Здравствуйте, уважаемые читатели!
Поскольку на территории нашей страны даже в её европейской части наблюдаются достаточно сильные морозы, а в Сибири так вообще столбик термометра мечется от +1 до -38 и обратно, то не лишним будет обсудить такой насущный вопрос как запуск двигателя в сильный мороз и вероятные последствия этого действия.
Что понимается под сильным морозом?
Термин "сильный мороз" - это достаточно субъективная оценка. Поэтому её нужно конкретизировать, ведь для жителя Москвы мороз -20 может считаться сильным, а для жителя Якутии -40 градусов за окном - это вполне и вполне комфортная температура.
Так вот, под "сильным морозом" я буду понимать ситуацию, когда столбик термометра опустился ниже отметки -30 градусов. Для нашего региона (я живу в Томске) такая погода достаточно обыденная. Конечно, среди читателей есть скептики, так что вот доказательство моих слов:
Автозапуск и "залитые свечи"
Итак, первая опасность для автомобилиста в общности и для двигателя в частности кроется в сочетании автозапуска по температуре и вязкости моторного масла, а также состояния аккумулятора.
При каждой попытке запуска двигателя в цилиндры впрыскивается бензин, пары которого должны воспламениться от искры, которую генерирует свеча зажигания. И если при запуске ключом мы сами контролируем продолжительность работы стартера, то при использовании автозапуска временной продолжительности, заданной по умолчанию, может не хватить для того, чтобы двигатель завёлся (масло слишком вязкое из-за мороза, низкий заряд АКБ и т.п.).
А что происходит, когда автозапуск первый раз не сработал? Реализуется вторая попытка. Свечи ещё больше заливаются бензином и вероятность воспламенения смеси бензина и воздуха ещё больше снижается. Как итог - залитые свечи. А значит их нужно менять. Ну или как минимум сушить.
Если возвращаться к моему автомобилю, то для замены свечей зажигания нужно немного подразобрать пластиковые элементы, что может на морозе привести и к их порче:
Кстати, успешность запуска двигателя зависит и от марки топлива, вот каким наблюдением поделился в комментариях к одной из статей читатель моего блога [1]:
Так что залить свечи можно не только на автозапуске. Поэтому данное последствие попыток запустить двигатель в мороз я ставлю на первое место.
Замёрзшая вентиляция картерных газов
Обычно, говоря о проблемах с двигателем в сильные морозы, произносят магическое словосочетание "выдавило масло". Так вот, если говорить про первопричины, то в сильный мороз может перемерзать вентиляция картерных газов, создавая избыточное давление, что и является причиной течи, например, сальника коленвала.
Список автомобилей, которые досаждают владельцам этим недугом, обширен - Fiat Ducato, Chevrolet Equinox, Daewoo Matiz, Opel Corsa. Это те модели, которые у меня на слуху были. Но, в теории, этот недуг может реализоваться на любом автомобиле с ДВС.
Сокращение ресурса каталитического нейтрализатора
Современные автомобили достаточно компьютеризированы, поэтому степень обогащения топливной смеси определяет блок управления двигателем. Поэтому в зимнее время подаётся обогащённая топливно-воздушная смесь (воздуха содержится меньше, а бензина - больше).
Поскольку воздуха подалось меньше, чем требуется, то поэтому топливная смесь выгорает не в полном объеме, поэтому его догорание происходит в каталитическом нейтрализаторе.
Конечно, одномоментно катализатор не выйдет из строя, поэтому я веду речь о снижении его ресурса.
Разряд аккумуляторной батареи
Ещё одним "слабым" местом автомобиля при запуске двигателя в сильный мороз может стать разряд аккумуляторной батареи. Физику не обманешь - в мороз ёмкость аккумулятора снижается. Это связано с повышением вязкости электролита.
Поэтому, учитывая фактор увеличения вязкости моторного масла, силы тока, которое подаётся на стартер, может не хватить для проворота коленвала. Раз попробовали, не завелись, второй раз не завелись, ну а дальше "АКБ вышла из чата".
Профильные специалисты, безусловно, перечислят гораздо больше негативных последствий, но с дилетантской точки зрения я выделил эти четыре.
Другие мои статьи
На какую температуру выставлять автозапуск автомобиля зимой?
Нужно ли устанавливать автономный подогреватель на автомобиль с бензиновым ДВС? Преимущества и риски
С уважением, Юрий (kua1102)