Найти тему
4,6K подписчиков

Вампиры, химеры и черти: рассказываю темные легенды «дома с совами» на Садовой

1,1K прочитали
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Есть дома, глядя на которые понимаешь, что архитектор – это не просто профессия, это тонкое и загадочное искусство. Практически магия. И мне кажется, без нее при создании нашего сегодняшнего героя не обошлось.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Знакомьтесь, Дом городских учреждений. Несмотря на сухое бюрократическое название, это один из самых невероятных домов, построенных в Петербурге в ХХ веке.

С чего все началось?

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Столичные власти в 1901 году задумали грандиозную постройку. Одно большое здание, в котором разместятся различные городские управы. Проще говоря – дореволюционный МФЦ. Это и удобно, и экономно.

Проект Дома городских учреждений (вид по Садовой улице)
Проект Дома городских учреждений (вид по Садовой улице)

Под одной крышей в 1913 году тут умещались:

  • Центральное отделение и управление городского ломбарда,
  • Статистическое отделение Городской управы с архивом и книжным складом,
  • Городская комиссия по благотворительности,
  • шесть камер мировых судей,
  • Больничная комиссия.
  • Комиссия по народному образованию,
  • женское четырехклассное училище,
  • Торговая депутация,
  • Городское по воинской повинности присутствие,
  • Комиссия по водоснабжению столицы,
  • Городская типография,
  • Городской музей.
Фото 1909 года, фотоателье Карла Буллы
Фото 1909 года, фотоателье Карла Буллы

Под них власти выкупили сразу два участка. Один дом принадлежал наследникам полковника Шабишева. Во втором – чего только не было в разные периоды времени. И больница для больных сифилисом, и оспопрививательный пункт, и родильный приют. В общем, история места уже добавляет Дому городских учреждений определенной чертовщинки.

Императорское Санкт-Петербургское общество архитекторов объявило конкурс на проект. Его можно найти в объявлении журнала «Зодчий» №24 за 1903 год.

Объявление в журнале «Зодчий» №24 за 1903 год
Объявление в журнале «Зодчий» №24 за 1903 год

Это должно было быть пятиэтажное здание с магазинами на первом этаже и различными учреждениями на верхних. Три лучших проекта поощряли деньгами:

  • первое место - 1000 рублей,
  • второе место - 750 рублей,
  • третье место - 500 рублей.

Победил архитектор Александр Дмитриев. Но в центре Петербурга стоит не его дом. Как это произошло?

Дом с секретом

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Дом городских учреждений – детище Александра Лишневского. В конкурсе проектов он занял второе место. Однако перебраться с бумаги на Садовую улицу было суждено именно его дому.

Александр Лишневский
Александр Лишневский

Дело в том, что высота здания Дмитриева значительно превышала допустимые в Петербурге 11 саженей. При уменьшении проекта до нормы, дом терял объемы и необходимые пропорции. Победу отдали Лишневскому.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Причудливый дом появился в 1906 году. Его облик напоминает европейские средневековые ратуши. Красная крыша намекает на нетипичную для Петербурга черепицу. А часы на башне только усиливают ощущение средневековый Европы. Кстати, в наши дни они восстановлены, но почему-то не ходят.

Дом для городских учреждений. Репродукция из журнала «Зодчий» за 1907 год
Дом для городских учреждений. Репродукция из журнала «Зодчий» за 1907 год

Но эта «ратуша» оказалась не так проста. Приятное ощущение сказки потихоньку убывает при рассмотрении деталей дома. Под крышей, окнами и прямо в стене тут затаились химеры, карлики, грифоны, горгульи, вампиры, обезьяны, грифоны...

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Кроме того – они и внутри. В овальном вестибюле за входящими следят черти, а вход на лестницу охраняет бескрылый дракон.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Дракон из Дома городских учреждений в рекламе из «Ежегодника общества архитекторов-художников» за 1906 год
Дракон из Дома городских учреждений в рекламе из «Ежегодника общества архитекторов-художников» за 1906 год

Недоброжелатели Лишневского сразу пустили слух, что эти темные образы – якобы отсылка к нерадивым госслужащим. По их словам, архитектор таким образом высмеял бюрократическую машину Российской империи. Это, конечно же, неправда. Но это был не первый удар злых языков по зодчему.

Его темнейшество Лишневский

Александр Лишневский
Александр Лишневский

Потомки Лишневского считают, что черти и другая нечисть перебрались на Дом городских учреждений из украинского фольклора. Ведь сам маэстро родом из Херсона.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Настоящее имя архитектора не Александр, а Хацкель. Он родился в еврейской семье в 1868 году. Кстати, православие он принял только после окончания Академии художеств в Петербурге – гордый Лишневский не воспользовался льготным поступлением, которое предоставлялось людям «правильной» веры.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Но вернемся к нашей бесовщине. Дело в том, что в начале ХХ века был в моде северный модерн. Персонажей сказок и легенд можно зачастую встретить на зданиях в этом стиле. Лишневский же создал дикую смесь готики и модерна, которая в темное время суток может даже вызвать дрожь у случайных прохожих.

«В Петербурге и до Лишневского строились здания в "готическом модерне". Однако чертей и горгулий, да еще таких выразительных, до Лишневского никто из петербургских зодчих на фасадах ив  интерьерах не изображал», - заметил кандидат исторических наук Александр Чепель.
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Возможно, вы слышали и про другое знаменитое творение Лишневского – доходный дом с Мефистофелем на Лахтинской улице. В 2015 году скандальный горельеф сбили вандалы. До сих пор ведутся работы по реставрации. Но это отдельная история, которую я обязательно расскажу на канале.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Свои дома Лишневский называл своими детьми (при этом обычных детей у него было аж шестеро). При строительстве Дома городских учреждений он постоянно наведывался на объект и следил за работой. Говорят, вспыльчивый архитектор разбивал кирпичи ногой, если замечал небрежно сделанную кладку. Он требовал от строителей высшего качества.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Зодчий гордился непривычной формой двора-колодца в доме – овальной. Благодаря ей кабинеты в здании стали гораздо светлее - учреждения экономили на электричестве.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Вдруг через полтора года после завершения строительства Дом для городских учреждений пошел трещинами. Была создана специальная комиссия, один из инспекторов которой усомнился в профессионализме архитектора. Велика вероятность того, что он был из тех, кто боялся чертей на здании и подозревал Лишневского в сделке с дьяволом. Инспектор заявил, что даже собачью будку не доверил бы построить этому архитектору.

Автор дома услышал это и вышел из себя.

«Скорее можно издохнуть, чем этот дом обвалится!» – крикнул Лишневский и добавил еще несколько крепких словечек.

Перепалка переросла в рукопашную. В  ходе внезапно выяснилось, что наш архитектор владеет приемами джиу-джитсу и французского бокса. Инспектора и зодчего разняли, но журналисты еще долго публиковали карикатуры на Лишневского, изображая его в  доспехах.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Комиссия же внимательно осмотрела здание и пришла к выводу, что состояние дома «не дает поводов к опасению в смысле безопасности». Причиной трещин назвали «неравномерность осадки и разновременность возведения частей здания при сложности плана». Репутация Лишневского была восстановлена.

Что скрывают совы?

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

К сожалению, не весь декор Дома городских учреждений дожил до наших дней. Пропали – что удивительно – единственные положительные персонажи на доме. Речь идет о скульптурах «Свобода» и «Труд», которые стояли в двух нишах угловой башни здания. Теперь они пустуют. Пропали они в советское время – возможно, в тот же момент, когда демонтировали герб Российской империи.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Так же пропали три фигуры совы, однако их в 2009 году восстановили. Кстати, совы не те, кем кажутся – на самом деле это филины с ушками. Они сидят на щипцах фасадов дома.

Любопытно, что снизу может показаться, что они небольшие. Однако вблизи совы соответствуют росту и весу рослого мужчины - 180 см и 80 кг.

Фото: Парадная гостья и фото из Сети
Фото: Парадная гостья и фото из Сети

Поговаривают, что сов Лишневский разместил на доме неспроста. По словам религиозных экспертов, «сова — символ евреев, которые предпочли тьму свету Евангелия». Возможно, архитектор тут вспомнил о своих корнях. Иудейская символика мелькает и в других его домах, но это уже целая отдельная история.

Декор дома вблизи. Фото из Сети
Декор дома вблизи. Фото из Сети

Свои дома Лишневский так любил, что не смог покинуть из-за них Петербург после революции. В 1917 году, когда родственники заговорили об эмиграции, архитектор заявил:

«Я же не могу забрать с собой свои дома!»

И остался.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Лишневского приговорили к расстрелу, но в последний момент приговор был отменен. Злые языки вновь заговорили о сделке с дьяволом. Однако историки полагают, что тут промелькнула рука Анатолия Луначарского – друга архитектора.

Лишневский продолжил работать в СССР – молодому государству нужны были талантливые архитекторы. Умер он во время Великой Отечественной войны. По Дороге жизни его вывезли из блокадного Ленинграда, но зодчий все равно умер от истощения.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

А его «дети» продолжают радовать наш взор. Осмелюсь заявить, что это мой любимый архитектор в Петербурге. Что касается Дома городских учреждений – есть еще один любопытный факт. Дом до сих пор исполняет свою функцию. Сейчас здесь работают районное отделение соцзащиты, участки мировых судей, многофункциональный центр госуслуг и другие госучреждения. Поэтому в будни можно попасть внутрь под видом обычного посетителя конторы. Окошко с видом на башенку можно найти, если зайти во двор и открыть первую дверь слева. Это бизнес-центр, поэтому в рабочие дни открыто. Для живописного вида необходимо подняться на последний этаж.

📍Адрес: Садовая улица, 55

Ранее мы гуляли по парадной доходного дома купца Александра Дехтеринского. Ее считают самой красивой на Загородном проспекте - убедитесь в этом сами.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории петербургских домов. Больше парадных и адресов вы сможете найти на моем телеграм-канале Парадная гостья.