Найти тему
GigaScience

Эра экспансии. Итоги 2023. Часть 6.

Оглавление

Предыдущая часть.

Строго говоря, уже в 2021-2022 годах можно было уверенно констатировать: SpaceX - лидер космической индустрии. Во всяком случае, если мы говорим о системах запуска, наших любимых ракетах.

Но смог ли Илон Маск закрепить это положение в 2023, и если да - "какие наши доказательства"?

Личные достижения SpaceX - 2023 год стал самым продуктивным.
Личные достижения SpaceX - 2023 год стал самым продуктивным.

Давайте разбираться по порядку. Если говорить о рабочих, введенных в эксплуатацию носителях, Falcon_9 и Falcon_Heavy - эти машины взяли на себя подавляющую часть работы по орбитальным запускам в ушедшем году. Falcon_9 совершил за год больше рейсов (91), чем все ракеты Китайского космического агентства CNSA и Роскосмоса вместе взятые (67 и 19 соответственно). При этом, не случилось ни одной аварии, хотя и обозначенные конкуренты также провели год с хорошими показателями надежности.

Но если уж продолжать проводить сравнения и параллели - необходимо учесть, что первые ступени Falcon_9 и боковые ускорители Falcon_Heavy - это вообще-то многократно используемая техника. То есть, если большинство других ракет в мире после полета были полностью утеряны, то SpaceX могут похвастаться реально внедренной технологией многоразовости. Многие из ускорителей первой ступени были использованы уже более 15 раз - и продолжают оставаться в строю. Более того, если говорить об аварийности и неудачах при возвращении на Землю - в 2023 году все приземления ускорителей прошли полностью успешно.

Под конец года аварией отличилась лишь одна многоразовая ступень, с индексом B1058. Она успешно слетала в космос 19 раз, но по анекдотическому стечению обстоятельств, погибла не в полете, а в воде. После рейса в декабре 2023, она совершила штатную посадку на плавучую платформу в Атлантическом океане, но во время транспортировки на берег - корабль попал в шторм, и ракета-ветеран опрокинулась на бок, получив массу повреждений.
Единственная утрата в серии Falcon за год.
Единственная утрата в серии Falcon за год.

Но какие грузы были возложены на плечи, а точнее, под головные обтекатели этих машин? Может Илон Маск, как "видный пиарщик", запускал массогабаритные макеты, или никому не нужные в космосе автомобили Tesla?

Итак, посмотрим:

Наибольшее число пусков состоялось для формирования сети спутникового интернета Starlink. Интересно здесь то, что Илон Маск не дожидается заказов от сторонних потребителей ракетных услуг и формирует спрос сам для себя. Что касается финансовой стороны вопроса - оставим тему прибыльности и перспектив этого бизнеса профессиональным экономистам, от себя можем лишь сказать, что доходы по программе Starlink увеличиваются из года в год, и по всей видимости в ближайшее время смогут стабильно покрывать расходы и крупные инвестиции, включая ракетные запуски:

  • Выручка от продаж интернет-услуг Starlink составила 222$ млн. в 2021 году, 1,4$ млрд. в 2022 году, и около 9$ млрд. в 2023 году. Источник.
  • «Рад сообщить, что Starlink достиг безубыточного денежного потока! Отличная работа отличной команды.» - сообщил Илон Маск в соцсетях в ноябре 2023.
"Пачка" спутников Starlink готовится к запуску.
"Пачка" спутников Starlink готовится к запуску.

Если говорить не только о денежной, но и о технической стороне вопроса, в 2023 году SpaceX вывела на орбиту более 1800 спутников Starlink. Стоит понимать, что хотя эти аппараты и запускаются "пачками" примерно по 20-50 штук в зависимости от параметров конкретной миссии, но каждый из этих спутников является достаточно крупным функциональным устройством. Масса каждого экземпляра может варьироваться в пределах 260 - 1250 килограммов, в зависимости от модификации.

Напомним, что спутники Starlink предназначены для предоставления высокоскоростного интернета в любой точке земного шара. Эти аппараты размещаются на низкой орбите, что позволяет сократить задержку в передаче данных по сравнению со спутниками, находящимися на геостационарной орбите.

Основной причиной необходимости большого количества этих спутников, является обеспечение непрерывного и стабильного покрытия. Каждый аппарат Starlink охватывает относительно малую территорию, но масштабная сеть позволит работать почти на всю площадь Земного шара. Большая группировка спутников также важна для устойчивости сети. Если один спутник выйдет из строя, другие смогут взять на себя его функции, минимизируя прерывания в предоставлении услуг. Кроме того, большее количество антенн позволяет повысить пропускную способность сети, что особенно важно в условиях постоянно растущего спроса на данные и интернет-сервисы.

Старт Falcon_9 в ноябре 2023.
Старт Falcon_9 в ноябре 2023.

Вообще, размещение спутников связи - одна из самых распространенных услуг на рынке космических запусков. В 2023 году SpaceX работали не только со своей собственной сетью Starlink, но и со сторонними коммуникационными компаниями. Перечислять их можно долго:

  • Испанский спутник связи Hispasat, индонезийский интернет-спутник SATRIA, американский интернет-спутник Viasat, американский спутник мобильной связи Iridium, спутник Саудовской Аравии Arabsat, британский интернет-спутник Oneweb, спутник связи компании из Люксембурга O3b mPOWER, американский спутник связи Intelsat, и другие.

Причем, в данном случае речь идет о достаточно крупных аппаратах, многие из которых были выведены на высокие геостационарные орбиты. Мы делаем на этом акцент, поскольку многие современные спутники имеют крохотный формат и запускаются целыми пачками по 50-80 штук. Но практически каждый из перечисленных аппаратов запускался отдельным рейсом, или малой серией. Для некоторых даже потребовалась тяжелая версия ракеты - Falcon_Heavy:

  • Британский спутник телекоммуникации Inmarsat, американский интернет-спутник EchoStar.
Подготовка спутника EchoStar к полету на Falcon Heavy.
Подготовка спутника EchoStar к полету на Falcon Heavy.

Особенно вульгарно смотрится тот факт, что услугами запусков SpaceX решил воспользоваться даже Джефф Безос, планирующий разместить на орбите собственную крупную группировку интернет-спутников, аналогичную Starlink. Эта система связи является продуктом дочерней компании Amazon и получила название Project Kuiper. Главный конкурент Маска озвучил эти планы в декабре 2023 года, и первые запуски с помощью ракет SpaceX заказаны на 2025 год.

Ирония ситуации заключается в том, что еще совсем недавно Amazon, по всей видимости "из принципа", озвучивали планы об использовании совершенно других ракетных систем для выполнения этой задачи. В качестве наиболее вероятных средств запуска они называли новые ракеты:

  • Vulcan от ULA,
  • Ariane-6 от Ariane_Group,
  • New_Glenn от Blue_Origin.
Возврат ускорителей Falcon Heavy после полета.
Возврат ускорителей Falcon Heavy после полета.

Проблема же заключается в том, что еще ни одна из этих трех ракет не введена в полноценную эксплуатацию - все они испытывают некоторые задержки в разработке. И хотя по прежнему, большую часть спутников Kuiper планируется вывести на орбиту с помощью этих перечисленных носителей, практичность такого подхода остается спорной - Vulcan и Ariane-6 будут обходиться гораздо дороже, чем ракеты Falcon, а темпы разработки New_Glenn оставляют желать лучшего.

Впрочем, в этой части мы охватили только наиболее прикладные, коммерческие запуски SpaceX, и это далеко не вся деятельность компании за 2023 год. В следующей части обсудим, как SpaceX взяли на себя функции оператора пилотируемой космонавтики, как они развивают туризм на орбите, и какие заказы выполняют в интересах передовой науки.

Продолжение. >>>

-7