Было тихое, солнечное утро, когда я шел по Коллинз-авеню в сторону второй улицы. Там, как сказал куратор нашей группы, Борис Родригес, находился самый большой в Майами магазин пластинок и музыкальных инструментов.
Улицы были абсолютно пусты. Еще с вечера из города сплошным потоком начали уезжать все местные жители, боясь повторения террористических актов, ведь сегодня был ровно год атаки на башни-близнецы.
Я бродил один среди бесчисленных полок с пластинками, компакт-дисками и плакатами исполнителей. Выбор был действительно огромен, но меня интересовала диско-звезда 70-х – Донна Саммер.
Спросив разрешение у продавца – симпатичной мулатки, я негромко наиграл, под ее одобрительную улыбку, на фортепиано, рифф из композиции «Дым над водой».
На шум в зале стали подтягиваться молодые и не очень, продавцы, которым было явно скучно.
Одна из них спросила о цели моего визита, предложила помощь и пошла между стеллажей, искать нужные мне диски.
Несколько женщин, видимо не поняв моих слов, стали уточнять – откуда я приехал и очень удивились, услышав слово «Россия».
Они попросили не извиняться за мой английский, поскольку сами все выходцы из Центральной и Латинской Америки и владеют им не лучше меня, что было заметно.
Очевидно, что большинство из них видели русского человека впервые, вопросы они задавали самые разные, в основном наивные. Мы дружно смеялись, когда понимали друг друга и общение наше доставляло, как мне кажется, всеобщее удовольствие.
Когда принесли нужный диск, я спросил, просто из интереса, а есть-ли у них что-то русское.
Эта же продавщица принесла большую, хорошо оформленную пластинку группы «Песняры» и компакт-диск с двумя девушками на обложке.
- Больше ничего нет, - сказала она.
Этот диск она показала мне, явно хихикая и заметно стесняясь, ведь девушки там были очень близко. Тату – прочитал я, все поняв.
Явно из сельской местности, консервативно воспитанные женщины еще с подозрением и смущением воспринимали подобное поведение двух молодых девиц.
Не проявив интереса к этой группе, я спросил слушали-ли они знаменитых Белорусских исполнителей и попросил посмотреть и послушать, благо проигрыватель был рядом и покупатель перед покупкой там имел право проверить – что он покупает.
Да. У меня в руках оказалась очень редкая пластинка фирмы «Мелодия», выпущенная еще в 1978 году, на которой была песня «Крик птицы».
Эта знаменитая композиция была написана Владимиром Мулявиным на стихи Юрия Рыбчинского еще в 1974-м году и исполнялась только на концертах, да и то не часто. Одно время, после трагического случая, связанного со смертью зрителя, при исполнении этой песни, её вообще запрещали исполнять.
Она «гуляла» в записях по нашей огромной стране, меломаны знали и слушали её, переписывая друг у друга, но официально, на пластинке, была выпущена только на этой, насколько я знал.
Сразу увидел её – четвертую по счету, длительностью чуть больше семи минут и, предложив вниманию своим слушательницам несколько коротких отрывков других композиций, стал рассказывать смысл этой рок-оперы, как называл ее сам автор – Владимир Мулявин.
Я не пытался перевести дословно, но коротко рассказал о любви двух молодых людей, измене девушки, когда ее парень ушел служить в армию. Дело в том, что я знал историю написания стихов, Юрием Рыбчинским и старался говорить так, чтобы эти женщины из Коста-Рики, Мексики и Кубы поняли смысл и о чудо, они согласно кивали. История, что обидевшись, парень превратил свою любимую девушку в птицу и очень горевал и раскаивался, когда охотники ранили её, была им понятна, глаза у некоторых заметно повлажнели и все притихли, когда я включил, наконец запись.
Красивая музыка, гитарный перебор, похоже, был близок этим потомкам индейцев и чернокожих рабов, а когда исполнитель – Владимир Мулявин, своим серебряным голосом заставлял бежать по моей коже мурашкам, они покачивали головами, явно восхищенные мастерством.
Песня постепенно приближалась к своему апогею и когда пронзительно закричали птицы, некоторые, как и я, смахнули слезу.
Очевидно, что мой рассказ и прослушивание произвели на этих простых американок впечатление. Они попросили показать на фото исполнителя и пожелали Мулявину выздоровления, когда я сказал, что он сейчас в госпитале после аварии на автомобиле.
Некоторые провожали меня до дверей, жали руки и, уже прощаясь, я вновь услышал эту композицию – «Крик птицы».
Похоже, что мои собеседницы все-таки пытались понять эту загадочную душу русского человека, олицетворением которого сейчас для них был гениальный композитор и исполнитель - Владимир Мулявин!
-------------
И чего только не случается в новый год!
Новый год! Мы ждем этот праздник всегда, в любом возрасте.
Не думая о грустном, что вот еще один год пролетел – укоротил нашу жизнь, а скорее наоборот – ждем новых и интересных событий, встреч и достижений.
Многие из нас тщательно готовятся, продумывая меню стола или ассортимент напитков, список гостей, цвет платья или интерьер квартиры, ведь некоторые ожидают волшебную ночь с любимым или любимой.
А кому-то приходится переносить эти мероприятия или вовсе отказываться от них, поскольку заступать 31-го декабря в ночную смену, выполнять рейс или дежурить, согласно своей профессии, на работе.
Обычно ночные – Новогодние смены, проходят спокойно, поскольку многие рейсы отменяются, а те, которые отменить невозможно – старается подготовить еще вечерняя смена аэропорта, чтобы зарегистрировать пассажиров, отвезти к самолету и постараться успеть домой, к праздничному столу, друзьям и семьям.
Смена, пришедшая в ночь, находится в состоянии некоторой обреченности – ну работать, так работать – таков график и ничего здесь не сделаешь. Главное, чтобы не случились неожиданные накладки, неисправности или ошибки других работников, которые пришлось бы исправлять, а это вовсе не хочется делать в такой праздник!
Но они случаются и я слышал, от знакомого пилота, что один раз они в Новогоднюю ночь отвезли очень пьяненького пассажира вместо Ростова в Краснодар.
Случилось это как всегда, в суматохе, когда все торопятся или наоборот, как он – опаздывают на рейс. Дежурная уже закончила регистрацию, автобус с пассажирами стоял на улице, а провожавшие мужиченку товарищи были настойчивы в желании отправить его домой. Сам он бормотал что-то бессвязное, повторяя только благодарности и извинения и, усевшись в кресло, мгновенно уснул. В Краснодаре, проснувшись от толчка шасси о бетонку и услышав дежурное приветствие бортпроводника о городе прибытия, было встрепенулся и даже хотел остаться в самолете, но проходивший мимо бортмеханик несколькими фразами сумел убедить, что здесь и на поезде до Ростова рукой подать и, мол, скажи спасибо, что тебя вообще в таком состоянии на борт взяли.
Другой случай с Женей С. случился еще в те далекие годы, когда он летал вторым пилотом на Ан-24.
- Надо же – поставили наш экипаж в Новогоднюю ночь в ночной рейс на Пермь. Ну, ничего не поделаешь – кому-то лететь все равно пришлось бы.
Прошли подготовку, прибыли на самолет, ждем. Командир курит в форточку, бортмеханик бегает вокруг самолета, трепется, как всегда, с выпускающим техником, а я проверяю настройку радиостанций, заполняю документацию.
Подходит время вылета, а пассажиров все не везут, но это бывает, хотя и не очень часто. Мало ли, думаем.
Зашел и уселся в свое кресло механик, прочитали карту контрольных проверок перед запуском. Ждем.
Зашла проводница – тоже беспокоится.
Прослушали еще раз по радио фактическую погоду Уфы, я запросил у диспетчера погоду Перми, записал – все нормально с ней и можно лететь, а пассажиров все не везут.
Набрал частоту службы, которая контролирует подготовку рейсов к вылету, но и там успокоили, правда очень торопливо, похоже уже начали отмечать, что увезли к вам пассажиров, ждите и будьте спокойны и тут в кабину протискивается своими унтами и шубой выпускающий техник и зная всю ситуацию сообщает, что минут 20 назад на соседнюю стоянку автобус приезжал. Он, техник, сегодня один на этих стоянках, принял борт у прибывшего экипажа и ушел обслуживать и готовить наш рейс на Пермь. Уж не туда ли загрузились пассажиры?
Командир послал его на стоящий рядом самолет и через пару минут оттуда гуськом, потянулись пара десятков негромко матерящихся мужиков-вахтовиков.
Хорошо, что у Ан-24 задний багажник для рюкзаков и сумок рядом с трапом и пересадка прошла быстро.
Мы быстро запустились, ругаться не стали, да и бесполезно. Очевидно, дежурная по встрече-посадке пассажиров перепутала стоянки и без бортпроводницы дала команду на посадку в салон, поскольку торопилась успеть к семье домой. А какую еще можно причину придумать, да и не стали мы шум поднимать. Самим же потом пришлось бы писать докладные и объяснительные, а после выполнения рейса, утром, кому это надо?
График моей работы тоже и неоднократно проходил через Новогоднюю ночь.
Проходили эти дежурства, как правило, спокойно, поскольку рейсов было меньше, чем в обычные смены, погода сюрпризов практически не привносила, а начальство, со своими поздравлениями, отзванивалось быстро и коротко – стол ждет, оно и понятно.
А вот один из звонков, вернее звонящих, запомнился.
Время уже переходило ко второй половине ночи, все специалисты моей смены спокойно сидели на местах, занимаясь своей работой и я тоже, поудобней устроился, откинувшись в кресле.
Приятно, в такие минуты, помечтать в тишине, обдумать предстоящие мероприятия или встречи, да мало ли о чем думается на работе, когда спать нельзя, а хочется.
Внезапные звонки в таких случаях не пугают, конечно, но настораживают и представившись коротко – фамилией, я услышал:
- И что это вы там расшумелись наверху! Покоя от вас нет!
- Извините, сейчас разберемся, а что за шум? - сказал я.
Трубку положили, вопрос завис в воздухе, как говорится, но на всякий случай, подойдя к диспетчеру, который управляет полетами в ближней зоне, я уточнил – не пролетал-ли какой самолет над городом, да еще так низко, что потревожил жителя.
Нет - самолетов рядом не было, поводов для тревоги тоже.
Сел. Расслабился.
Прошло полчаса или нет – не помню, но вновь трель телефона и узнаю, а это профессиональное, по голосу ранее звонившего. Правда, речь бессвязная, явно встретившего Новый год не только шампанским, человека.
- Прекратите шуметь, посмотрите на часы!
Мужчина что-то бормотал, но перед тем как положить трубку обвинил меня, что я не только не снимаю обуви в квартире и пляшу, еще и названиваю ему по ночам.
Бывает, подумал я философски, представив, как человек встретил наступившее тысячелетие, отметил, как сумел, и лег было спать, да соседи расшумелись. Решил позвонить, но перепутал цифру номера.
Хорошо, что такие ошибки вызывают только улыбку, впоследствии.
С Новым годом, уважаемые читатели!
----------------------
Мой позывной - гусар
Не часто, но все-таки бывают моменты, когда на аэродроме, с таким интенсивным воздушным движением, как «Уфа», случаются перерывы во взлетах и посадках.
Можно минут 5-10 спокойно посидеть, откинувшись в кресле, помечтать, подумать о том, как и с кем провести майские праздники 1980 года.
Мне 21 год и вот уже почти месяц я прохожу производственную практику после окончания обучения на авиадиспетчера. Все идет отлично, у меня получается и инструктор – Салихов Белан Хуснуллич, уставший учить меня уму-разуму, тоже откинулся в кресле рядом.
Мне легче других товарищей по практике, ведь в профессию я пришел после года работы на аэродроме «Белорецк» радиотехником и, обслуживая оборудование и пульты тамошних диспетчеров, хорошо изучил не только всю технологию, но и особенности работы.
- «Родничок», 26105, «Родничок»!
Кого-то зовут, но не меня, ведь позывной рабочего места, где нахожусь я – Уфа «Круг».
- «Родничок», 26105-му ответь!
- Тебя вызывают, что молчишь, - толкает меня локтем инструктор.
-26105, я Уфа Круг», - машинально отвечаю, акцентируясь на слове Уфа.
- Да, да, Уфа. Ан-26 грузовой - подхожу к Златоусту, скоро расчетное снижение. Вы разрешите мне визуальный заход? Хочу заранее согласовать.
- Что, бродяга, давно в Уфе не был? – мой инструктор, сам пролетавший пилотом много лет на По-2 и Ан-2 на Камчатке и имевший моральное право на некоторые вольности в эфире, дотянулся до тангенты управления радиостанцией.
- Да года три судьба не заносила, - хрипловато рассмеялись в ответ.
- Нет. Визуальные заходы в прошлом году запретили. Через Михайловку – на привод, 105-й.
- Понял, по схеме, через привод, - подтвердил экипаж.
- Вот уже два года, как после реорганизации системы управления полетами в стране, отменили на крупных аэродромах позывные, - пояснил мне инструктор.
- Уфа был «Родничок».
Куйбышев – «Амба»
Челябинск – «Бражка»
Казань – «Лунка»
Свердловск – «Аленький»
Оренбург – «Тафта»
Теперь они, как Центры управления, стали именоваться своими именами, а все остальные, типа твоего Белорецка, остались при своих старых, - смеясь пояснил мне инструктор.
Конечно, работая в Белорецке, я знал, что позывной там – «Добродушный», слышал позывные соседей, с кем вели связь диспетчеры или радиооператоры, уточняя погоду.
Актюбинск был – «Амбарчик»
Бугульма – «Жалобный»
Акъяр – «Булыга»
Магнитогорск – «Надел»
Сибай – «Чистодел»
Нефтекамск – «Прелестный»
Стерлитамак - "Шлямбур"
А вот с позывным того аэродрома, где проходил практику, да и остался потом работать – промашка вышла. Видимо на какой-то лекции эту информацию пропустил мимо.
- Не упомнишь их все, - вступил в разговор стоявший позади Руководитель полетов Шаповалов Виктор Васильевич.
- Хотя много встречалось мне интересных и смешных, даже.
В Германии, например, когда я еще служил и летал штурманом, аэродром в городе Финов имел позывной – «Нарзан», а после сокращения попал сюда, на «Родничок».
Ну, все. Не отвлекайтесь. Работайте. Сейчас экипаж уже выйдет к вам на связь.
Мы продолжили заниматься своей обычной деятельностью – помогать экипажам заходить на посадку, разводить взлетевшие с прибывающими, обеспечивать установленные интервалы и информировать их о погоде и воздушной обстановке в районе аэродрома.
Впоследствии, когда я получил допуск самостоятельно управлять полетами на других рабочих местах, в том числе там, где летают только небольшие самолеты, типа Ан-2 и вертолеты, узнал много новых позывных. Все дело в том, что на территории Башкирии, как и во всей остальной стране, было множество небольших аэродромов, посадочных площадок и оперативных точек. На них летали самолеты и вертолеты – перевозили пассажиров, грузы, почту, выполняли санитарные задания.
Практически на окраине каждого крупного колхоза или совхоза была площадка, где базировались несколько бортов, которые опыляли поля от вредителей, вносили подкормку посевов с воздуха.
Отдельно летали самолеты и вертолеты по лесоохране, контролю трубо и газопроводов, ЛЭП, выполняли аэрофотосъемку и многие другие виды работ.
Тогда я узнал, что:
Бурзян – «Забавница»;
Зилаир – «Лампадка»;
Исянгулово – «Махровый»;
Кананикольское – «Постулат»;
Аскино – «Эквилибрист»;
Дуван – «Караульщик»;
Караидель – Марийка»;
Кумертау – «Волнорез»;
Смышляевка – «Ветка»;
Октябрьский – «Синигрин»;
Бугуруслан – «Сувенир»;
Домбаровка – «Вибратор»;
Постоянно перелетали по стране группы самолетов Ан-2.
Как правило они заканчивали работы в одном регионе и перемещались в другой.
Может было и больше, в какой-то период, но однажды в Зал управления полетами зашел Старший диспетчер Лысаков В С и доложил, торжественно:
- В небе над Башкирией одновременно находятся 100 воздушных судов. Я подсчитал. Это на всех высотах.
Мы кивнули, удовлетворенно, но обсуждать было некогда – у каждого диспетчера на управлении были свои борты и отвлекаться нельзя – можно потерять картинку на индикаторе локатора, еще хуже, если в своей голове и тогда может развиться неприятная ситуация, а этого диспетчер допускать не имеет право.
С развитием железных и автомобильных дорог, особенно, заросли травой и перестали существовать почти все аэродромы и площадки базирования так называемой «малой» авиации.
Закрылись и застроились жилыми домами территории аэродромов на окраинах Уфы: «Максимовка» - позывной «Котельный»;
«Красный Яр», вертолетного училища – позывной «Уступ»
Аэродрома ДОСААФ, из летной школы которого вышли несколько Героев Советского Союза – позывной «Задар».
Справедливости ради, надо сказать, что увеличился пассажиро-поток на основном и главном аэродроме республики. Теперь он международный и недавно был перекрыт очередной рекорд – перевезено более 4-х миллионов пассажиров за 2022-й год.
Так получилось, что уже более десяти лет я провожу все свободное время на частном аэродроме «Первушино». Здесь не только удалось осуществить давнюю мечту полетать, управляя небольшим самолетом, но и найти множество друзей, которые влюблены в небо, авиацию, конструирование всевозможной авиатехники.
Случились знакомства с авиаторами-любителями из других регионов страны, которые прилетают со всей нашей необъятной Родины, проводят чемпионаты, смотры и слеты,
прыгают с парашютом.
Здесь бывают космонавты, путешественники, испытатели, а для меня, как для авиадиспетчера, есть возможность получить драйв, адреналин и ощутить гордость за профессию, когда на различных праздничных мероприятиях, справляюсь с огромным потоком прилетающих самолетов и вертолетов. Обеспечиваю полную их безопасность, а наблюдающим тысячам зрителей - динамичное авиашоу.
Именно на одном из таких мероприятий ко мне на рабочее место Руководителя полетов поднялся основатель и учредитель аэродрома «Первушино Сергей Минигулов с сообщением, что на стоянках аэродрома находятся сто различных воздушных судов и ожидается еще с десяток.
В такой республике, как Башкирия, множество авиационных традиций, предприятий и людей, которые знают свое дело, трудятся на благо развития военной и гражданской авиации, в чем добиваются больших результатов. Понятно, что не мог не организоваться и Учебный центр на базе аэродрома «Первушино».
Пусть, сначала на свехлегких самолетах «Саванна», «Бекас» и других, но уже больше сотни молодых и не очень людей, прошли специальный курс обучения, летную практику, получили свидетельства пилотов.
- «Гусар», 0061, Курсант Вострикова. По плану три полета по кругу, разрешите запуск на стоянке!
- 0061, запуск разрешаю.
Сейчас, в течении этих 15-ти минут, Вострикова Лариса – любитель авиации из Оренбурга выполнит три полета по кругу. Два захода с уходом после касания полосы и посадку. Свой первый самостоятельный полет. Еще одним человеком, покорившим воздушный океан будет больше и я внимательно слежу за небольшим красным самолетиком. На земле и в воздухе, в готовности оказать необходимую помощь, а мой позывной, теперь – «Гусар».
Вы скажете позывной и позывной - что в нем такого?
А мне все равно хочется управлять полетами не только безопасно, но и красиво, с достоинством и даже с чувством юмора!
100-летию Гражданской авиации России посвящается.
Благодарю за помощь в сборе архивной информации:
Пилотов Ан-2: Животова В; Хамидуллина Р.
Авиадиспетчеров: Филиппова В; Ганина С.
Предыдущая часть:
Продолжение: