Евангелие».
Я говорю:
«А почему Евангелие?».
он:
«Ну, не Псалтырь же читать. Он еще жив».
А я говорю:
«А по священникам как раз Евангелие и читают».
Он говорит:
«Мы будем читать для того, чтобы он воскрес».
Вот он так переживал за священника и так понимал, что это не просто он сам куда-то сорвался. Нет, он говорил:
«Это брань. Это духовная брань. Надо защищать каждого священника. Надо молиться, вымаливать каждого священника. С уважением относиться к пастырю».
И вот те уроки, которые он нам преподавал, мы их вспоминаем, мы живем ими, но нам все равно его не хватает. А когда я хочу что-то вспомнить из Библии или из Отцов, моя рука иногда тянется к телефону, но звонить некому.
Текст основан на видео с канала протоиерея Олега Стеняева . Читайте еще: