Найти тему
Нефритовый Фрик

Социальные умения и навыки, о которых не желают знать родители! 24 совета профессионального социального педагога

Оглавление

Чему с детства должен учиться человек для того, чтобы преуспеть в жизни? ...Ух и не простой же вопрос, особенно если выстреливается он в пятый день Нового года! Однако, с вашего позволения, друзья, предлагаю с ним разобраться, и на этот раз обойдусь без авторитетов. ❓Почему?

🎨 Социальные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок

...Да потому что разговор сегодня пойдёт о социальных знаниях, умениях и навыках, а это, как знают мои обожаемые подписчики, профессиональный Конёк-Горбунок, которого и оседлал, и укротил ваш покорный слуга ещё в прошлом веке. Однако прежде позволю себе отпустить небольшую ремарочку.

🚀...В педагогике я чуточку больше практик, чем теоретик, а потому не претендую на безупречную научность. Но поверьте, друзья, именно тот факт, что в XXI веке в России Образованием рулят теоретики, и привёл к тому, что сей формат российской действительности сегодня трещит по швам и нуждается в революционном капремонте!
Фотография из Яндекс-картинок. Мыслящий ребёнок всегда проживёт свою собственную жизнь!
Фотография из Яндекс-картинок. Мыслящий ребёнок всегда проживёт свою собственную жизнь!

Мышление - всему голова!

  • 💡 Начну с банальностей. Ребёнка с первых лет жизни следует учить как: дышать, спать, ходить, кушать и даже играть ПРАВИЛЬНО! Сколько примеров, когда ребёнок с малых лет дышит через рот, спит на спине или на груди (что нормально в младенчестве, при условии правильной фиксации головы - на бок, но в более взрослую жизнь лучше такие позы не переносить), ну и кушает либо как поросёнок, либо со скоростью пули, заглатывая пищу.
💬...Опять же следует ПРАВИЛЬНО учить ребёнка ГОВОРИТЬ (артикуляция, дикция, грамотное построение фраз, скорость речи, работа голоса и т.д.)
  • 💡 Но самое главное - развивать разнокалиберное МЫШЛЕНИЕ! Причём, начинать надо с того, чтобы не мешать ребёнку многоформатно мыслить так, как ему подсказывает природа-матушка.

💥 Мы должны понимать, что изначально у ребёнка преобладает Наглядно-действенное мышление. Ребёнку проще повторять то, что ему показывают. Не бойтесь отдавать его в спортивные секции, танцы, это в любом случае пойдёт ему на пользу.

💥 Затем у него активно формируется и развивается наглядно-образное мышление, когда его головушка полна всяких картинок, образов, сюжетов. Пусть он фантазирует, рисует, лепит, конструирует и т.д. Кстати, великая штука для развития образного мышления - Книга! Ведь пока ребёнок читает, в его голове складывается столько вариантов возможного развития событий, что просто уму не постижимо!

💥 И только в младшем подростковом возрасте у ребёнка активно развивается словесно-логическое мышление. Умение оперировать словом - величайший дар, не каждому подвластный. Об этом чуть ниже.

  • 💡 Самая большая ошибка родителей - это не поддерживать ЛЮБОПЫТСТВО ребёнка (когда родители либо игнорируют детские вопросы, либо и вовсе цыкают на него, устав от их обилия, что сыплются, словно из рога изобилия). 400-500 вопросов в день нам взрослым кажется многовато. Но дети ведь т.о. пытаются познать мир.
💬...Принято считать, что любопытство скорее отрицательное качество, ведь оно предполагает жажду знать и то, что человека как бы не касается (помните, что случилось на базаре с любопытной Варварой?). Прошу не путать - взрослых и детей. Взрослые должны знать границы, для детей же многое позволительно!

🔥 Если мы убьём в ребёнке Любопытство, то он не перейдёт на следующий обязательный этап развития человеческой мысли - ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. Когда ребёнок стремится не просто что-либо узнать, но и знает зачем ему это нужно. Это к вопросу о том, что любознательность предполагает и осознанный интерес и практическое приложение полученных знаний.

🔥 Далее необходимо развивать в ребёнке ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ, суть которой сводится к тому, чтобы ребёнок уже не только сам знал, что ему интересно, но и старался самостоятельно искать ответы на полученные вопросы. Именно познавательная активность является лучшим заделом для того, чтобы во взрослой жизни сегодняшнего ребёнка сформировалась АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ. Это то, чего сегодня крайне не хватает нашему обществу. !

🚀...Зато человек с активной жизненной позицией на 100% будет всегда самостоятельно делать выбор, проявлять инициативу и готовность нести ответственность за свои слова и поступки. А это значит, что он будет всегда идти своим путём и проживёт собственную и счастливую жизнь, что, согласитесь, дорогого стоит!
Фотография из Яндекса. Общение - вот то искусство, которому должны учить мы все своих детей!
Фотография из Яндекса. Общение - вот то искусство, которому должны учить мы все своих детей!

Как стать юным Гроссмейстером общения?

🎨 Отдельным пунктом я бы выделил КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ. Это к вопросу о социальном интеллекте, о чём я не раз упоминал в своих статьях на педагогическую тематику.

🔔 На всякий случай, народ, ловите ссылочку на соответствующую подборку, возможно она придётся вам по вкусу:⬇️⬇️⬇️

Воспитание в семье и в школе | Нефритовый Фрик | Дзен
  • 💡 Что здесь я имею ввиду, в первую очередь? Дети должны уметь: знакомиться; взаимодействовать в парах, группе, в большом коллективе; знать, но главное регулярно использовать волшебные вежливые слова и фразы (замечательно, когда ребёнок умеет обращаться с просьбой, благодарить и просить прощение).
  • 💡 Очень важно, чтобы с детского сада ребёнок учился быть внимательным, а впоследствии и благодарным слушателем; хорошим и интересным рассказчиком. Как часто детское Эго, беря верх над ребёнком, провоцирует его на то, чтобы перебивать собеседника, задевать его, иногда насмехаться, злорадствовать, а то и бросаться с кулаками.
  • 💡 Дети с раннего возраста должны (на примере своих родителей) учиться: НЕ радоваться чужим неудачам; НЕ сравнивать себя с теми, кто заведомо слабее; НЕ хвастаться, особенно тем, что не в них, а на них; НЕ игнорировать мнение своих сверстников, не говоря уж о взрослых авторитетных людях.
  • 💡 Ребёнок, по природе своей обидчив (всё то же Эго), но его следует воспитывать таким образом, чтобы он понимал, что агрессия, гнев, конфликтность - это привилегия слабости и глупости. В идеале, чтобы к годам к 12-13 это понимание перешагнуло из теории в практику.
💥...К тому же обидчивый ребёнок не способен адекватно принимать критику, а это очень важный социальный навык! Не говоря уже о том, что ребёнок должен правильно реагировать на замечания авторитетных взрослых и понимать, что ему можно делать, а что категорически запрещено.
Если ребёнок не способен с трёх раз "услышать" слово "нет", то это очень недобрый знак. Грустно, когда ребёнок категоричен (упёрт) и не желает идти на компромиссы. Ведь именно это очень часто порождает конфликты.
Фотография из архива автора. Артемий И. Мал Золотник, да в себе Уверен!
Фотография из архива автора. Артемий И. Мал Золотник, да в себе Уверен!

Высокая самооценка - задел не только Успеха, но и СЧАСТЬЯ вашего ребёнка!

Конечно же те проблемы, что сегодня имеют место в среде детей и подростков, связаны, в первую очередь, с низкой самооценкой. Это я к тому, что очень важно с раннего возраста формировать у детей и привычки, и мышление, заточенные на здоровое самолюбие, осознание собственной ценности и значимости, любовь, уважение и принятие самого себя (начиная с внешности и заканчивая внутренним содержанием).

🚀...Ведь только в этом случае ваш ребёнок научится ценить не только своё Время, но и Время окружающих, радоваться чужим успехам, как своим собственным.
А когда мы умеем сопереживать, то и люди к нам тянутся, и уважение к нам будет особым, да и в нашей жизни счастливых мгновений будет гораздо больше. Ведь к нашим личным радостям добавляются радости тех, кто нам дорог.
  • 💡 Словом, уважаемые мамы и папы, позаботьтесь, пожалуйста, о том, чтобы ваш ребёнок изначально рос уверенным в себе, в собственных силах и возможностях, а значит и счастливым человечком!
🚀...Я не знаю ни одного Счастливого человека, у которого бы была низкая самооценка. СЧАСТЬЕ НАЧИНАЕТСЯ - с ВЫСОКОЙ САМООЦЕНКИ! УВЕРЕННЫЙ РЕБЁНОК - СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЁНОК с ПРЕКРАСНЫМ БУДУЩИМ!
  • 💡 Ну а если всё это подаётся в обществе под соусом достойного воспитания, то ребёнок вырастает уникальной личностью, удобной и для себя любимого, и для окружающих. Воспитание - самая надёжная защита от дурных влияний и развращающей среды!

💥 Да-да, СКРОМНОСТЬ - не порок! Если она, разумеется, не следствие боязливости и нерешительности, равно как и не проявление гордыни (обратная негативная сторона внешнего проявления скромности).

🔥 Идеальное сочетание личности: Уверенность + Скромность! Опять же это исключительно по моему нефритовому уразумению!

  • 💡 Знание правил этикета и неизменное следование им - ещё одно непременное условие, которое точно не повредит в жизни вашему ребёнку! Уважение окружающих, начиная от людей пожилых до младших сверстников - как без этого? Сюда бы я добавил общечеловеческие, семейные и личностные ценности!

И проявлять это должно не только в словах (Здравствуйте и Будьте любезны), но и в поступках. И не важно что это будет, физическая помощь, моральная или информационная. Разве плохо, когда ребёнок уступает место в транспорте пожилому человеку или помогает немощному старику перейти дорогу?

Фотография из Яндекс-картинок. Кто любит труд, тому всё в этой жизни будет по колено!
Фотография из Яндекс-картинок. Кто любит труд, тому всё в этой жизни будет по колено!
💥...Однако ребёнок должен помнить и о том, что незнакомые люди, в том числе и взрослые, могут нести потенциальную опасность. И вот здесь очень важно научить детей говорить твёрдое "нет!" даже пожилым людям, если поведение последних не является созидательным и полезным для вашего ребёнка.
Очень важно, чтобы дети помнили о том, что если им угрожает опасность, то вокруг находится большое количество добрых людей, к которым всегда можно обратиться за помощью!
  • 💡 Кстати начинаются эти добрые поступки в Семье. У ребёнка должны быть свои обязанности. Он всегда должен соблюдать грань в общении с родителями, братьями-сёстрами, дедушками-бабушками. Исключительное уважение, понимание, выполнение просьб и разовых поручений.
  • 💡 Ну и как здесь не упомянуть о том, что в детях очень важно с малых лет закладывать понимание значимости физического труда. Естественно в идеале делать это следует на личном примере, и на примере авторитетных для детворы литературных или киношных персонажей.
Но одно дело знать, как ценен труд и совсем иное овладеть начальными навыками: уборки, ремонта, готовки и т.д. Конечно же гендерный фактор родители должны здесь учитывать.
  • 💡 Что касается конфликтов, то конфликтёры - это по умолчанию несчастные и неуверенные в себе люди. Чем раньше ребёнок поймёт, что конфликт - это плохо, тем лучше! Однако лично я своих воспитанников учу тому, что конфликты неизбежны и конфликтовать надо уметь.

💥 Да-да, вы не ослышались, друзья, конфликтовать надо уметь, в ином случае даже самому умному и уверенному в себе человеку придётся по жизни нелегко. И да, дети должны уметь защищать себя физически!

💥...Детей следует учить не бояться конфликтов, но стараться их избегать. Если это не получается, то с минимальными потерями выходить из них. Но самое главное - всякий раз анализировать причины конфликтов и последствия, дабы впредь не оказываться в подобных ситуациях.
  • 💡 Очень хорошо, когда ребёнок обращается по имени к своим сверстникам, а к 6-7 годам понимает, что у некоторых взрослых есть отчества. Чудесно, когда ребёнок, особенно в подростковом возрасте, с уважением относится к личному пространству окружающих, не говоря уже о личной и частной собственности.
🎨...Особое внимание родителей всегда прошу уделять тому, как их дети реагируют на общение со сверстниками не такими, как они. Я имею ввиду не только, скажем детей-инвалидов, но и детвору иной расы, цвета кожи, языковой принадлежности, веры и т.д.
Фотография из Яндекс-картинок. Как замечательно, когда у вашего ребёнка есть тяга к Книге!
Фотография из Яндекс-картинок. Как замечательно, когда у вашего ребёнка есть тяга к Книге!

Эмоциональный интеллект - это то, что трудно переоценить!

  • 💡 Что касается эмоционального интеллекта. Важно, чтобы дети учились Дружить и Любить. А для этого необходимо, чтобы, начиная с младшего подросткового возраста умели понимать свои и чужие эмоции. Очень хорошо, когда подросток понимает, что происходит внутри него (какие чувства его накрывают и в каких эмоциях они проявляются). Это первый шаг к тому, чтобы уметь КОНТРОЛИРОВАТЬ свои эмоции, а впоследствии даже ими манипулировать. Высший пилотаж - формирование эмпатии, но к этому приходят единицы, да и то с возрастом.
💥...Да-да, манипуляции эмоциями могут быть созидательны. Например, вы испытываете чувство страха, но не желаете, чтобы это заметили ваши дети или подчинённые.
Для ребёнка также возможны ситуации, когда умение запускать ложные эмоции пойдут ему во благо. И в первую очередь это связано с контролем слабых эмоций (страх, волнение, гнев, ненависть, зависть) и выпуском более сильных, отражающих: уверенность, силу, спокойствие, снисходительность.
  • 💡 Кстати, к вопросу о САМОКОНТРОЛЕ! Дети с дошкольного возраста должны учиться контролировать свои слова и поступки. Другое дело, что лет до 12 для большинства подростков дело это очень непростое. Но если подросток не умеет себя контролировать, то у него будет море проблем. И если в школе это будет ему стоить моральной ответственности, то в иных местах цена будет более высокой.
💥...Как известно, самыми лучшими воспитателями детворы являются их сверстники. Почему? Да потому что они более жестоки, и если родители или учителя за обман, скажем, поругают своё дитя, то приятели за то же самое могут и поколотить.
Ну иные правонарушения, связанные с неумением контролировать свои желания, следствием которых являются преступные деяния, особенно по достижению подростками паспортного возраста, чреваты и уголовной ответственностью.
  • 💡 И вот здесь классно, когда родители много беседуют со своим ребёнком о том, что каждый наш выбор предполагает свои последствия. А потому ребёнок должен понимать, что прежде чем совершить какое-то действие (реже бездействие), следует подумать о том, к чему в итоге это может привести. К вопросу о прогнозировании ситуации.
  • 💡 Подросткам среднего и старшего подросткового возраста было бы полезно иметь представление о языке мимики и жестов. Я со своими ребятами, начиная с младшего подросткового возраста разбираю не только жесты и мимику, но и основы физиогномики. Это для них и интересно, и полезно, хотя на практическое применение этих знаний в этом возрасте рассчитывать не приходится. Но впоследствии это у кого-то обязательно выстрелит.
Фотография из Яндекса. Учиться можно весело! Учиться нужно весело! Учиться будем весело!
Фотография из Яндекса. Учиться можно весело! Учиться нужно весело! Учиться будем весело!

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!

  • 💡 А ещё очень важно, чтобы дети УМЕЛИ и ЛЮБИЛИ УЧИТЬСЯ! Конечно всё начинается с того, что в выигрыше дети усидчивые, терпеливые, старательные, ответственные, наконец. Это к вопросу о волевых качествах.
  • 💡 Отлично, когда у ребёнка есть режим дня, составленный на первых порах совместно с родителями. С первого класса смело можно учить ребёнка самостоятельно планировать не только сегодняшний, но и завтрашний день, а в идеале и большие временные отрезки.
💥...А ещё очень важно, чтобы дети не боялись ошибаться! Беда многих родителей, а соответственно и детворы, в том, что для них именно оценки являются основополагающим фактором, определяющим успех в обучении. И это очень грустная история.

🚀...Замечательно, когда наши мальчишки и девчонки бегают в школу с удовольствием! Мечты-мечты... ❓Почему? Да потому что зависит это не только от воспитания и талантов ребёнка. И всё-таки очень важно, чтобы ребёнок не боялся пробовать, экспериментировать, словном, чтобы не думал о наказании, если изначальная его мотивация - созидательная.

  • 💡 У ребёнка не должно быть страха высказывать собственное мнение как среди одноклассников, так и перед учителем. Кстати, вот где пригодятся ораторские умения и навыки вашего ребёнка. Основы публичных выступлений, умения и навыки, приобретённые в театральной студии очень бы пригодились любому мальчишке и девчонке.

💥...Не стоит наказывать ребёнка (да и взрослому следует делать поблажку) за неуспех при выполнении доброго дела. Среди школьных предметов всегда будут такие, которые будут вызывать определённые сложности у вашего ребёнка. И здесь самое главное правило должно звучать так: "СТАРАЙСЯ ВСЁ ДЕЛАТЬ ХОРОШО!" Как бы добавил мой любимый советский Андрей Миронов: "...плохо само получится".

  • 💡...Отдельная тема - это Вредные и Полезные привычки. И те, и другие изначально предполагают выбор. Наши дети должны понимать, что вредные привычки - это как скатиться с горы: легко и быстро. Они легко формируются, но от них трудно избавиться. Полезные же привычки - это всегда труд, на них нужно время, но закрепившись, именно благодаря им мы пожинаем Радость жизни, Успех и Счастье.
💬...Согласитесь, одно дело научиться сквернословить и совсем другое научиться чётко и лаконично излагать свои мысли, да ещё и без слов-паразитов. Первому можно научиться в полпинка, на второе могут потребоваться годы!
  • 💡 Особое место следует уделять и развитию финансовой грамотности. Я так уверен в том, что ребёнок с детства должен понимать ценность тех вещей, что его окружают, той пищи, что он есть, той одежды, что носит.

🚀...Замечательно, когда многие покупки он совершает вместе с родителями. Вначале исключительно их пример, а после - первые попытки самостоятельных приобретений. И пусть это будут первые 50-100 карманных рублей, но потраченных самими ребёнком.

💥...Знание того, что деньги растут не на "Поле чудес" , а зарабатываются упорным трудом родителей, ценою не только времени, но и здоровья - тоже очень великая штука.

🚀...Я за то, чтобы родители брали своих детей к себе на производство (если это возможно, разумеется), чтобы дочки/сыночки в чём-то помогали своим мамам и папам. А позднее и сами пытались заработать собственную копеечку. А то сегодня всё чаще дети зарабатывают тем, что копят деньги, подаренные на Днюху, Новый год или 23 февраля/8 марта.

  • 💡 И всё-таки, я бы очень хотел, чтобы прежде всего родители учили своих чад: ПОЗИТИВНО МЫСЛИТЬ, ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ЖИТЬ БЕЗ СТРАХА И ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ СЕБЯ И ОТ ЖИЗНИ! И тогда всё в их жизни сложится наилучшим образом!
  • 🙏...И да, я хотел попросить прощение у тех из вас, друзья, кто исходя из названия публикации решил, что вся она соткана исключительно из тех детских умений и навыков, которые педагогическая наука усиленно скрывает от родителей. На самом деле я просто хотел привлечь ваше внимание к статье, но зато постарался дать вам гораздо больше, чем обещал в названии.
🎨...Как же много чего полезного ещё хочется сказать, но что-то мне подсказывает, что с информацией у меня в этот статейный раз явный передоз, а потому на сегодня ставлю жирную точку. Но к вопросам воспитания и образования ещё буду обращаться неоднократно.

🔔 И если кому любопытно, то у меня есть второй канал именно профессиональной направленности. Его сейчас держу под паром, но если тема воспитания и педагогики вам небезразлична, то можете полистать на нём мои ранние статьи, возможно они покажутся вам полезными. Ловите навигационную ссылочку:⬇️⬇️⬇️

Пером и Мелом или Колючий Пубертат | Дзен
🚀...И вдогонку к сегодняшней публикации только один вопрос:

📌 Как вы считаете, друзья, чему прежде всего следует учить нашу детвору, дабы она росла себе в Угоду, нам на Радость и России во Благо?

🎄Всех с наступающим РОЖДЕСТВОМ! Любви, Добра, Здоровья, Мира вашему дому!🎄

Единственное к чему стоит  стремиться - к тому, чтобы наши дети выросли Счастливыми людьми!
Единственное к чему стоит стремиться - к тому, чтобы наши дети выросли Счастливыми людьми!

🔔 P.S. Заглядывайте, обожаемые дамы и уважаемые господа и в другие нефритовые статьи, ведь иные из них могут оказаться не только любопытными, но и полезными как для вас, так и для ваших деток:⬇️⬇️⬇️