Привет, друзья. Поговорим о спорных вещах – о толковании, пожалуй, одной из самых образных книг Библии – Откровении Иоанна Богослова. А именно о тысячелетнем царствовании святых, вернее о версии, отвергнутой Церковью, известной как "хилиазм". Церковь считает, что будет одно воскресение для всеобщего Суда. А слова из Откровения нужно понимать образно.
Сколько возникло вокруг образов Откровения разных интеллектуальных конструкций, и сколько еще будет возникать. Много раз писал, думаю, не будет лишним повторить, что Откровение является видением, набором неких картин. Образы очень колоритны: тут и жена одетая в солнце, и ангел, изливающий чаши гнева Господа, и саранча, выходящая из бездны, и связанный цепью сатана, и печати наносимые на лоб и руку антихристом, и имена Бога начертанные на лбах верных, и семиглавый дракон, катающий на себе блудницу и прочая и прочая.
Не случайно, Церковь, включив книгу Откровение в свод священных книг – Библию – оставляет ее вне богослужебного круга, не зачитывая на Литургии тексты из нее.
Я уже писал [1]на тему тысячелетнего царства, и что, по моему скромному мнению, этот образ может обозначать. Не буду повторяться, хочу разобрать точку зрения людей, считающих, что будет два воскресения. У меня возникает ряд вопросов по этому поводу.
Вот пара комментариев от моего читателя (сторонника двух воскресений)
Хронология видения
Данный образ изложен в 20 главе Откровения.
- Ангел с цепью в руке сходит на землю и связывает цепью сатану.
- Святые воскресают и царствуют со Христом тысячу лет. Прочие же не ожили. Живут только святые. Живут тысячу лет.
- По прошествии тысячи лет, сатана выходит и начинает обольщать народы и собирать их на битву
- Народы приходят и окружают "стан святых и город возлюбленный"
- Бог огнем с неба уничтожает армию сатаны
Дословное понимание этого отрывка приводит к мысли, что все население земли было уничтожено. Ведь сказано "ожили и царствовали", а "прочие не ожили". Правда, это входит в противоречие с ожиданиями апостолов, говоривших: "Не все умрем, но все изменимся" (1Кор 15:51), а также словам Христа, говорившего, что во время прихода Христа "один берется, другой оставляется" (Мф 24:40). Но чтобы избранные ожили, они должны умереть. Поэтому, видимо, Бог для начала сжигает огнем всю землю. А потом оживляет избранных, а прочих не оживляет.
Так ведь? Это, повторюсь, если понимать образное Откровение дословно.
Итак, Бог сжег землю со всеми живущими, и потом воскресил избранных. Они будут жить тысячу лет, то есть фактически станут бессмертными. Ведь если предположить, что они будут как обычные люди умирать, то зачем было это воскресение? Да и количество святых быстро иссякнет, и нужно будет постоянно воскрешать их по новой. Значит будут жить десять веков.
Где будут жить?
Один вариант: на земле, которую за тысячу лет можно привести в порядок, и славненько обустроиться тут без всех мешающих последователей сатаны. Другой вариант: в Небесном Иерусалиме. (см комментарий читателя). Земля же всё это время просто носится по орбите с костями и пеплом истребленного человечества, не участвующего в первом воскресении.
Но вот проходит тысяча лет и начинается самое интересное
Сатана, как сказано, выходит "обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской" (Откр. 20:7) То есть, дело происходит на земле. На земле, населенной народами! Вопрос: откуда взялись народы? Ведь было сказано: "прочие не ожили", то есть мертвы, все погибли в огне или были убиты иным способом.
Значит они воскрешены. Первое воскресение наступило и для них. Ходят люди, озираются. А кругом дикие места. Природа за тысячу лет захватила землю. Дома давно превратились в руины. Стоят люди и не понимают, что к чему. Вышли из могил голые (одежда истлела давно), голодные, растерянные. Что делать-то теперь. А тут как тут глашатаи:
- Есть работа, рекрутируем в армию сатаны. Представляем еду и одежду.
Понятно, что народ потянется. Нужно ведь чем-то заниматься, что-то кушать, во что-то одеваться. Вот, видимо, так и наберет сатана армию свою из голодных голодранцев не вошедших в число первых воскрешенных.
И поведет их сатана на штурм. Чего? За тысячу лет все города превратились в руины. Правда, если святые жили на земле, то понятно, что армия пойдет к их поселению (стану святых), если же жили на Небе, то, как пишет читатель, Бог предварительно спустит на землю Небесный град со святыми "на борту".
Вопрос только один: зачем? Зачем все это нужно? Зачем катать святых туда-сюда (естественно, если они живут на небесах). Получается какой-то экстремальный туризм. Ведь святым ничего не угрожает. Они под защитой Бога и известно, что враги будут уничтожены огнем с неба. Святые "на борту" небесного града спустились на землю, посмотрели как Бог уничтожает армию сатаны, собранную из голодных и лишенных иных заработков людей, и с песнями "Аллилуйя" отбывают обратно опять же целым городом. Это что? Это вообще христианство? Не похоже.
Или пусть святые десять веков живут на опустевшей земле в "стане святых". Живут в ожидании окончания тысячелетнего срока. Видимо, укрепляют стены, зная, что придется пережить осаду армии сатаны. Живут и ждут, когда можно будет покинуть землю и попасть в Царство Небесное. Получается какая-то камера предварительного заключения с известным сроком. Разве нет?
А люди, не вошедшие в число святых. Они до суда уничтожены огнем с неба. Это первая смерть. Потом они воскресают, чтобы опять быть уничтоженными огнем с неба. И... воскреснуть на Суд? А если кто-то не пошел в армию сатаны. Вот он воскрес первый раз, не пошел за сатаной, но остался жить в лесу - голый, голодный - города ведь разрушены за тысячу лет. Живет себе, рыбу ловит, выживает. Он тоже будет убит перед судом?
Ведь воскресения два должно быть, или не для всех?
А за что его убивать повторно? Или скажете: вот тут сработает Павлово "не все умрем, но все изменимся". Только он уже один раз умирал. Павел должен был бы сказать: "не все два раза умрем...".
Несвятые умирают дважды. Но как тогда быть с выражением: "человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9:27)? Выходит заблуждался Павел. Некоторым придется дважды умереть и дважды воскреснуть. Ну, ведь так получается, если дословно толковать Откровение!
Забавная получилась картина. Мне понравилось разбирать заблуждения сектантов.
Впрочем, не исключаю, что можно как-то хитро выкрутить эту историю. Накидывайте ваши варианты в комментарии. Честно очень интересно.
Помочь монастырю в Архангельской области
А.С. (Мефодий+)
#тысячелетнее царство #армагеддон #толкование откровения #иоанн богослов #мефодий+ #христианство
1) «Тысячелетнее царствование святых. Объяснение пророческого образа» https://zen.me/1VbFaHx6