Найти тему

Большой театр, опера Римского-Корсакова "Сказка о Царе Салтане" - современная постановка и немного истории

Опера - таинственна и загадочна, прекрасна и воздушна, сначала кажется совершенно далекой и непостижимой, но стоит только отпустить мысли и сделать пять шагов навстречу, как сложное искусство открывается только для тебя своим тонким звучанием.

Музыка - это великая сила и власть...она умеет нашептывать, говорить и рассказывать замечательные истории...она как великий чародей раскрывает персонажей и характеры так, что ты начинаешь слышать их, чувствовать и принимать...и открываются двери в совершенно удивительный и невероятный мир волшебства и сказки.

Итак, "Сказка о Царе Салтане" - опера Николая Римского-Корсакова в 4-х действиях на новой сцене Большого театра.

Найдется ли среди нас тот, кто не знает и не читал произведение А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"? Думаю, что навряд ли... Эта книжка есть в любой домашней библиотеке, ее читали когда-то нам самим, мы читали нашим детям и станем читать нашим внукам...книжка с красивыми картинками, где дворцы и избушки, бушующее море, плывущая бочка, девушки в ярких русских сарафанах, очаровательная белка и конечно же Царевна-Лебедь - самая прекрасная на всем белом свете... И так получилось, что именно русский композитор Николай Римский-Корсаков и либреттист Владимир Бельский волшебным образом превратили сказку Александра Пушкина в оперу.

На новой сцене Большого театра молодой режиссер Алексей Франдетти рассказал старую оперную сказку новыми словами современности. Он проявил себя как профессионал с большой творческой фантазией. И совсем знакомое становится новым и загадочным. Здесь будут яркие краски и цирковые номера, волшебные корабли и бои, подводный мир и удивительные превращения. Царевна-Лебедь бьется с коршуном под потолком, шмель летает по сцене, а белка-акробат крутится в колесе...великолепные костюмы с вышивкой, от которой не оторвать глаз...буря эмоций...и четыре действия оперы, как одно дыхание...она, действительно, волшебна и великолепна...

Но такая ли она детская, если задуматься? Совершенно нет. Римский-Корсаков наполнил музыку звучанием света и добра, но есть в ней ирония и даже колдовство, недобрые мысли и желания...

Эта история трагична и серьезна и с точки зрения музыки, и с точки зрения сюжета. Однако у режиссера получилось сделать семейный и очень интересный спектакль - дети и взрослые видят разные картинки, на уровне своего понимания и принятия. Это любовь, приходящая через страдания, удар, опустошение...это невероятная эмоциональность и жертвенность... И не возможно не заметить великую силищу женщины, которая защитит, закроет собой, укроет от невзгод, спасет, забыв о себе самой - это и Царица Милитриса, и Царевна-Лебедь...невероятная сила любви, распахивающая свои объятия, как крылья...

С одной стороны - сказка, но с другой - сложные и противоречивые взаимоотношения между людьми и прежде всего между мужчиной и женщиной. И очень важно находить в себе душевные силы просто говорить, обсуждать, поднимать те вопросы, на которые не получены ответы, чтобы не домысливать и не уходить в иллюзию, озвучивать то, что волнует и просто слышать друг друга, но не кого-то более. Никакие внутренние и внешние обстоятельства не должны разрушать чувства. А в сказке есть сфабрикованный от зависти конфликт, и диалог не произошел, и царь вспылил не разобравшись, и пострадали все, прежде всего чувства, доверие и вера...и конечно же все в конце будет хорошо и даже замечательно.

Афиши оперы "Сказка о Царе Салтане", фото автора
Афиши оперы "Сказка о Царе Салтане", фото автора

А теперь давайте оглянемся назад и попробуем проследить, как все начиналось... 1899 год - намечается празднование 100-летнего юбилея А. С. Пушкина и музыкальный критик В. Стасов предлагает Римскому-Корсакову создать оперу на сюжет сказки. Композитор с большим воодушевлением берется за работу вместе с либреттистом Владимиром Бельским.

Первое издание клавира оперы из архива нотной библиотеки Большого театра, фото автора
Первое издание клавира оперы из архива нотной библиотеки Большого театра, фото автора

Оригинал сказки был немного изменен: царство Салтана назвали Тмутараканью, царство Гвидона - Леденцом, а младшая сестра стала Милитрисой. Появились новые персонажи - Старый Дед и Скоморох. Композитор и либреттист совместно намечали структуру будущего произведения. Римский-Корсаков часто и долго размышлял над характером персонажей, для него было очень важно прописать их музыкой.

Премьера состоялась в 1900-м году в московской Частной опере. Она была совершенно оглушительной и триумфальной. Эта постановка принесла славу не только Римскому-Корсакову, но и Надежде Забеле, которая исполнила партию Царевны-Лебеди. Великий композитор услышит ее 26 декабря 1897 года в своей опере "Садко" и примет ее звучание, как реализовавшуюся реальность его сказочных фантазий, наполненных чудом и волшебством. Их сотрудничество станет удивительным союзом творческих людей.

Надежда Забела-Врубель в роли Царевны-Лебедь, 1900 год
Надежда Забела-Врубель в роли Царевны-Лебедь, 1900 год

...Лучше Вас никто моих сопрановых партий не пел и не споёт...из письма Н. Римского-Корсакова Надежде Забеле

И специально для нее композитор напишет новые блестящие партии...

А самое примечательное то, что постановка шла с декорациями Врубеля - супруга Надежды Забелы. Сохранившиеся эскизы до сих пор потрясают своим стильным звучанием, единством общей композиции, покоряют своей незатейливостью и сказочностью.

Михаил Врубель. Город Леденец. Эскиз декорации к опере "Сказка о Царе Салтане", 1900 год
Михаил Врубель. Город Леденец. Эскиз декорации к опере "Сказка о Царе Салтане", 1900 год

По задумке композитора действие сказки разворачивается размеренно и неторопливо. Все сцены, арии, дуэты Римский-Корсаков, словно великий комбинатор, складывает в единый маршрут. Мастер будто акварельными мазками наносит партитуру на холст, расставляя всех сказочных персонажей очень педантично и сдержанно.

...Ни в одной из своих опер г. Римский-Корсаков не был так мозаичен, нигде он не сосредотачивался в такой степени на деталях... музыкальный критик Николай Кочетов

Музыка, как главный герой, рассказывает свою историю, а великий композитор-художник намешивает на палитре свои краски - оркестровые, наполненные гармонией и светом. Римский-Корсаков прекрасно чувствовал жизнь через цветовой слух, он умело сочетал тональность и писал свои произведения многоцветными. Его красками были звуки, собиравшие в себя цвет и тональность, особое звучание. Вот поэтому так важно слышать музыку. Как же тонко он смог передать волнение моря...ритм, мелодия, интервал - это не передать словами, здесь плачет душа...

А преображение Царевны-Лебедь - это же настоящее чудо...меняются гармонии ритма и через контуры и очертания мелодии можно почувствовать как лебедь превращается в красивую девушку, в живую, настоящую...мелодия, создающая образ девы...

Михаил Врубель "Царевна-Лебедь", 1900 год
Михаил Врубель "Царевна-Лебедь", 1900 год

Публика и критики были просто в восторге, а творческий союз раскрылся невероятной силой звучания.

А вот уже в дальнейшем художественным оформлением постановки для императорских театров - Большого и Мариинского занимались Константин Коровин и Александр Головин. Именно они начинают новую эру в оформлении спектаклей. И с их легкой руки появляется новая должность - главный художник спектакля, который и начинает творить сказку. Работают не только с декорациями, но и с костюмами артистов. Коровин относится к оформлению сцены как к "музыке без глаз", как к "чистому искусству".

...Мою живопись как-то мало понимают, да и кому она нужна? А декорации я так же пишу, как и все, и думаю, что это такое же чистое искусство. И я рад этому... из разговора Коровина с Поленовым

И сказка начинает дышать, она оживает, и все предварительные приготовления словно уравновешиваются в удивительной гармонии отдельно связанных элементов.

Оперный спектакль - это коллективное творчество. Музыка и текст - слаженная работа композитора и автора либретто. Они как единый механизм выверяют каждое слова и ноту. Дирижер ведет за собой оркестр, солистов-певцов и хор. Именно он должен чувствовать единое целое, словно творец, понимать как все устроено, взаимосвязано и дать возможность почувствовать это зрителю. Мастера, изготавливающие реквизит и декорации, мастера костюмов и обуви, парикмахеры и гримеры и многие-многие другие...они все создают сказку для зрителя...они открывают для нее широкую дорогу...спектакль начинает жить и звучать только тогда, когда создан отлаженный, настроенный механизм, когда появляется свобода, освобождение от зажатости, волнений и страха ошибиться. Сказка дышит, как живое существо, она идет широкой поступью, завоевывая наши сердца...и нужно просто раскрыть для нее свои ладошки...

Всегда с вами - Летящая стрекоза...