Найти в Дзене

Нестандартное решение. Как превратить старый транспортный самолёт в грозное оружие

Оглавление
AC-130 в полете. Судя по отсутствию 105-мм орудия и наличию 40-мм «Бофорсов», это модернизированный AC-130A или AC-130E
AC-130 в полете. Судя по отсутствию 105-мм орудия и наличию 40-мм «Бофорсов», это модернизированный AC-130A или AC-130E

Впервые о существовании этого необычного самолета я узнал лет 15 назад, когда впервые проходил компьютерную игру Call of Duty 4: Modern Warfare. В одной из миссий игроку предстояло перенестись на место оператора вооружения самолета AC-130 и помочь прорваться к своим группе спецназа на земле. Тогда у меня в голове не укладывалось: как вообще можно было додуматься разместить целую батарею различных орудий (25-мм шестиствольная пушка, 40-мм автоматическая пушка и 105-мм гаубица) на тихоходном транспортном самолете, и почему его не смог никто сбить.

Скриншот из той самой миссии в Call of Duty 4: Modern Warfare
Скриншот из той самой миссии в Call of Duty 4: Modern Warfare

Сразу выскажусь по второму пункту: сбить его не могут, поскольку так нужно сюжету игры, а вот ответу на первый будет посвящена эта статья.

Старший брат

Идея создать на базе транспортника самолет огневой поддержки родилась в США в середине 1960-х годов, когда разгорался конфликт во Вьетнаме. Такая машина могла быть очень полезна в контрпартизанской борьбе, обрушивая на противника шквал огня. Точность, конечно, оставляла желать лучшего, но была достаточной, например, чтобы прижать оппонентов к земле и помочь своим вырваться из передряги. Кроме того благодаря большому запасу топлива вооруженный транспортник мог долгое время находиться в воздухе для поиска целей или в ожидании запросов поддержки.

Первые опыты провели на самолете Convair C-131B Samaritan. Внутри жестко закрепили шестиствольный пулемет GAU-2/A Minigun, стрелявший с левого борта. Наведение осуществлял сам пилот поворотом самолета, а перекрестие прицела просто нарисовали на остеклении кабины.

C-131B. Обычный, без пулемета
C-131B. Обычный, без пулемета

Результаты стрельбы посчитали достаточными, и опыты решено было продолжать. Программа создания самолета огневой поддержки на базе транспортника получила название Gunship I.

За основу был взят старый-добрый Douglas С-47 Skytrain – без преувеличения легенда мировой авиации. Да, это тот самый самолет, с которого высаживались десантники в Нормандии. В СССР его выпускали по лицензии под названием Ли-2. Точнее, его гражданскую версию, но разницы особо нет.

 AC-47
AC-47

Что-то мы отвлеклись, вернемся во Вьетнам. На старичка C-47 установили сразу три шестиствольных «минигана». Все они вели огонь через левый борт: два через окна, еще один – через проем грузовой двери. Самолет получил наименование AC-47 Spooky («Зловещий»).

Первые два самолета были переоборудованы прямо во Вьетнаме в декабре 1964 года. Первое успешное применение состоялось в ночь с 23 на 24 декабря: группа спецназа, работавшая в дельте Меконга запросила поддержку. Самолет прибыл на место спустя 37 минут и помог отбить атаку, израсходовав 4 500 патронов.

AC-47 ведет огонь
AC-47 ведет огонь

Тактика применения была следующей: самолет прибывал в район, вставал в левый вираж и непрерывно поливал из пулеметов по целям. Само собой, об особой точности речи не шло, однако сразу три «минигана» давали настоящий ливень из пуль.

Этот таймлапс сделан Сайгоне в 1968. Недалеко от города AC-47 поливает цель из своих «миниганов»
Этот таймлапс сделан Сайгоне в 1968. Недалеко от города AC-47 поливает цель из своих «миниганов»

По результатам успешного применения первых двух опытных образцов было решено поставить переоборудование на поток. Всего в AC-47 переделали 53 самолета. Из них 19 было потеряно по разным причинам, в том числе 13 – в бою. В 1969 году большую часть AC-47 отдали южновьетнамским ВВС, часть самолетов раздали в соседние страны. А все из-за того, что начали поступать новые машины.

AC-130 ждет указаний

Дальнейшим развитием идеи самолета непосредственной поддержки стал, конечно же, AC-130. Использование в качестве базы более современного транспортника Lockheed C-130 Hercules позволяло существенно повысить эффективность. «Геркулес» был лучше по всем характеристикам: мог находится в воздухе намного дольше, обладал большей грузоподъемностью, лучше управлялся, что позволяло более точно применять вооружение.

Картина «От Спуки от Спектра». Слева снизу изображен AC-47, а на переднем плане – AC-130
Картина «От Спуки от Спектра». Слева снизу изображен AC-47, а на переднем плане – AC-130

Первый опытный AC-130, созданный по программе Gunship II, прибыл во Вьетнам в сентябре 1967 года для прохождения 90-дневных испытаний. Самолет был переделан из серийного C-130, выпущенного еще в 1950-х годах. Вооружение снова размещалось по левому борту и состояло из четырех шестиствольных 7,62-мм «миниганов» (GAU-2/A Minigun), а также четырех шестиствольных 20-мм пушек «Вулкан» (M61 Vulcan).

AC-130 на авиабазе. Хорошо видно вооружение самолета. Судя по отсутствию 105-мм орудия и наличию 40-мм «Бофорсов», это модернизированный AC-130A или AC-130E
AC-130 на авиабазе. Хорошо видно вооружение самолета. Судя по отсутствию 105-мм орудия и наличию 40-мм «Бофорсов», это модернизированный AC-130A или AC-130E

Для обнаружения целей использовалась система ночного видения с мощной оптикой, инфракрасная система наблюдения, РЛС и мощные прожекторы. Ну а данные для стрельбы выдавала аналоговая ЭВМ.

Тактика применения особо не поменялась: при обнаружении цели самолёт становился в левый вираж на высоте примерно в 2 тысячи метров и накручивал круги, поливая из всех стволов. На счастье американских летчиков, ПЗРК у Вьетконга на тот момент ещё не было.

Первый боевой вылет самолет, прозванный экипажем «Вулкан экспресс» выполнил 27 сентября. А 9 ноября опытный AC-130 впервые отправился на охоту за грузовиками на Тропе Хо Ши Мина. В первом же вылете опытный борт уничтожил шесть грузовиков, обнаруженных оператором инфракрасной системы наблюдения.

СПРАВКА
Тропа Хо Ши Мина – это транспортный коридор, состоявший из множества дорог в джунглях Лаоса и Камбоджи, через которые Северный Вьетнам поставлял бойцам Вьетконга на территорию Южного Вьетнама оружие, боеприпасы, топливо и другие припасы.
Силы США и Южного Вьетнама постоянно пытались перекрыть эту транспортную артерию, но полностью сделать это так и не удалось. В ходе бомбардировок Тропы Хо Ши Мина применялись даже стратегические бомбардировщики B-52.
Грузовики на Тропе Хо Ши Мина. Фото сделано сотрудником спецподразделения Армии США MACV-SOG, которое специализировалось как раз на операциях в соседних с Вьетнам странах, особенно на территориях, по которым проходила Тропа Хо Ши Мина
Грузовики на Тропе Хо Ши Мина. Фото сделано сотрудником спецподразделения Армии США MACV-SOG, которое специализировалось как раз на операциях в соседних с Вьетнам странах, особенно на территориях, по которым проходила Тропа Хо Ши Мина

Применение опытного самолета посчитали успешным и в 1968 году была заказана первая серия AC-130A, получивших уже привычное название Spectre («призрак», «приведение»).

Новые борта под переделку в ударные командование ВВС передавать не хотело, что вызвало немало трудностей. Например, один из полученных для модернизации C-130 с серийным номером 53-3129 был первым «Геркулесом», полученным ВВС США еще в 1956 году.

Тот самый борт с серийным номером 53-3129, 1968 год
Тот самый борт с серийным номером 53-3129, 1968 год

Уже в третьем его вылете на его борту произошел пожар. Тем не менее, старичка починили, он получил собственное имя First Lady и числился на службе аж до 1995 года, став последним списанным AC-130A. Сейчас он хранится в музее.

First Lady в музее
First Lady в музее

Также стоит отметить, что невозможно было найти два полностью идентичных «Спектра». Все они имели отличия в конструкции, что усложняло обслуживание.

Несмотря на трудности, до конца 1968 года во Вьетнам перебросили четыре полностью готовых AC-130A, еще три машины остались в США для обучения и тренировок экипажей. В том же году начались и боевые вылеты.

Первая потеря произошла в 1969-м. 24 мая самолет с собственным именем «Арбитр» попал под огонь 37-мм зенитного орудия во время поиска грузовиков на Тропе Хо Ши Мина. Экипаж смог дотянуть машину до базы и совершить аварийную посадку, после которой поврежденный борт выгорел.

Тот самый борт, который был потерян первым
Тот самый борт, который был потерян первым

На задания AC-130 летали не с территории Вьетнама, а с базы Королевских ВВС Таиланда Убон, все самолеты относились к 16-й эскадрилье специальных операций. Они выполняли различные миссии, но главной задачей было уничтожение транспорта на тропе Хо Ши Мина. Вьетконговцы не сидели сложа руки и тщательно маскировали машины, поэтому и средства обнаружения постоянно улучшались.

AC-130A на базе Убон. Весна 1969 года
AC-130A на базе Убон. Весна 1969 года

Например, в 1969 году на самолеты начали устанавливать детектор магнитных аномалий Black Crow, который обычно используется для поиска подводных лодок. Зачем он нужен в джунглях? Дело в том, что чувствительная аппаратура находила вьетнамские грузовики по работе катушек зажигания.

Состав вооружения также менялся. Сначала сократили число 7,62-мм пулеметов и добавили две 40-мм автоматические пушки Bofors. Позднее от «миниганов» винтовочного калибра и вовсе отказались.

AC-130 в небе над Лаосом ведет огонь из автоматической 40-мм пушки. Примерно 1970 год. Судя по отсутствию 105-мм орудия и наличию 40-мм «Бофорсов», это модернизированный AC-130A или AC-130E
AC-130 в небе над Лаосом ведет огонь из автоматической 40-мм пушки. Примерно 1970 год. Судя по отсутствию 105-мм орудия и наличию 40-мм «Бофорсов», это модернизированный AC-130A или AC-130E

Для более эффективной борьбы с бронированными целями в 1972 году на самолет модификации AC-130E установили модифицированную 105-мм гаубицу M102. Орудие смонтировали на специальном лафете с гидравлической системой наведения, которая позволяла поворачивать ствол в пределах 40 градусов по азимуту (влево-вправо) и 20 градусов по углу места (вверх-вниз). Расчет орудия состоял из трех человек.

Интересно, что самолетам, которые раньше всех получили 105-мм гаубицы, фатально не везло: на первый AC-130E орудие установили в середине февраля 1972 года, вскоре самолет получил повреждения и гаубицу переставили на другой самолет. Но ему повезло еще меньше: 30 марта он был сбит огнем 37-мм зенитки.

Военнослужащий позирует на фоне 105-мм гаубицы AC-130
Военнослужащий позирует на фоне 105-мм гаубицы AC-130

Это был второй потерянный AC-130 за три дня: 28 марта AC-130A был сбит советским ЗРК С-75, который вьетнамцы смогли скрытно развернуть для прикрытия своего транспорта.

Пуск вьетнамской С-75
Пуск вьетнамской С-75

Несмотря на потери, «ганшипы» продолжали боевую работу вплоть до подписания мирных соглашений 28 декабря 1973 года. Всего за четыре года активного участия в конфликте было потеряно шесть AC-130, четыре из которых – в 1972 году. Большую часть записали на свой счет 37-мм зенитные орудия, один самолет приземлил ЗРК С-75, еще один покорился гравитации после встречи с ракетой ПЗРК «Стрела-2». За все время участия в конфликте погибло 52 члена экипажа.

Считается, что AC-130 были наиболее эффективным аргументом в борьбе с транспортом Вьетконга на Тропе Хо Ши Мина. При этом сколько точно было уничтожено грузовиков и другой техники, доподлинно неизвестно. Проконтролировать результаты поражения было трудно и не всегда удавалось получить точные данные даже в случае прямых попаданий. Например, считалось, что для уничтожения грузовика достаточно прилета в него или близкого разрыва 40-мм боеприпаса, но иной раз и после такого машины могли продолжать путь. Всего американские источники заявляют о примерно 10 тысячах уничтоженных единицах транспорта.

AC-130 в полете. Судя по отсутствию 105-мм орудия и наличию 40-мм «Бофорсов», это модернизированный AC-130A или AC-130E
AC-130 в полете. Судя по отсутствию 105-мм орудия и наличию 40-мм «Бофорсов», это модернизированный AC-130A или AC-130E

Несмотря на завершение боевых действий во Вьетнаме, домой в США «ганшипы» отправлять не спешили. В 1975-м они успели принять участие в прикрытии эвакуации американцев из осажденной красными кхмерами столицы Камбоджи, в печально известной эвакуации граждан США из Сайгона и в инциденте со спасением экипажа контейнеровоза Mayaguez, захваченного теми же красными кхмерами.

После всего перечисленного, в том же 1975 году уцелевшие AC-130 вернулись на родину. Десять наиболее совершенных AC-130H (переделаны из AC-130E) продолжили службу, а десять AC-130A были переведены в резерв.

AC-130 в черной окраске на базе Убон в начале 1975 года
AC-130 в черной окраске на базе Убон в начале 1975 года

На следующие два десятилетия состав основного вооружения не менялся. AC-130H имел в своем арсенале:

  • две автоматические 20-мм пушки «Вулкан»;
  • одну автоматическую 40-мм пушку «Бофорс»;
  • одну 105-мм гаубицу М102.

О том, где AC-130 успели повоевать после Вьетнама и до нашего времени, поведаю во второй части статьи (выйдет через неделю). А сейчас немного расскажу о еще одном «ганшипе», который редко кто вспоминает.

Младший брат

На фоне известности AC-130 как-то совсем затерялся еще один самолет, который начал применяться даже чуть позже «Спектра» и гораздо раньше ушел на пенсию.

Встречайте: Fairchild AC-119, созданный по программе Gunship III. Его появление обусловлено тем, что AC-130 было не так много и они постоянно задействовались в перехвате конвоев на Тропе Хо Ши Мина, а поддержка с воздуха в том формате, который могли обеспечить только «ганшипы», требовалась и в других местах. При этом сделать AC-130 более массовыми не получалось, поскольку военно-транспортные самолеты были очень нужны в своем исходном облике для перевозки грузов и личного состава.

AC-119G в полете
AC-119G в полете

В итоге для огневой поддержки наземных войск решено было адаптировать легкий транспортный самолет C-119 Flying Boxcar («Летающий вагон»). Первые самолеты были переоборудованы в 1968 году, всего по программе Gunship III модернизировали 52 самолета, они выпускались в двух модификациях (по 26 самолетов каждой)

AC-119G получил четыре 7,62-мм шестиствольных «минигана», прицел для ночной стрельбы и мощный ксеноновый прожектор (20 кВт). Данная модификация предназначалась для непосредственной поддержки наземных войск.

Расположение вооружения и  оборудования на AC-119G. MXU-470/A – это боевой модуль с «миниганом»
Расположение вооружения и оборудования на AC-119G. MXU-470/A – это боевой модуль с «миниганом»

Вторая модификация – AC-119K – создавалась для охоты за грузовиками на Тропе Хо Ши Мина. В состав вооружения добавили две шестиствольные 20-мм пушки «Вулкан». Для эффективного обнаружения целей в самолете разместили инфракрасную систему наблюдения, навигационный радар, радар бокового обзора и поисковый радар.

Расположение вооружения и оборудования на AC-119K
Расположение вооружения и оборудования на AC-119K

Чтобы потяжелевший самолет не растерял летные характеристики, к паре поршневых моторов добавили два реактивных двигателя J85. Именно по ним легко отличить AC-119K.

AC-119K ведет огонь. Слева под крылом видно дополнительный реактивный двигатель
AC-119K ведет огонь. Слева под крылом видно дополнительный реактивный двигатель

Служба AC-119 оказалась не очень долгой. В 1971-1972 годах их вывели из состава ВВС США. Некоторое число передали в ВВС Южного Вьетнама, где они прослужили до 1975 года, когда пал Сайгон и проамериканский режим юга перестал существовать.

AC-119K ВВС Южного Вьетнама незадолго до падения Сайгона, апрель 1975 года
AC-119K ВВС Южного Вьетнама незадолго до падения Сайгона, апрель 1975 года

За время боевых действий во Вьетнаме по разным причинам американцы потеряли только пять AC-119.

На этом на сегодня все. Вторую часть статьи про AC-130 читайте тут.

Ну и конечно, ставьте лайки, если статья вам понравилась. Это важно для развития канала. Также рекомендую почитать другие мои материалы, ссылка на подборку ниже.

О военной технике простыми словами | Ivanartu | Интересно о военной технике | Дзен