...Невозможно себе представить более русского человека, чем Коровин, со всеми русскими прелестями, очарованиями и недостатками. С его блестящей талантливостью, острым умом, наблюдательностью, с его поистине феноменальной силой темперамента, веселостью, доходящей до экзальтированности, восторженностью перед красивым явлением в любой области искусства... С. А. Щербатова
Костя!!! Костенька!!!
Константином Алексеевичем его называли крайне редко.
Жизнерадостный оптимист, легкого нраву, веселый, беспечный, щедрый до безрассудства, хлебосольный хозяин, удивительный рассказчик, душа общества - его любила вся Москва.
Свою жизнь он прожил ярко и интересно. Много работал, писал с удивительной легкостью и внутренней свободой. Пылко, до самозабвения любил жизнь во всех ее проявлениях и умел наслаждаться каждым днем, секундой и мгновением.
Он был ярким солнышком художественной богемной жизни своей эпохи. Бенуа называл его "знатоком и вкусителем жизни и природы", а близкий друг Ф. Шаляпин - "Паганини в живописи".
Современники относились к Коровину по разному: для одних картины казались небрежными и аляповатыми, другие же видели главное - "кошки-мышки" тени и света, улавливая гениальность и неповторимость. Но в целом его обожали, женщины были очень не равнодушны. Только женился он на той, которую и не любил, а лишь к 46 своим годам встретил свою удивительную и прекрасную музу, с которой не смог быть вместе по чувству чести и ответственности перед семьей.
...Он был общий баловень. Баловали его профессора-художники, баловали учителя по наукам… причём, всегда за него кто-нибудь просил: „Поставьте ему три, он так талантлив!“ … он „влюблял“ в себя направо и налево, никогда не оставляя места для долгой обиды, как бы ни было неожиданно им содеянное... из воспоминаний художника М. В. Нестерова
И казалось, что живопись Константина Коровина - это отражение, продолжение его жизни - пронизанная солнечными лучами, нежностью, необычайным счастьем и удивительной красотой.
...Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я... Это я, это мое пение за жизнь, за радость...
К. Коровин
И разве можно представить эти тяжелые шрамы в сердце и на душе, которые оставили жизненные испытания, волнения, эмоции и лишения, выпавшие с лихвой на долю художника...
Константин Коровин - великий русский художник-импрессионист, с уникальной, ранимой и очень тонкой душой, со своим неповторимым видением мира.
Родился Костя Коровин 5 декабря 1861 года, в богатой московской семье. Дед мальчика, Михаил Коровин, был купцом и держал почтовый тракт с целой армией ямщиков. Отец Константина получил блестящее образование, женился на дворянке Аполлинарии Волковой, но благополучие и достаток были не долгими. Алексей Коровин совершенно не унаследовал предпринимательской жилки своего отца, а со временем, когда начали строить железные дороги, ямщики стали совсем не нужны. После смерти Михаила Емельяновича доходы резко упали, состояние сохранить не удалось и семье пришлось перебраться в более скромный дом в Больших Мытищах. Отец стал работать учетчиком на фабрике, но внутренне не смирился с таким положением и в 1881 году свел счеты с жизнью.
В своем детстве, маленький Костик не замечал финансовых трудностей и сложностей. В деревне ему очень нравилось, можно было наслаждаться и впитывать в себя красоту русской природы, подмечая все ее тонкости и прелести.
Воспитанием Кости и его старшего брата занималась мать, которая и увлекалась акварелью. Позже Коровин часто вспоминал, как в детстве любил рассматривать ее коробки с красками, искренне проникаясь процессом разведения акварели на тарелке. А рисунки матери словно погружали его в совершенно другой сказочный мир, который манил, интересовал и притягивал.
В свои 14 лет Константин поступает в столичное училище живописи и через некоторое время попадает в класс Алексея Саврасова. К юному художнику пришло четкое осознание, что в написанном пейзаже должна раскрыться частичка души, словно рассказанная история. Просто написать природу - не так интересно, необходима внутренняя песня, наполненность, удивительная душевная радость и счастье, которые прочитаются с первых аккордов.
К Саврасову Константин испытывал глубочайшие чувства уважения и привязанности, граничащие с некоторым ранимым трепетом. Великий мастер учил передавать через свои работы тонкие эмоции, невероятную любовь и живительную нежность, раскрывая сердце и душу миру. В ранних работах Константина можно проследить это направление от Саврасова.
После того, как Саврасов оставит по своей болезни училище, Константин поедет в петербургскую Академию художеств. Однако, на новом месте совершенно не приживется и вернется в прежнее место обратно, но уже к Василию Поленову.
Новый маэстро откроет Коровину искусство импрессионистов. Константин со всей страстью и азартом увлечется новым направлением и создаст несколько работ.
"Портрет хористки" - самая известная картина этого периода - удивительная свежесть, четкое цветовое видение и невероятное богатство красок. Совершеннейший импрессионизм - это бесспорно, как "первая ласточка". На тот момент Коровину было всего-то 22 года.
Однако учителя "старой школы" не приветствуют новшества и всеми силами стараются учеников повернуть в свое консервативное направление. Итог очевиден - Коровин остается без звания профессионального художника. Но это не печалило его, а все больше и больше погружало в глубины искусства...работа в один сеанс до полного высыхания предыдущего слоя краски...сырые мазки - как отточенное мастерство художника, не давали права на ошибку...и уже Серов говорит о том, что ему бы очень хотелось писать так, как Коровин, но не получается, а Поленов во всеуслышание говорит: "Мне есть чему учиться у Костеньки!"
Именно Поленов знакомит молодого художника с меценатом Саввой Мамонтовым, и уже в 1884 году Константин входит в Абрамцевский кружок, где пробует себя в качестве театрального художника-декоратора: домашний спектакль "Снегурочка", опера "Лакме" и "Кармен".
Раньше декорациям не уделяли много времени и сил, были они простые и, можно сказать, даже примитивные. Константин подходит к этому творчески, всеми силами стараясь придать более атмосферный и праздничный вид. Теперь декорация не просто фон в постановке, а полноправное действующее лицо спектакля, словно "чистое" искусство. Это было очень новаторски и смело.
Освоив декорации, он прикладывает свою легкую руку к эскизам костюмов, продумывая каждую деталь, привнося в них художественный интерес, легкость, изящество. Ведь именно Коровин предложил заменить корсетные костюмы балерин на свободные туники.
В царской России Константин станет главным декоратором императорских театров в Петербурге и Москве. Здесь же, в кружке Константин сдружился с Федором Шаляпиным и Валентином Серовым.
В начале 1890-х Коровин выезжает во Францию, чтобы набраться опыта и познакомиться с работами европейских художников. Константин буквально очарован импрессионистами. Они делают акцент на эмоциях, впечатлениях, внутреннем восприятии, считая, что совершенно не обязательно прописывать каждый элемент и деталь, можно и нужно работать быстро и свободно, словно на одном дыхании. Так появляются новые картины: "Парижское кафе", "После дождя", "Париж. Бульвар Капуцинок" и многие другие...
О, Париж! Он нёс для Константина какое-то совершенно исключительное звучание...восторженность, влюбленность и страсть, возбуждение и невероятнейшее очарование...словно "праздник, который всегда с тобой".
"Парижское кафе" - как мгновение из будничной обычной жизни. Погожий летний день, дамская болтовня о новых шляпках, веяниях моды, о кузенах и кузинах, а вокруг уличная жизнь и марево полуденного Парижа. Пепельно-жемчужная гамма очень свободно и легко врывается летними аккордами в свежую зелень, создавая впечатление вальяжной неспешной жизни обычных дней французской столицы.
А вот ночной Париж Коровин пишет едва различимыми мелкими мазками, совершенно разнонаправленными. Многие парижские картины он показывает нам сверху, наверное любил писать, устроившись на балконе отеля. Все работы очень динамичные, как будто передают дыхание города, его суету и повседневность, запечатленного в одном мгновении.
А дальше было еще одно путешествие, но уже с Валентином Серовым, в конце XIX века. Друзья-художники поехали за новыми сюжетами, вдохновением и впечатлениями. Эту поездку финансировал Савва Мамонтов, так как занимался в 1890-х годах строительством железной дороги в Архангельской области. Поэтому и предложил такой удивительный и совершенно неожиданный маршрут по Белому морю и Кольскому полуострову с дальнейшим посещением Швеции и Норвегии.
Путешествие совершенно очаровало Коровина, это невозможно было передать словами, за него говорили краски...
Художник создавал свои знаменитые "северные" работы: «Архангельский порт на Двине», «Мурманский берег», «Пристань на Севере», «Ручей св. Трифона в Печенге» и многие другие.
...Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей... К. Коровин
В 1896 году для Константина Коровина поступил заказ от Мамонтова - спроектировать и оформить павильон "Крайний Север" для Всероссийской выставки, которая проходила в Нижнем Новгороде. Василий Поленов о выставке сказал следующее: "Северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке."
Был неравнодушен Константин и к Крыму, в котором впервые побывал с Мамонтовым. Особенно был мил его сердцу солнечный Гурзуф, в котором Константин построил дачу. История этого дома началась с Чехова. Писатель предложил ему поселиться у самого моря. Однако Константин отказался, но мастерскую построил несколько в отдалении. Дача-мастерская получила удивительное название - "Саламбо" - по роману о карфагенских страстях Густава Флобера.
Солнечный Гурзуф стал очень непродолжительным периодом в жизни художника - с 1911 по 1917 год, но чрезвычайно плодотворным. Сколько же здесь было написано картин - легких, радостных, счастливых, наполненных, пронизанных светом и теплом, утопающих в зелени и цветах...
Крымские пейзажи писались словно на одном дыхании. Они невероятно темпераментны, свежи, разбрызганные краски буквально смешаны с шумом волн, солнечным светом, нежным теплом, ласкающим плечи и шелестом гравия...в них особая музыкальность, стихия настроения и удивительные эмоции, вышедшие из самых глубин сердца... Художника привлекала лишь праздничная, светлая сторона жизни, когда удовольствие, наслаждение принималось высшим благом и ценностью.
"Чувствовать красоту краски, света – вот в чем художество выражается», – часто говорил Коровин и стремился добиться этого в работах всеми силами. И ему это удавалось!
Константин Коровин был чрезвычайно работоспособным человеком, как говорят сейчас - работал в режиме многозадачности. Он благополучно совмещал творчество с выставками и педагогической деятельностью. В 1905 году - звание академика живописи, а в 1909-м - профессор Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества. В период Первой мировой войны занимался маскировкой и камуфляжем в штабе русской армии.
А что же личная жизнь Константина? Женился в 1897 году на Анне Фидлер, хористке из Частной оперы Мамонтова, незадолго до рождения второго сына. Они повстречались в театре, вспыхнул роман...первый ребенок умер во младенчестве. В этом Константин сильно себя винил, что не обеспечил семье достаточное финансирование. Искал причины, занимался самоедством и взращивал чувство вины, поэтому и остался с этой женщиной.
На второго рожденного сына изливал всю свою нежность, любовь и заботу. Но в 16 лет юноша попадает под трамвай и лишается обеих ног, а дальше лишь депрессии и попытки суицида. И уже после ухода из жизни отца, он сделает давно задуманное.
В целом личная жизнь художника была совершенно безрадостная и несчастная. С Анной он оставался из чувства долга и вины. Ни о какой любви здесь не могло быть речи. Она совершенно не разделяла взгляды Константина, не поддерживала его, не интересовалась его творчеством, работой, размышлениями.
Коровин просто выбивался из сил, чтобы обеспечить лечение жены и сына. Семейная жизнь для него стала тяжелейшим испытанием и тяжелым крестом. Но любовь - это такое чувство, которое хотя бы раз в жизни нужно испытать, прочувствовать, прожить...ему было 46-ть...уважаемый человек, а она - все лишь начинающая актриса...
Наденька Комаровская - прекрасная муза и любимая женщина Мастера...но эту историю хочется рассказать отдельно... Хочу только сказать, что долг и ответственность Константина перед больной женой и ребенком-инвалидом перевесили сильное чувство любви на чаше весов...
А дальше - Революция 1917 года, которая буквально втянула в свой водоворот и Константина Коровина. В первое время при советской власти он занимал административный пост, принимал участие в выставках, аукционах, стараясь сохранить памятники культуры, но затем от должности отказался. Лишился своей мастерской, как это водилось в те времена и перебрался в Тверскую область, в деревню Островно.
На новом месте продолжал писать картины, но уже с критикой, нападками и обвинениями в буржуазности. И кажется, что кольцо вокруг Коровина сдавливают - уплотняют московскую квартиру, имение в Охотино забирают, а Нарком Луначарский настоятельно рекомендует уезжать: "Вы устали от революции, я понимаю. Вам следует уехать за границу. Там будете счастливы".
В 1923 году Константин Коровин вместе со своей семьей уезжает из Советской России. Сначала это была Германия, затем - Франция и постоянные мечты вернуться на Родину. В эмиграции мастер конечно же занимается живописью, только Европа встретила его достаточно прохладно. Картины тяжело продавались, жизнь стала бедной и очень серой.
Внутренне художник был драматично одинок - поддержки от семьи не было, а близких друзей и единомышленников у него не осталось. У Константина ослабло зрение, но он стал писать рассказы, которые издавались в журналах для иммигрантов и мемуары. Коровин работает буквально из последних сил, в глубине души надеясь на что-то лучшее, но 11 сентября 1939 года прямо на улице Парижа его застал сердечный приступ. Можно очень долго рассуждать о том, что не так было в его жизни, судьбе, выборе и кто виноват и где можно было свернуть на другую дорогу, но можем ли, есть ли у нас такое право...
Константин Алексеевич Коровин был любим и востребован в дореволюционной России, а вот уже во Франции импрессионизм - словно вчерашний день. И Париж, в который он был когда-то влюблен, оказался просто чужбиной! Невероятно тянуло домой, на Родину, но не было денег, возможностей, а главное уверенности в том, что он будет нужен. И самое главное, что той России, в которой он жил и которую любил всем сердцем, уже не было...лишь воспоминания, горечь утраты...
Константин Коровин оставил нам в наследство свои удивительные, легкие, солнечные работы, в которых был он сам, со своими мечтами, чувствами, мыслями, своей любовью и нежностью...словно яркая летящая бабочка, выпорхнувшая из самой глубины души...тонкая цветовая гамма, как музыка, навеянная шепотом ветра и журчанием ручья...в них жизнь, и вера, и мечта!!!
И пусть навсегда в памяти Костенька Коровин останется нашим, родным, до боли русским, совершенно удивительнейшим художником и гордостью...баловень и балагур...брюнет с необычайно выразительными медовыми глазами...тонко-ранимой душой и трепетно-любящим сердцем... Костя!!! Костенька!!! А вот Константином Алексеевичем его называли крайне редко...
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))