Опера - таинственна и загадочна, прекрасна и воздушна, сначала кажется совершенно далекой и непостижимой, но стоит только отпустить мысли и сделать пять шагов навстречу, как сложное искусство открывается только для тебя своим тонким звучанием.
Музыка - это великая сила и власть...она умеет нашептывать, говорить и рассказывать замечательные истории...она как великий чародей раскрывает персонажей и характеры так, что ты начинаешь слышать их, чувствовать и принимать...и открываются двери в совершенно удивительный и невероятный мир волшебства и сказки.
Итак, "Сказка о Царе Салтане" - опера Николая Римского-Корсакова в 4-х действиях на новой сцене Большого театра.
Найдется ли среди нас тот, кто не знает и не читал произведение А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"? Думаю, что навряд ли... Эта книжка есть в любой домашней библиотеке, ее читали когда-то нам самим, мы читали нашим детям и станем читать нашим внукам...книжка с красивыми картинками, где дворцы и избушки, бушующее море, плывущая бочка, девушки в ярких русских сарафанах, очаровательная белка и конечно же Царевна-Лебедь - самая прекрасная на всем белом свете... И так получилось, что именно русский композитор Николай Римский-Корсаков и либреттист Владимир Бельский волшебным образом превратили сказку Александра Пушкина в оперу.
На новой сцене Большого театра молодой режиссер Алексей Франдетти рассказал старую оперную сказку новыми словами современности. Он проявил себя как профессионал с большой творческой фантазией. И совсем знакомое становится новым и загадочным. Здесь будут яркие краски и цирковые номера, волшебные корабли и бои, подводный мир и удивительные превращения. Царевна-Лебедь бьется с коршуном под потолком, шмель летает по сцене, а белка-акробат крутится в колесе...великолепные костюмы с вышивкой, от которой не оторвать глаз...буря эмоций...и четыре действия оперы, как одно дыхание...она, действительно, волшебна и великолепна...
Но такая ли она детская, если задуматься? Совершенно нет. Римский-Корсаков наполнил музыку звучанием света и добра, но есть в ней ирония и даже колдовство, недобрые мысли и желания...
Эта история трагична и серьезна и с точки зрения музыки, и с точки зрения сюжета. Однако у режиссера получилось сделать семейный и очень интересный спектакль - дети и взрослые видят разные картинки, на уровне своего понимания и принятия. Это любовь, приходящая через страдания, удар, опустошение...это невероятная эмоциональность и жертвенность... И не возможно не заметить великую силищу женщины, которая защитит, закроет собой, укроет от невзгод, спасет, забыв о себе самой - это и Царица Милитриса, и Царевна-Лебедь...невероятная сила любви, распахивающая свои объятия, как крылья...
С одной стороны - сказка, но с другой - сложные и противоречивые взаимоотношения между людьми и прежде всего между мужчиной и женщиной. И очень важно находить в себе душевные силы просто говорить, обсуждать, поднимать те вопросы, на которые не получены ответы, чтобы не домысливать и не уходить в иллюзию, озвучивать то, что волнует и просто слышать друг друга, но не кого-то более. Никакие внутренние и внешние обстоятельства не должны разрушать чувства. А в сказке есть сфабрикованный от зависти конфликт, и диалог не произошел, и царь вспылил не разобравшись, и пострадали все, прежде всего чувства, доверие и вера...и конечно же все в конце будет хорошо и даже замечательно.
А теперь давайте оглянемся назад и попробуем проследить, как все начиналось... 1899 год - намечается празднование 100-летнего юбилея А. С. Пушкина и музыкальный критик В. Стасов предлагает Римскому-Корсакову создать оперу на сюжет сказки. Композитор с большим воодушевлением берется за работу вместе с либреттистом Владимиром Бельским.
Оригинал сказки был немного изменен: царство Салтана назвали Тмутараканью, царство Гвидона - Леденцом, а младшая сестра стала Милитрисой. Появились новые персонажи - Старый Дед и Скоморох. Композитор и либреттист совместно намечали структуру будущего произведения. Римский-Корсаков часто и долго размышлял над характером персонажей, для него было очень важно прописать их музыкой.
Премьера состоялась в 1900-м году в московской Частной опере. Она была совершенно оглушительной и триумфальной. Эта постановка принесла славу не только Римскому-Корсакову, но и Надежде Забеле, которая исполнила партию Царевны-Лебеди. Великий композитор услышит ее 26 декабря 1897 года в своей опере "Садко" и примет ее звучание, как реализовавшуюся реальность его сказочных фантазий, наполненных чудом и волшебством. Их сотрудничество станет удивительным союзом творческих людей.
...Лучше Вас никто моих сопрановых партий не пел и не споёт...из письма Н. Римского-Корсакова Надежде Забеле
И специально для нее композитор напишет новые блестящие партии...
А самое примечательное то, что постановка шла с декорациями Врубеля - супруга Надежды Забелы. Сохранившиеся эскизы до сих пор потрясают своим стильным звучанием, единством общей композиции, покоряют своей незатейливостью и сказочностью.
По задумке композитора действие сказки разворачивается размеренно и неторопливо. Все сцены, арии, дуэты Римский-Корсаков, словно великий комбинатор, складывает в единый маршрут. Мастер будто акварельными мазками наносит партитуру на холст, расставляя всех сказочных персонажей очень педантично и сдержанно.
...Ни в одной из своих опер г. Римский-Корсаков не был так мозаичен, нигде он не сосредотачивался в такой степени на деталях... музыкальный критик Николай Кочетов
Музыка, как главный герой, рассказывает свою историю, а великий композитор-художник намешивает на палитре свои краски - оркестровые, наполненные гармонией и светом. Римский-Корсаков прекрасно чувствовал жизнь через цветовой слух, он умело сочетал тональность и писал свои произведения многоцветными. Его красками были звуки, собиравшие в себя цвет и тональность, особое звучание. Вот поэтому так важно слышать музыку. Как же тонко он смог передать волнение моря...ритм, мелодия, интервал - это не передать словами, здесь плачет душа...
А преображение Царевны-Лебедь - это же настоящее чудо...меняются гармонии ритма и через контуры и очертания мелодии можно почувствовать как лебедь превращается в красивую девушку, в живую, настоящую...мелодия, создающая образ девы...
Публика и критики были просто в восторге, а творческий союз раскрылся невероятной силой звучания.
А вот уже в дальнейшем художественным оформлением постановки для императорских театров - Большого и Мариинского занимались Константин Коровин и Александр Головин. Именно они начинают новую эру в оформлении спектаклей. И с их легкой руки появляется новая должность - главный художник спектакля, который и начинает творить сказку. Работают не только с декорациями, но и с костюмами артистов. Коровин относится к оформлению сцены как к "музыке без глаз", как к "чистому искусству".
...Мою живопись как-то мало понимают, да и кому она нужна? А декорации я так же пишу, как и все, и думаю, что это такое же чистое искусство. И я рад этому... из разговора Коровина с Поленовым
И сказка начинает дышать, она оживает, и все предварительные приготовления словно уравновешиваются в удивительной гармонии отдельно связанных элементов.
Оперный спектакль - это коллективное творчество. Музыка и текст - слаженная работа композитора и автора либретто. Они как единый механизм выверяют каждое слова и ноту. Дирижер ведет за собой оркестр, солистов-певцов и хор. Именно он должен чувствовать единое целое, словно творец, понимать как все устроено, взаимосвязано и дать возможность почувствовать это зрителю. Мастера, изготавливающие реквизит и декорации, мастера костюмов и обуви, парикмахеры и гримеры и многие-многие другие...они все создают сказку для зрителя...они открывают для нее широкую дорогу...спектакль начинает жить и звучать только тогда, когда создан отлаженный, настроенный механизм, когда появляется свобода, освобождение от зажатости, волнений и страха ошибиться. Сказка дышит, как живое существо, она идет широкой поступью, завоевывая наши сердца...и нужно просто раскрыть для нее свои ладошки...
Всегда с вами - Летящая стрекоза...