Найти тему
Парадная гостья

Творение, захватившее своего создателя: необычные истории из дома Бубыря

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Недавно упомянула в тексте гражданского инженера Алексея Бубыря и его творение на Стремянной улице. Немного подумав, поняла – что об этой паре нужно подготовить отдельный текст. Ведь собственный дом Бубыря – это одна из главных легенд Петербурга.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Если вы бывали в районе метро «Маяковская», гуляли по местным улочкам, то наверняка обращали внимание на этот сказочный дом. Он очень необычный и выделяется на фоне каменных соседей. Его по праву считают лучшим представителем северного модерна в городе.

К слову, ошибочно считать, что дом такой невероятный, потому что архитектор строил его для себя. Здание возводилось как доходный дом для других людей – заказчиками вступили почетный гражданин К. Угрюмов и его сестры.

План дома Бубыря
План дома Бубыря

Дом строили около двух лет. Разработкой внешнего облика и фасада занимался архитектор Николай Васильев (одно из известнейших его творений в городе – здание Соборной мечети на «Горьковской»). Бубырь же работал над планировкой дома - расположением всех внутренних помещений, лестниц и переходов. Однако, когда здание было достроено в 1906 году и туда уже стали заселяться жильцы, второй создатель так влюбился в него, что купил. Но к этому мы еще вернемся позже.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

На покупку здания, квартиры или даже комнаты тут я совсем не претендую – потому что страшно представить, какой бы счет мне выставили. Но мне очень хотелось посмотреть парадную этого дома. А задачей это оказалось непростой.

Ни одни ключи не подходили к входной двери. А жильцы даже повесили объявление на вход - мол, чужим здесь не рады. Видимо, поток туристов сюда неслабый. Возможно, свою лепту внесли и организаторы экскурсий, которые приводили в дом целую толпу раз за разом. Мне же нужно было только тихо прогулять по лестнице и сделать несколько снимков на память, но кто же мне поверит?

Я стояла перед этим домом минимум пять раз. Мокла под дождем, жарилась на солнце, мерзла под снегопадом. Но заветная дверь все не открывалась.

За это время я успела изучить фасад здания. А он действительно стоит особого внимания. Эркер дома смещен влево: несимметричность – одна из отличительный черт модерна. За это я и люблю этот стиль: долой правила, рамки – только в твоей голове!

Первый этаж дома облицован красным финляндским гранитом. Эркер и второй этаж – уже другим материалом, так называемым серым «горшечным» камнем. Остальные стены здания покрыты штукатуркой, местами - глазурованной керамической плиткой.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Васильев превратил этот дом в обложку книги со сказками. Если присмотреться – фасад населен самыми необычными существами из фольклора. Тут и Солнце, и ворон, и елочки, и грибочки, и рыбы, и прочие гады. Есть версия, что в их создании участвовал скульптор В. Судьбинин – он часто работал в мастерской Бубыря.

Уж не знаю с одобрения ли этих мистических хозяев дома или с помощью новогоднего чуда, но в одно утро дверь этого дома для меня отворилась. Это случилось год назад – в декабре 2022-го, накануне праздника. Конечно, дверь отрылась не сама – а с помощью молодого человека, который не обратил внимания на загадочную даму, которая тенью зашла следом в парадную и осталась на первом этаже.

Да, я наконец-то оказалась в той самой парадной, но было одно важное но... Дело в том, что на первом этаже не было света — от слова совсем. В утреннем мраке с трудом угадывались очертания печи — молчу уже про рисунки на стене.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

На помощь внезапно пришел мой телефон. Его алгоритмы сделали невероятное — вытащили картинку из, мягко говоря, квадрата Малевича. Так что авантюра удалась.

Особенно я рада, что удалось сфотографировать витраж на последнем этаже с совой и воронами. Но тут, наверное, вас огорчу – витраж современный. Его создала Н. Гончарова, он называется «Стражи».

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Что же известно о «начинке» дома? Бубырь поместил здесь квартиры с 9, 6, 5 и 3 комнатами. В зависимости от «люксовости» квартиры менялась и отделка. Все комнаты (кроме самого дешевого, трехкомнатного варианта) были с людскими (отдельными комнатами для прислуги), ваннами и двумя клозетами (по простому - туалетами).

В доме была своя прачечная (это было нормально для доходных домов). Здесь она располагалась над шестым этажом – напор воды городского водопровода позволял ей бесперебойно работать даже по банным дням.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Дрова хранились в подвале, который находился под двором дома. Из-за этого двор был немного выше самой улицы. В 1907 году Бубырь построил еще один флигель – там он обустроил гараж для своего «Рено». Говорят, этот дом стал первым в Петербурге с собственным гаражом.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Сам Бубырь поселился на шестом этаже. Сюда он переехал вместе с семьей. Здесь же располагалась его мастерская.

Пишут, что в квартире архитектора до сих пор можно увидеть в первозданном виде дубовые рамы и двери, а также потолки с оригинальной лепкой, голландские печи и встроенные шкафы. Все эти элементы Бубырь задумал и воплотил при строительстве дома.

-24

Гражданский инженер владел этим домом до гражданской войны. В 1917 году здесь поселился второй создатель – Николай Васильев. Когда в стране грянули перемены, он эмигрировал заграницу.

А этот дом продолжил притягивать талантливых людей. Среди его жильцов можно было встретить, например, режиссера Большого драматического театра Андрея Лаврентьева, а также главного архитектора города Льва Ильина.

В 50-х годах в одной из комнат квартиры Бубыря жил народный артист СССР Эдуард Хиль. Соседи даже обратили внимание на один мистический факт. В доме на Стремянной и Алексей Бубырь, и Эдуард Хиль прожили ровно по 11 лет. Но в этом случае хочется отметить, что люди ищут мистику так, где ее нет. Хотя кто знает...

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

В 1960 году в доме появилось кафе «Эльф». Оно было очень известно в творческих кругах. Тут проводили время поэты, музыканты и другие творческие личности, среди которых были Виктор Цой, Олег Гаркуша и Борис Гребенщиков.

📍Адрес: Стремянная улица, 11

По сказочности с домом Бубыря, пожалуй, может потягаться Дом городских учреждений, созданный еще одним гением модерна - Александром Лишневский. В городе его обычно называют Домом с горгульями и даже признают, что немного боятся. Обоснованы ли эти страхи - разбираемся здесь.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые прогулки по самым невероятным домам Петербурга!