На пороге дома старого академика появляется совсем молоденькая девушка, лет 16-ти. Внучка ученого. Дед не видел ее с рождения, он огорошен, выражает недовольство. Девочка молит и заверяет его: - "Полюби меня, дед. Я принесу тебе счастье..."
Мысль порекомендовать к просмотру эту теплую душевную пьесу, уважаемые читатели, пришла неожиданно. В комментариях отметила разговор о последней роли Владимира Абрамовича Этуша, вспомнила спектакль "Окаемовы дни". В You Tube как раз есть превосходная версия. И подумала, почему бы не порекомендовать.
Это ж золотая коллекция, одна из работ любимого Театра имени Вахтангова. Простая, в самом высоком смысле слова, постановка не традиционная, конечно, новогодняя тема. Хотя подготовка к празднованию в семье Окаемовых идет полным ходом, они готовятся встретить 41-й год.
История, когда юная Маша Окаемова появляется на пороге дома, начинается где-то за полтора года до того, как семья, собравшись за столом, слушает по радио поздравление с Новым 1941-м.
Академик Окаемов Петр Михайлович одинок, домработница Мотя служит ему верой и правдой почти сорок лет. Он пишет свои труды по истории, учит студентов, награжден Орденом Почетного легиона за вклад в мировую науку.
Но душевная боль всегда с ним. Единственного сына невестка увезла из Москвы. Николай Петрович подавал надежды, мог стать крупным ученым, а служил уездным доктором в Сибири, где и скончался около года назад.
Его жена вновь вышла замуж, а дочь отправила к деду в столицу.
На дворе 1940-й , и уездных докторов в стране давно нет. Но Петр Михайлович отнюдь не типичный старорежимный старик.
Он большой ученый-историк и, может быть, лучше других знает, что происходит вокруг: - "Я все вижу. И все понимаю. Но я смотрю на все несколько иначе. Для меня никакое социальное устройство, никакая политическая система не могут заменить такого понятия как Отечество. Я служу своей земле. Она - мать. Так что, честно делай свое дело. И будь, что будет."
И в это тяжелое время, когда многое на свете рушится, автор говорит о только об одной семье. Так просто и глубоко: - "Дни Окаемовых."
И в дни убийственных революций и жестокого террора, и во время суровой войны самое главное человеческое достояние - дни Окаемовых, дни вашей семьи... Родная кровь, тепло близких людей - вот главное в этом мире. Такие ясные простые истины.
В самый канун Нового 1941 года в доме появляется еще один близкий человек. Мать Маши входит под бой курантов, когда семья, собравшись за праздничным столом, слушает праздничное поздравление по радио.
Непростой разговор получился между Окаемовым и бывшей невесткой. Много претензий накопилось у них друг к другу. Но прежде профессор спросил: - "Отчего умер Коля? Рак чего, горла? Как у деда..."
В этом тесном семейном переплетении, когда и болезни-то обусловлены одной кровью, у них не было выбора, кроме как простить друг друга. Они тоже уже связаны на всю жизнь внучкой и единством фамилии.
Заключительный монолог главного героя звучит, как пророчество, как предчувствие неумолимости надвигающихся событий: - "Мир, действительно, стоит на грани великой катастрофы. И страшно представить, чего нам это может стоить. Так хочется жить! И узнать, что там, чем это кончится..."
Мало кто не смахнет слезинку в конце спектакля, у многих неизбежно возникает вопрос : - "А большой мир может навсегда разрушить маленький мир семьи?"
И словно отвечая на наши мысли, герой Этуша скажет: - "Всю жизнь я боготворил науку. И хранил себя, как сосуд с драгоценным вином. Но вино давно выдохнулось, и я даже забыл, кому и зачем я его нес... И так бы наверно и дожил свою век, если бы не Маша. Она явилась и перепутала все - на столе моем и в душе моей. Но живой огонь вошел в меня, и я рад. Я чертовски рад, что взбаламутил эту свою стоячую воду. И никание мономаховичи и святополки окаянные не стоят одной твоей фразы : - "Дед, мы с тобой одной крови. Ты и я..."
Родная кровь, как живой огонь, как символ вечности, всегда будет питать непрерывность связи поколений. И никакие катастрофы не способны перечеркнуть дни одной семьи, разомкнуть единство людей, связанных кровью.
Беречь этот сосуд вечности и завещал великий артист в своей роли.
Роль академика Окаемова стала одной из предпоследних в творческой биографии народного артиста СССР. Спектакль режиссера Родиона Овчинникова по мотивам пьесы Александра Афиногенова "Машенька" ставился к юбилею великого актера. Премьера прошла в мае 2013 года, в декабре 2012-го Владимиру Абрамовичу исполнилось 90 лет.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Приятных театральных просмотров
К прочтению - с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на спектакль ниже: