Найти тему

"Начертание зверя" - это метафора. Как я к этому пришел...

Как я уже написал выше, у меня, как и у многих современных христиан, книга Откровения вызывала самый неподдельный интерес. Ещё бы, это ведь рассказ о грядущем. Как многие, я тоже полагал, что текст о «печати зверя» следует понимать буквально. При этом указание на «имя Отца на челе» верных почему-то мое внимание не привлекло. То есть, «печать зверя» на руке и челе я понимал буквально, а имя Отца на челе – образно.

Но помнится и тогда возникало ощущение некого диссонанса. Ведь антихрист – это конкретный человек, править который будет известное число месяцев 42 месяца или 3,5 года (Откр 13:5). А значит, и предупреждение это касается только тех, кто будет жить в эти три с половиной года правления «человека греха» и «сына погибели». А значит, мы читаем предупреждение, которое нас не касается. Конечно, если приход антихриста произойдет при нашей жизни, то это будет актуально, но не раньше. И вместе с тем, дано множество указаний на то, что должно произойти до воцарения антихриста, что событие это просто невозможно проглядеть. Перечислю некоторые самые значимые.

  • Некая «гора пылающая огнем» упадет в море (Откр 8:8). И это будет не просто камушек, а именно гора, падение которой приведет к гибели трети судов на море.
  • Двухсотмиллионная армия (две тьмы тем) перейдет Ефрат, и погибнет третья часть населения земли (Откр 9: 15,16, Откр 16:12)
  • Армия Гога из земли Магог соберется в месте, называемом Армагеддон, где будет уничтожена огнем с неба. (Откр 16:16, Откр 20:7-9). А в книге Иезекииль (39:9) сказано, что погибших будут хоронить семь месяцев (39:12), и семь лет будут собирать оружие этой армии. То есть это произойдет еще до воцарения антихриста.
  • Кроме того, по толкованию многих, слова «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес 2:4) говорят о том, что в Израиле будет восстановлена Храм Соломона.

Имея такие признаки, понимаешь, что приход антихриста проглядеть не получится. И понятно, что в ближайшее время оно не произойдет. Как минимум за 3,5 года до прихода антихриста будет разгромлена армия Гога и Магога огнем с неба в месте, называемом Армагеддон (чтобы у евреев было семь лет на то, чтобы собирать оружие). А гора пылающая огнем, видимо упадет в море еще раньше. Таким образом, по всем признакам выходит, что время еще не настало

  • нет условий для того, чтобы 200 миллионная индийская или китайская армия двинулась покорять Евразийский континент ( цари «от восхода солнечного», перейдут Евфрат Откр 16:12)
  • на храмовой горе все еще стоит мечеть, и никто не даст иудеям воссоздать там храм Соломона

А значит, информация о печати антихриста – неактуальна – думал я тогда, когда понимал пророческие тексты, говорящие про три шестерки, буквально.

Общаясь с протестантами и сектантами, у которых всегда найдется какая-то трактовка Откровения, отличающаяся от трактовки Церкви, начал понимать, что мы не знаем: где в Откровении символ и образ, а где указание на фактическое явление. Оппоненты Церкви настаивали на том, что нужно понимать фактически слова о «начертании зверя», и тысячелетнем царствовании святых. С первым я тогда еще соглашался, а со вторым – частично. И вот, когда мы разбирали с одним из читателей образ «тысячелетнего царства», возник логический тупик, который привел меня к мысли, что и «начертание зверя» является метафорой.

Разбирали мы четвертый стих из двадцатой главы Откровения:

«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». (Откр 20:4)

Буквальное понимание приводит к ереси получившей название «хилиазм». Суть которой заключается в том, что после Второго Пришествия будет не всеобщее воскресение, а воскресение избранных на тысячу лет. Это учение было отвергнуто Церковью после разбора его на Арсинойском соборе в Египте уже в III веке.

Буквалисты, не признающие авторитет Церкви, указывают на то, что воскресшие не приняли начертания на чело и руку, а значит, говорят они, воскресение избранных произойдет после прихода антихриста. Однако, Церковь однозначно понимает слова Христа и апостолов, говоривших о том, что будет только одно воскресение, и оно будет всеобщим. И что человекам суждено однажды умереть и попасть на Суд (Евр 9:27). А буквальное понимание Откровения приводит к казусу множественного воскрешения. Так получается, что первый раз воскресают лишь избранные. Через тысячу лет сатана выходит обольщать народы (!). Какие? Святых или всех прочих воскрешенных? Если святых, то это странно, что за тысячу лет со Христом они потом соблазнятся на чудеса сатаны. Если другие, то получается что происходит второе воскрешение всех остальных. Но после этого, собранные в войско сатаны, и окружившие город возлюбленный попаляются огнем с неба. После чего они должны восстать на суд. И это будет уже третье воскресенье.

Есть и другие нелепости буквального толкования.

  • Зачем святым тысячу лет жить в одном городе, под стены которого потом придут войска антихриста?
  • Почему город находится на земле, среди могил?
  • А если он на небе, то для чего он потом спустится к сатане и его войску? Это больше похоже на экстремальный туризм, поскольку бессмертным святым под защитой Христа ничего не угрожает.
  • Сатана соблазнит, наверное, не всех воскрешенных. И что делать тем, кто не войдет в войско антихриста? Прятаться голыми по лесам, ожидая пока пройдет битва, и настанет время третьего воскресения и всеобщего суда?
  • (я разбирался с этим вопросом ранее см. здесь

И так далее. Другими словами – хилиазм – однозначно является заблуждением, и этот стих Откровения нужно понимать иносказательно, как некий период в истории Церкви земной, длящийся либо тысячу лет, либо некое значительное количество лет.

Но тогда почему говорится о том, что царствовать будут те, кто не принял начертание? И тут-то меня и осенило: в данном отрывке «начертание» тоже нужно понимать образно, аллегорически, как метафору предательства, отречения от Христа. Отрекся – потерял имя Отца на челе, и приобрел начертание зверя! И тогда всё встает на свои места.

Так я убедился, что в таинственной книге видений Иоанна Богослова и начертание зверя нужно понимать метафорично, как, видимо, и все остальные стихи.

Александр Смирнов.

PS Вашему вниманию предлагаются рабочие фрагменты будущей книги, посвященной новому пути / новой идеологической форме.
поддержать, подписаться на мой телеграм