март 1585 года. К весне от русского гарнизона Искера осталось 200 человек из 600 зимовавших, стрельцы умерли от голода и цинги почти все. Четыре атамана и двое стрелецких голов (капитанов) слили остатки московского подкрепления с казаками, от стрельцов остался порох, ружья и пушки. Амуниция мертвых пополнила пустые склады,но положение атамана Ермака оставалось отчаянным.
И когда в новое утро на замерзшем русле Иртыша с востока показались черные точки, в стане казаков началось оживление, смешанное с надеждой. "Неужели караван или басурмане дань везут?" Точки превратились в отряд саней и коней, всадники впереди несли зеленые вымпелы высшей татарской знати.
Поражения хана Кучума в войне с Ермаком, отступление из Сибири на юг и пленение племянника Махметкула окончательно подорвало силу и авторитет правителя Сибирского ханства. В Степи если ты теряешь силу, ты теряешь власть, - слабость Кучума разрушила хрупкий баланс. Началась новая гражданская война за сибирский трон, за трон которого уже не было.
Дом Шейбани - внука Чингисхана получившего сибирский улус от Великого Деда, был вновь атакован домом темника Тайбуги. Эти половцы-самозванцы захватили Сибирь после распада Золотой Орды, свергли ханов-чингизидов Шейбани. Но потеряли трон, когда Кучум с отцом свергли их. Теперь тайбугинцы опять подняли голову.
Племянник убитого Кучумом тайбугинского хана Едигера по имени Сейтек, атаковал кочевья Кучума в ногайской степи, Кучум ответил. Ногайские и казахские кланы воевали за обоих, Бухара взяла нейтралитет, а всех атаковала калмыцкая орда завоевателей.
Завертелся кровавый водоворот, в котором татарская сибирская знать старалась выбрать правильную сторону. Одним из таких был визирь (карача) хана Кучума, которого русские летописи так и прозвали по должности не разбираясь, - "Карача".
После поражения повелителя Карача потерял всё. Его улус был лучшим в ханстве, он находился вокруг столицы Искер и был единственным, кто в Сибирском юрту добывал и обрабатывал железо. Но теперь родимый дом захватили орусуты. И клан визиря был вынужден тоже бежать на юг.
Но никто на юге татар не ждал, казахские кланы не желали отдавать беженцам свои кочевья, они вытеснили Карачу обратно в дикую тайгу на север, где степняков и коней ждала лишь смерть. Визирь верно служил Кучуму, но повелитель не помог ему. И татарский клан Карачи зажали со всех сторон, русские, казахи, ногаи давили из него последний сок.
Нет, визирь не был обижен. Как первый министр Сибирского ханства он знал, - в большой игре нет друзей и врагов. Есть только выгода и союзники, нужные и нет, ненужных разрывают на части. Карача резал с беками сибирских дикарей во имя тайбугинского хана Едигера. Потом резал этих беков во имя хана Кучума. И теперь надо Караче снова решать.
Три силы борются за Сибирский юрт и не могут взять верх. Первая - дом Тайбуги и хан Сейтек. Его родственники и наемники, поддерживаются в Сибири обиженными Кучумом и бывшими нойонами, служившими Едигеру когда-то. Но семья Едигера проиграла свою войну когда была на пике мощи, а сейчас это просто кучка драных псов.
Вторая сила - Кучум из дома Шейбани. Полуослепший, потерявший ханство хан все еще сохранял часть войск и лояльность части татар. Ему доверяла Хива, она могла в любую минуту прислать войско, как только натиск калмыков спадет.
Третья сила - это Ермак, третий год здесь. За ним Белый царь и огромный юрт орусутов. Часть дикарей и татар переметнулась к нему, но еще больше - в нейтралитете. Белый Царь велик, сила пороха страшна. Но Москва далеко, а успехов у Ермака за три года нет.
Есть три силы, и все три не могут получить Сибирь, лишь перемалывают друг друга. И глядя в темный угол шатра, решил визирь Карача стать четвертой силой. Он собрал клан, воинов и откочевал с юга вверх по Иртышу, к Чулымскому озеру. Развернув стойбище меж рек Тара и Омь, Карача отправил к атаману Ермаку послов, и они неслись по реке черными точками...
ДАЛЬШЕ: глава 30 Союз <(жми)
Книга "Завоевание Сибири", опубликованные главы тут:👇
Благодарен за подписку/лайк I Ссылка на продолжение будет выше