Найти в Дзене
Православная Жизнь

6 января. Рождественский сочельник. Навечерие Рождества Христова

Оглавление

Рождественский сочельник или Навечерие Рождества Христова – это предпразднество Рождества и последний день рождественского поста.

История названия

Сочельник и Навечерие – это равнозначные понятия, но стоит рассказать, откуда они произошли.

В официальных богоуставных книгах предрождественский день именуется Навечерием Рождества Христова. Связано это с тем, что в этот день проходит служба по особому и уникальному чину, поэтому называется предрождественский день по названию церковного богослужения.

Сочельник – больше народное название. Существуют две версии его происхождения. Первая гласит, что название пошло от слова "сочиво" – постное блюдо, приготовленное из зерен пшеницы (или риса) с маком, медом, орехами; иногда в него добавляли фрукты. Сочиво – то же, что кутья. По второй версии, автором которой является лингвист Макс Фасмер, название происходит от другого блюда – сочень (постная тонкая лепешка из пресного теста или картофеля; иногда добавляют масло и яйца, сверху иногда кладут картошку, творог, кашу или ягоды). Оба блюда традиционно подаются в рождественский сочельник.

-2

В Типиконе указано, что сочиво подается для вкушения только в случае Навечерия Рождества Христова, и только в том редком случае, когда Навечерие выпадает на субботу или воскресенье: «Аще случится нaвечерие Христова Рождества въ субботу или неделю <…> рыбы же не ядимъ, но со древяномaслиемъ, и сочиво обварено, или кутию съ мeдомъ». Причем сам Типикон иногда разграничивает сочиво и кутью.

История праздника

Раньше Рождество и Крещение Господне праздновались в один день – 6 января, поэтому совмещенный сочельник отмечался 5 января. Этот сочельник служил как однодневный пост. Позднее, в IV-VI вв., происходило разделение праздников (Рождество перенесли на 25 декабря), вследствие чего появились два сочельника, которые существуют и по сей день: Рождественский и Крещенский (Навечерие Богоявления, то есть день крещения Иисуса Христа в реке Иордан). И, несмотря на то, что слова "сочельник" и "навечерие" имеют равнозначный по смыслу синоним "канун", в православной традиции они используются вместо узнаваемого и привычного "кануна" для того, чтобы подчеркнуть особую важность этих двух предпраздничных дней.

В настоящее время Церкви, придерживающиеся григорианского и новоюлианского календарей, отмечают Рождество 25 декабря, при этом, сочельник у них 24 декабря. А Церкви, живущие по юлианскому календарю, празднуют Рождество 7 января, а сочельник – 6 января. К таким Церквям относится Русская Православная Церковь.

-3

Богослужение в Навечерие Рождества. Окончание Рождественского поста

Сам по себе Рождественский сочельник выпадает на последний день Рождественского поста, который длится с 28 ноября по 6 января. У католиков и протестантов время Рождественского поста (то есть предрождественского времени) такой период называется адвентом (15 ноября – 24 декабря, по григорианскому календарю) и строго почитается. В православии этому периоду, аналогично, уделено особое внимание, но только соблюдается он (период) по юлианскому календарю.

В сам Рождественский сочельник установлен наиболее строгий пост, который уходит корнями в традицию – не вкушать никакой пищи до появления первой звезды (Вифлеемской). Во время служения по окончании Вечерни священнослужитель выносит на середину храма зажженную свечу – она и символизирует ту самую звезду, до которой нельзя вкушать никакой пищи.

В храмах богослужение в Навечерие Рождества зависит от дня недели, на которое выпадает празднество. В этом году оно выпадает на субботу, поэтому Великие часы и изобразительны переносятся на пятницу, а в субботу будет совершена литургия Иоанна Златоуста. Отдельно – Великая вечерня и Великое освящение воды.

-4

Традиции сочельника

Обычно сочельники наполнены огромным количеством традиций, но большая часть из них имеет языческую, суеверную природу происхождения, поэтому мы затронем лишь те традиции, которые применимы для православного христианина.

В некоторых источниках, особенно далеких по своей тематике от христианства, могут написать, что в сочельник "нельзя выносить мусор", "нельзя убираться, подметать" и прочее. Это неверно, поскольку в православной традиции уборка, наоборот, имеет важное значение. Уборка дома – это приготовление к празднованию Рождества, и поэтому приводить свой дом в порядок перед великим праздником не только не грешно, но и восхвалимо. Поэтому если вам говорят о запрете наводить порядок по дому, то помните, что это – суеверие, которое никакого отношения к православию не имеет.

Также в этот день принято готовить сочиво – ту самую вкусную постную кашу из размякших зерен и злаков, поданной на стол под сахаром или медом. Хотя приготовление сочива, по Типикону, проводится только если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, никто не ограничивает и не воспрещает готовить и в другие дни, не выпадающие на выходные. Но даже если вы строго соблюдаете Типикон, то можете приготовить другие постные блюда, указанные в этом уставе.

В этот день полезно навестить своих родных и, особенно, крестных, поздравить их с предпраздничным днем и угостить блюдом. Такой жест они высоко оценят, поскольку в наше время нередко бывает трудно выделить время на посещение родственников, не говоря уже о крестных.

В ночь с 6 на 7 января принято также зажигать на подоконнике свечи. Это будет знаком для Богородицы Марии и Иосифа, что тут – безопасное место для Рождения Христа.

-5

Отдельно стоит затронуть такую народную традицию, которая имеет славянское, дохристианское происхождение, но которая так прочно вошла в христианскую православную культуру, так сильно была переосмыслена, что нельзя и представить без нее Рождественский сочельник, – колядование. Эта традиция стала поистине уникальной православной традицией.

Ранее, до Крещения Руси, славяне колядовали в честь приближения Нового года, в день зимнего солнцестояния. Славянские языческие колядования были наполнены шумом, пестрыми костюмами и страшными масками. Люди в дни колядок наряжались, пели песни, стучались в дома и просили угощений.

Но постепенно, с принятием на Руси христианства, эта традиция была переосмыслена и изменена. Страшные маски и шумные гуляния уже несовместимы с православием. Наоборот, в дни колядок колядующие веселятся в честь Богорождения, их душа радуется приходу в наш мир Христа. Колядующие стучатся в двери, поют песенки, прославляющие Христа (их, целое множество, можно отыскать на любых православных сайтах), и получают за это "пожертвования", обычно в виде угощений (нередко дают даже денежку).

-6