Есть мнение, – настолько красивое и остроумное, что я не могу его пропустить. Согласно оному, первая разоблачающая закулисных кукловодов теория заговора изложена в Илиаде. За бестолковой беготнёй смертных героев вокруг Трои стоят плетущие друг против друга интриги боги. Как отмечает автор, преимуществом такого объяснения событий является увлекательность изложения – все любят тайны. Недостатком же – необходимость верить Гомеру на слово. Хотя он даже не утверждает, что лично подслушивал, когда боги излагали (злодеи в кино всегда так делают) свои хитрые планы. Подслушивали болтовню богов лица пожелавшие сохранить анонимность.
Я б добавил ещё одно достоинство конспирологического подхода – простота. Всё что в реальности объясняется сложно, – заговор объясняет просто. А в случае «не могли» вообще никак.
Но не добавлю. Это же – о конспирологии. А «Илиада» ничего общего с «разоблачением кукловодов», конечно же не имеет. Комментатор шутил.
Первая причина, по которой не имеет, уже указана. Конспиролог не скупится на доказательства, – около 100% его текста состоит только из них. Гомер же доказательств вообще не приводит. Этим современный миф отличается от традиционного. В прошлом важными считались события. Ныне же в большинстве случаев конспирологу они сами по себе не интересны, – задача автора заключается доказательства тезиса, что «правительство скрывает».
Второе и главное отличие заключается в том, что в «Илиаде» есть логика. Иначе слушатели бы просто не поверили, что всё было именно так, как Гомер поёт. Ведь, в отличие от конспирологов, на аудиторию состоящую только из людей «особенных» аэд рассчитывать не мог. Как следствие, боги в его повести интригуют друг против друга. То есть, описывается нечто противоположное бредовому заговору, при котором все силы мира, включая и антагонистов, десятилетиями солидарно скрывают правду про лунные миссии.
Версия Гомера вполне логична. Раз уж миром правят боги, значит, действовать сообща они точно не могут. После Гигантомахии им просто не против кого объединяться. Не кажется странной в этой связи и осведомлённость поэта о деталях интриги. Правду боги скрывают не от смертных, – которые им безразличны, – а друг от друга. И только пока интрига не завершена. Потом-то уже неважно. Аполлон всё равно уже знает, как именно Афина его обыграла, и наоборот.