Найти тему
GigaScience

Эра экспансии. Итоги 2023. Часть 7.

Предыдущая часть.

В предыдущей части мы рассказали об основе операционной деятельности SpaceX в 2023 - в большой мере она определяется разнообразными коммерческими коммуникационными спутниками, начиная от собственных Starlink, и заканчивая техникой сторонних заказчиков со всего мира. Но что насчет других сфер?

Для начала, закончим разговор об автоматической орбитальной технике. Напомним, что сегодня за термином спутник может скрываться как огромная многотонная конструкция с мощными антеннами, так и совершенно миниатюрные аппараты весом в пару килограммов. В свете последнего факта, SpaceX активно развивают технологию множественного, группового выведения малоразмерной полезной нагрузки, которая получила название RideShare.

Малые спутники закреплены на центральном адаптере словно игрушки на новогодней елке.
Малые спутники закреплены на центральном адаптере словно игрушки на новогодней елке.
Для простоты понимания: представьте что вместо использования личного автомобиля, вы просто покупаете билет на автобус. Именно в роли таких пассажиров и выступают малоразмерные спутники от большого количества заказчиков SpaceX.

В 2023 году SpaceX совершила 3 таких групповых рейса, отправляя в путь Falcon_9 с пачками небольших аппаратов под обтекателем:

  • Миссия Transporter-7: выведен 51_спутник, запуск 15 апреля.
  • Миссия Transporter-8: выведено 72_спутника, запуск 12 июня.
  • Миссия Transporter-9: выведено 113_спутников, запуск 11 ноября.

Вы можете задаться вопросами: кто вообще пользуется такими услугами, да и что полезного может делать спутник размером с дамскую сумочку?

Кто? Абсолютно кто угодно! Хоть студенческий коллектив университета, хоть агентство секретных разработок, хоть сам Папа Римский! И это даже не шутка, а перечисление реальных клиентов за 2023 год. Так, среди прочих аппаратов, в космос были отправлены коммуникационный спутник от Университета Штутгарта, разведывательные спутники от агентства перспективных разработок DARPA, и спутник "религиозного вещания", заказанный медийным ведомством Ватикана. И все они соседствовали с десятками других аппаратов самого различного назначения.

После достижения орбиты, спутники один за другим отделяются от носителя, и отправляются по своим делам.
После достижения орбиты, спутники один за другим отделяются от носителя, и отправляются по своим делам.

Зачем? Фактические задачи могут невероятно широко варьироваться, в зависимости от потребностей заказчика. На рынке уже активно развиваются различные компании, готовые разработать и произвести для Вас малые спутники по вашему техзаданию, с абсолютно различным функционалом. Это может быть как простой PR-акцией (ведь каждое государство хочет стать космической державой, верно?), так и выполнять реальные полезные функции, включая узкоспециализированное наблюдение за Землей, научные эксперименты и прочее.

Разумеется, космос все еще остается дорогим удовольствием, но когда речь идет о крупном бизнесе или государственных организациях - такой подход уже позволяет прикоснуться к звездам по сравнительно удобоваримой цене. Запуск самых малых и дешевых спутников таким способом - может обходиться в десятки/сотни тысяч долларов, что уже значительно доступнее, чем многомилионные ценники, актуальные еще 10 лет назад. Поспособствовали этому как технологии миниатюризации электроники, так и методы реиспользования ракет от SpaceX.

Космический телескоп Euclid уже отправился в путешествие на ракете SpaceX.
Космический телескоп Euclid уже отправился в путешествие на ракете SpaceX.

Помимо таких миниатюрных устройств, стоит отметить запуски сугубо научных, исследовательских космических аппаратов, которые послужат становлению и развитию передовых теоретических изысканий - для всего мирового сообщества. SpaceX осуществили запуск двух таких автоматических исследователей за год:

  • Первый - зонд Psyche, предназначенный для изучения одноименного астероида. У нас об этом есть довольно свежая статья, почитайте:
  • Второй - это передовая орбитальная обсерватория Евклид, работающая в инфракрасном спектре:
Телескоп Euclid, запущенный Европейским космическим агентством (ESA), предназначен для изучения состава и эволюции "темных" областей Вселенной. Основная цель миссии - создание наиболее точной и обширной трехмерной карты мира, путем наблюдения миллиардов галактик на расстоянии до 10 миллиардов световых лет.
Научная ценность телескопа Euclid также заключается в попытке обнаружения свидетельств, подтверждающих гипотезы о темной материи и темной энергии. Согласно этим гипотезам предполагается, что эти неуловимые феномены составляют около 95% массы всего вещества Вселенной. Euclid поможет подтвердить или опровергнуть эти догадки, проводя тщательные наблюдения за гравитационными взаимодействиями между обычными, видимыми объектами.
Один из частично многоразовых грузовиков, совершавших рейсы на МКС в 2023 году - Crago Dragon 2, Индекс многоразовой капсулы C209, она совершила уже 3 полета.
Один из частично многоразовых грузовиков, совершавших рейсы на МКС в 2023 году - Crago Dragon 2, Индекс многоразовой капсулы C209, она совершила уже 3 полета.

Помимо всего перечисленного, в ушедшем году мы могли наглядно оценить: теперь и эксплуатация Международной космической станции МКС - во многом зависит от SpaceX. Например, грузовые беспилотные миссии снабжения в этом году осуществлялись тремя операторами:

  • Корабли Прогресс от Роскосмоса,
  • Cygnus от американской компании Northrop Grumman,
  • Cargo Dragon от SpaceX.

"Драконы" Илона Маска совершили 3 рейса снабжения за год. В среднем, за один раз они способны доставить около трех тонн груза, включая научное оборудование, припасы для экипажа, и необходимое техническое оснащение. Однако, отличительной особенностью грузовой капсулы SpaceX от своих коллег является то, что он способен полноценно работать и в обратную сторону: возвращать на Землю неактуальное оборудование, результаты экспериментов и прочее. Cygnus и Прогресс в свою очередь - пригодны только для вывоза мусора, поскольку не предназначены для безопасного возвращения на Землю - они сгорают во время вхождения в плотные слои атмосферы.

Отчасти поэтому космонавты в последние годы иронично расшифровывали МКС как "Международный космический склад", из-за большого количества скопившейся за время эксплуатации аппаратуры и техники, которую долгое время было просто нечем эффективно вывозить со станции. Некоторое количество самых важных приборов конечно можно было возвращать на пилотируемых кораблях, но в силу "пассажирского" интерьера - больших объемов доставки так не совершить.

Экипаж Crew-6, слева направо: Федяев, Хобург, Боуэн, Аль-Нейади.
Экипаж Crew-6, слева направо: Федяев, Хобург, Боуэн, Аль-Нейади.

Впрочем, теперь стоит напомнить еще один важный факт: корабли SpaceX на текущий момент являются для США единственным средством собственного пилотируемого доступа в космос. На финальной стадии разработки находятся экипажные аппараты от других компаний, включая CST-100 от Boeing и Dream Chaser от Sierra Nevada. Не стоит также забывать о пилотируемом корабле дальнего следования - это лунный Orion от Lockheed Martin. Однако, вплоть до конца 2023 года, только Илон Маск мог предоставить своим соотечественникам собственный национальный космический транспорт для полетов человека за пределы Земли.

В ушедшем году, благодаря кораблю Crew Dragon, на МКС прибыли 2 регулярных экипажа:

  • Экспедиция Crew-6:

Стивен Боуэн (США), Уоррен Хобург (США), Султан Аль-Нейади (ОАЭ), Андрей Федяев (РФ);

  • Экспедиция Crew-7:

Жасмин Могбели (США), Андреас Могенсен (Дания), Сатоси Фурукава (Япония), Константин Борисов (РФ).

Астронавты туристической миссии Ax-2, слева направо: Аль-Карни, Барнави, Уитсон, Шоффнер.
Астронавты туристической миссии Ax-2, слева направо: Аль-Карни, Барнави, Уитсон, Шоффнер.

Но и это еще не все. Несмотря на то, что пилотируемые корабли SpaceX были введены в эксплуатацию всего 3 года назад, сегодня они уже активно обеспечивают полеты туристических миссий. В прошедшем году состоялась одна такая коммерческая экспедиция с индексом AX-2:

Пилотировала корабль Пегги Уитсон - астронавт NASA в отставке, ныне работающая на "туроператора" Axiom Space. В качестве туристов выступили американец Джон Шоффнер и астронавты Саудовской Аравии: первая саудовская женщина-астронавт Райяна Барнави и ее напарник, Али Аль-Карни. Экипаж находился на станции чуть больше недели, проводил запланированные научные опыты и делился впечатлениями со своими соотечественниками.

И если астронавты с ближнего востока работали в рамках своей государственной космической программы, то упомянутый Джон Шоффнер - просто любитель экстрима. Помимо ведения собственного бизнеса, он является профессиональным пилотом (опыт летных часов - более 8000), а также автогонщиком. Скоро ему исполнится уже 70 лет - и по всей видимости он решил, что это самое подходящее время, чтобы поднять планку до космических высот.

Кстати, следующий туристический рейс на корабле Crew Dragon должен состояться совсем скоро - 17 января 2024.

Наш паблик VK:
ВКонтакте | ВКонтакте
Экипаж Crew-7: Могбели, Могенсен, Фурукава, Борисов. Все они встретили 2024 в космосе, на борту МКС.
Экипаж Crew-7: Могбели, Могенсен, Фурукава, Борисов. Все они встретили 2024 в космосе, на борту МКС.

Итак, что касается деятельности SpaceX за последний год - мы постарались предоставить Вам краткий, но емкий обзор главных событий, но это не означает, что мы осветили абсолютно все вехи и достижения. За кадром осталось еще множество других работ, включая одну из важнейших - активную разработку полностью многоразовой, сверхтяжелой системы запуска Starship. Однако, сейчас мы ожидаем новых вестей об этом корабле, а пока, можете почитать наши недавние материалы на эту тему:

Подведем итог всей серии публикаций, посвященных новостям космонавтики в 2023 году. Было бы неправдой - сказать, что мы охватили абсолютно все события космической отрасли за этот короткий период. Тем более, мы даже не коснулись темы отечественной космонавтики - лишь потому, что Роскосмос сам в состоянии грамотно и полноценно освещать свою деятельность на русском языке, в отличии от зарубежных ведомств.

Мы лишь постарались подготовить для Вас краткий и емкий рассказ о том, почему же несмотря на все земные невзгоды, космос в этом году стал к нам чуть ближе. Надеемся, что Вы наблюдаете за космической экспансией человечества также восхищенно как и мы - и желаем Вам не останавливаться в своих исследованиях в Новом, 2024 году!

-8