"Гринч – похититель Рождества" (реж. Рон Ховард, 2000)
Фильм не зря получил "Оскар" за грим – такую мерзость надо было постараться создать. И если цель была именно такой, то она достигнута на 200 % – более мерзопакостного Гринча трудно себе представить. А если добавить сюда не менее мерзопакостные декорации, мрачную и отвратную атмосферу, в которую не вписывается разве что славный пёс Макс, то можно получить идеальную рамку для истории с абьюзивными отношениями.
На первый взгляд может показаться, что абьюз (о том, что это такое, читайте в первой части статьи) в сказке порицается и осуждается. Абьюзер-Гринч перевоспитывается под влиянием милых семейных ценностей и духа Рождества и становится вполне приличным членом социума. Наверное, так и задумывалось. Вероятно, именно это и получилось показать в мультфильме 2018 года от Illumination, но к "Гринчу" Ховарда это точно не относится.
Если режиссер что-то и высмеивает, то лишь пошлые, мещанские ценности обывателей, которые ничего не смыслят в настоящих отношениях, хоть родственных, хоть дружеских, хоть любовных. Идея (опять же на первый взгляд) не плоха: в погоне за подарками и выпендрежем "у кого круче, больше, ярче, длиннее" (это я сейчас исключительно про гирлянды) люди позабыли, что главное – семья и общение с близкими.
Семья, конечно, ценность. Позитивная, но далеко не абсолютная. А представлять семью самоценностью дело и вовсе сомнительное. Именно это и происходит, и, присмотревшись, мы можем увидеть, что с абьюзом в фильме ведется борьба с помощью... абьюза.
Действие разворачивается в городке Ктограде, где живут существа, похожие на людей – кторы (в мультфильме 2018 года они "ктошки"). Гринч на кторов не похож, он волосат и зелен, да еще злобен. Живет отшельником на вершине горы, питается хламом, отбросами и ненавидит всё, всех и вся.
Идея номер один (избитая)
Заключается в том, что по доброй воле никто не согласится так жить. Когда-то в детстве Гринч озлобился, тогда-то он и ушел от кторов. Но позвольте, когда нам показывают малютку Гринча, мы уже видим довольно-таки агрессивное создание, так что история про озлобление выглядит не очень убедительно. Повод для озлобления еще менее убедителен: разовая и не очень жесткая насмешка одноклассников.
Старина Фрейд считал, что от природы люди агрессивны и злы. Некоторые такими и остаются. Так почему бы просто не оставить мизантропов и социопатов в покое и не позволить им жить так, как им хочется? Но нет.
Идея номер два (дважды абьюзерская)
Очень популярна сегодня и сводится к тому, что вся злобность – исключительно от недолюбленности. Стоит дать человеку любовь, и он станет нормальным. Любовь, если верить "Гринчу", нужно дать даже тому, кто ее не просит. Ее нужно дать, причиняя добро – насильно и бескомпромиссно. Чем не абьюз?
Роль Спасателя озлобленных и недолюбленных в истории про Гринча досталась маленькой кторе Синди Лу. Девочка она по всем статьям славная и милая, но если начнет спасать, заспасает вусмерть.
Она не боится Гринча и лезет туда, где нормальный ребенок сразу же переломал бы себе ноги и свернул шею. Синди Лу упорно твердит, что Гринч – хороший. Да, скользкий, мерзкий, вонючий, но хороший. Где-то очень глубоко в душе. До него надо только достучаться, ему только надо насильно всучить порцию любви и ласки, ибо ему как всякому нормальному существу нужна семья и близкие.
Гринч ведет себя агрессивно и допускает по отношению к девочке реальное физическое и вербальное насилие. Еще вопрос: если кто-то позволяет себе такое, почему бы не позаботиться о собственной безопасности и не отойти от такого человека подальше? Но, видимо, семейные ценности дороже собственного физического и ментального здоровья, так что надо просто закрыть глаза на глупые выходки агрессора и стоять на своем. Тут уж кто кого.
И здесь совсем недалеко до установок типа "Бьет, значит, любит", "Терпи, зато семью сохранишь", "Пусть алкоголик, но зато законный муж", "Ему и так от жизни досталось, пожалей, не прогоняй", "Ну и что, что тиран? Зато дети растут в полной семье".
Идея номер три (пикантная)
Еще в детстве Гринч увлекся самой красивой девочкой в классе – Мартой. И вот что интересно. Марта красива и склонна к шикарной жизни, а Гринч и в детстве – нелепое, зеленое, лохматое и агрессивное существо. Однако на Марту Гринч действовал... как бы это сказать? Возбуждающе.
Кажется, еще в пубертате Марта начала испытывать к Гринчу что-то вроде влечения. И в то время как другие всё же видели агрессию и психованность, Марта видела на том же самом месте "мощь и силу". Ох, ну да, какая же "жертва" не мечтает укротить необузданного агрессора? Тем более, что по сценарию в стиле "Укрощение строптивого" вся агрессивность очень легко трансформируется в столь же необузданную сексуальность.
Марта в сомнительно-детском фильме со множеством намеков и подтекстов – явно история про секс. Она и сама агрессивна, а лучше сказать агрессивно-сексуальна.
Взрослый Гринч стал более мерзким, вонючим и склизким, у него и личинки в зубах водятся, но Марту это по-прежнему заводит. Она отвергает предложение мэра Ктограда выйти за него замуж и заявляет, что любит другого (то бишь Гринча). Любая агрессивная выходка зеленого абьюзера кажется ей пикантной, очаровательной и свидетельствующей о незаурядном либидо.
Вывод, который должны сделать зрители? Отношения с абьюзером романтичны, абьюзеры хороши в постели, а секс с ними – яркое событие в жизни любой темпераментной женщины. Миф, конечно... Но миф бережно хранимый в народе.
В чем ирония
Гринч, Марта и Синди Лу грамотно распределили между собой роли "драматического треугольника". Сейчас Гринч – агрессор, Синди Лу – спасатель, а Марте хочется поиграть в постельную жертву. Однако любой драматический треугольник динамичен. Там всегда и все меняются друг с другом ролями.
Марта, взбалмошная красавица и секс-символ Ктограда, того и гляди начнет играть в Госпожу, как только заполучит Гринча для более близкого общения. А Синди Лу уже сейчас абьюзер со стажем: она не по-детски давит на Гринча, ломает его личные границы и навязывает собственное представление о том, что "правильно". Повзрослев, Синди Лу наверняка выйдут замуж за "жертву", которую будет то пинать, то спасать. Опыт ее семьи ей в помощь. Папа у Синди Лу образцовый подкаблучник, а мама из тех, кто вечно меряется гирляндами, да еще с кем! С Мартой. Естественно, безуспешно, но активно.
Что имеем в наличии? Имеем двух очаровательных "абьюзерш", которые не слезут с Гринча до тех пор, пока он дышит, а потому в Гринче несложно увидеть подлинную жертву этой истории.
Вот и получается, что абьюзера Гринча (мастера физического и вербального насилия) перевоспитывают и прибирают к рукам абьюзеры Марта и Синди Лу (мастерицы насилия психологического).
Я понимаю, что "клин клином вышибать" это рецепт на все времена. Но абьюз абьюзом?.. И после всего этого мы, зрители, должны умилиться исцелению зеленого и победе семейных ценностей.
P.S. Если уж и знакомиться с не книжной историей про Гринча, то, на мой взгляд, лучше через мультфильм 2018 года, где главного героя озвучивал Бенедикт Камбербэтч. Там всё фееричнее, динамичнее, ярче и главное – добрее. Действительно добрый, семейный, трогательный и веселый мультфильм. Мне, после "Гринча" Ховарда, даже захотелось его пересмотреть, чтобы заесть чем-нибудь сладким своеобразное послевкусие оскароносца.