Не помню, читала ли я вообще раньше японских авторов. Будем считать, что это был мой первый раз, по крайней мере осознанный. А наткнулась я на этот роман совершенно случайно. Я искала очередную книгу в аудиоформате для прослушивания во время домашних дел. И, как говорится, искала серебро, а нашла золото. Точнее японского Уилки Коллинза, как я провозгласила его мысленно спустя уже первые несколько глав. Недавно я рассказывала о том, что познакомилась с этим английским классиком, прослушав его книгу «Закон и женщина»:
И при прослушивании романа «Портрет дамы с жемчугами» у меня было ощущение, что я погружаюсь в какую-то похожую историю, только в японском сеттинге. Выбор заголовка для этой публикации обусловлен сравнением только этих двух произведений, хотя признаю, что сопоставлять писателей после того, как я у каждого прочитала всего по одной книге, поспешно.
Что за фрукт?
«Портрет дамы с жемчугами» (1921) — одно из лучших произведений японского писателя, сценариста и издателя Кикути Кана (1881–1948), важной фигуры в японской литературе первой половины двадцатого века. Где-то мне даже попалось его сравнение с Толстым.
В начале романа мы следуем за молодым человеком по имени Синъитиро. Вместе со случайным попутчиком он попадает в аварию, которая заканчивается смертью этого незнакомца. Исполняя последнюю волю погибшего, Синъитиро знакомится с молодой красавицей-вдовой Рурико, которая и является главной героиней романа. Мы погружаемся в историю её жизни, которая, несмотря на свою небольшую продолжительность, уже наполнена борьбой за честь и местью всем мужчинам.
Мои впечатления и анализ персонажей
На мой взгляд, это одно из таких произведений, которые было бы очень интересно обсудить в каком-нибудь книжном клубе, потому что персонажи неоднозначные:
- Рурико. Молодая, красивая и образованная девушка, которая пользуется всеми этими качествами для соблазнения мужчин, но исключительно для того, чтобы поиграть с их чувствами. Она никогда никому ничего не обещает, ей достаточно того, что мужчины боготворят её, соперничают между собой и каждый из них считает, что именно к нему она благосклонна, а остальных просто терпит. Причина этого коварства кроется в прошлом замужестве: девушке пришлось выйти не за юношу её возраста, которого она действительно любила, который был ей близким другом и с которым у них было много общего, а за богача, чьи дети от первого брака приходились Рурико уже ровесниками и которого она ненавидела за то, как он поступил с её семьёй. После его смерти она посвящает свою жизнь тому, чтобы мстить за несправедливое обращение мужчин с женщинами, кружит им головы и лишь смеётся, когда узнаёт, что кто-либо из них грозит самоубийством, осознав, что стал очередной игрушкой. При этом не важно, является ли мужчина молодым и неопытным студентом или уже взрослым женатым человеком. Девушку в произведении несколько раз называют вампиром, однако нельзя сказать, что Рурико — зло во плоти. Она была доброй дочерью, доброй подругой, стала очень заботливой мачехой и сохранила чувства к первому и единственному возлюбленному, чьё мнение о ней остаётся единственно важным для девушки.
- Господин Сёда. Богач, который сам сколотил своё состояние, а не унаследовал его, чем очень гордится. То, как он поступил с отцом Рурико, чтобы принудить её к замужеству исключительно ради того, чтобы проучить за дерзость и высокомерие, безусловно ужасно. Но и этого персонажа нельзя ненавидеть на 100%. Получив желаемое, он не превращает жизнь Рурико в ад (по крайней мере, именно таких намерений у него нет, но для девушки стать его женой уже было адом само по себе). После свадьбы он добр и заботлив по отношению к ней, даже когда она обманом всячески откладывает их первую брачную ночь. И способом отомстить он выбирает именно сватовство (таким образом, кстати, обеспечивает безбедную жизнь девушке до самой её смерти), а мог бы выбрать что похуже. Хотя под конец жизни он всё-таки снова проявляет себя как мерзавец, но с другой стороны, вполне ожидаемо, что женившийся мужчина рассчитывает на то, что жена пустит его в свою спальню.
- Синъитиро. Для меня этот парень стал показательным аргументом в пользу правдивости суждений Рурико о сильной половине человечества. Я не говорю, что считаю правильным то, как она поступала с мужчинами, или что все мужчины ведут себя одинаково. Но Синъитиро бросает вызов Рурико и обвиняет её, хотя сам практически стал одной из её жертв: повёлся на её сладкие речи, якобы особое внимание к нему и убеждение в том, что он — тот самый друг, которого ей так не хватает, и только с ним она может быть откровенна. Быстро же он забыл о своей молодой жене, о которой с такой любовью думает в начале романа и без которой ему трудно было прожить и одной недели. Реально очень быстро! Я уверена, что Синъитиро стал бы очередной игрушкой Рурико и что он сорвался с крючка исключительно благодаря тому, что прочитал дневник погибшего попутчика, который был уже, так сказать, на заключительном этапе игры девушки: разочаровался в Рурико, понял, что с ним играли и что он не был каким-то особенным, и даже хотел покончить с собой. Только эти знания и спасли Синъитиро, заставив его протрезветь. Но разве Рурико изначально была не права в отношении него?
Заканчивая свой анализ (не супер-глубокий, конечно, я старалась особо не спойлерить), хочу ещё отметить, что автор даёт нам приятную возможность взглянуть на историю с разных сторон:
- со стороны Синъитиро и его попутчика, то есть со стороны жертв Рурико;
- со стороны самой Рурико: когда мы узнаём её историю, которая привела к замужеству, нельзя не сочувствовать девушке;
- со стороны падчерицы Рурико, которая не получала от своей мачехи ничего, кроме искренней любви и заботы, хоть позже она и стала свидетельницей того, как женщина хладнокровно плетёт свою паутину.
Итог
Роман интересен как минимум тем, что действие происходит в первой четверти 20 века. Лично я с удовольствием погрузилась в жизнь Японии тех лет и была рада узнать некоторые особенности этикета и аристократического образа жизни в целом. Но в первую очередь это роман о женской борьбе, что может привлечь тех, кто хоть сколько-нибудь интересуется темой феминизма или просто рад видеть в литературе сильные женские образы, которые пытаются противостоять нормам, принятым в обществе их времён.