Найти в Дзене

БОЛЬШИНСТВО ИЗ ЗАПАСНЫХ … ПРОНИКЛОСЬ ИДЕЕЙ О ВЕЛИЧИИ РОССИИ

Генерал-лейтенант В.Габаев (Габашвили) со своими адъютантами
Генерал-лейтенант В.Габаев (Габашвили) со своими адъютантами

16-го июля 1905 года Император Николай II, заслушав ходатайство заступившего в должность в конце зимы Наместника Кавказа и Главнокомандующего войсками Кавказского военного округа 68-летнего графа И. И. Воронцова-Дашкова, Высочайше повелел «новобранцев-туземцев уроженцев Кавказа вовсе не назначать в войска Кавказского военного округа, а распределять таковых в части войск Туркестанского, Одесского, Киевского, Казанского, Московского, Виленского и Варшавского военных округов» .

Свою просьбу Наместник объяснил значительным ростом числа правонарушений, связанных с революционными событиями последнего времени:
«… В войсках Кавказского военного округа в значительной степени усилились такого рода преступления, которые не могут не свидетельствовать о том, что жизнь и служба войска округа выбиты из прежней нормальной колеи; так, например, число разного рода государственных преступлений среди войск округа прогрессивно и весьма заметно увеличивается, политическая противоправительственная и националистическая пропаганда находит для себя немало адептов в среде Кавказских войск, особенно среди туземной части их; побеги нижних чинов со службы, с караульных, сторожевых и иных постов, а также снос и кража при этом ими казённого оружия и патронов уже перестали быть исключительными, чрезвычайными происшествиями, а начинают приобретать массовый характер…».

Наместник Кавказа граф И. И. Воронцов-Дашков
Наместник Кавказа граф И. И. Воронцов-Дашков

Особое влияние на преступления оказывали вековые родственные связи туземцев, помогающие в значительной мере скрывать следы:
«… Подавляющий процент нижних чинов, совершающих эти преступления, упадает на долю туземцев и на войсковые части, расположенные в Закавказье. Подобное явление естественнее всего может быть объяснено близостью родственного местного населения, с коим нижние чины туземцы поддерживают обширные связи, прервать или даже ослабить которые, безусловно, невозможно.
С особенною силою влияние племенных и родственных связей нижних чинов – туземцев с местным населением сказывается на увеличении числа краж этими нижними чинами казённого оружия и огнестрельных припасов…».

Как результат – подрыв доверия к таким нижним чинам со стороны армейского начальства и слабость власти вообще:
«… Частные случаи сноса оружия и патронов нижними чинами – туземцами, при отправлении ими разнообразных обязанностей службы, ведут к тому, что Начальство, во избежание подобных случаев, поставлено в необходимость не доверять важных постов, а также обязанностей службы, этим нижним чинам, и тем вынуждено увеличивать за счёт последних тяжесть службы для остальных нижних чинов.
Подобный порядок, хотя и является при данных условиях неизбежным, но он не может, однако, не порождать в уме солдата представления о бессилии начальства бороться с кражами оружия и не оказать деморализующего влияния на остальных нижних чинов, не принадлежащих к туземному элементу…».

Грузинские конники в 1918 году
Грузинские конники в 1918 году

Особое беспокойство Наместника вызывала политическая благонадёжность нижних чинов – туземцев при использовании войск для восстановления порядка:
«… Беспокойное время, переживаемое Кавказом, заставляет нередко пользоваться войсками для подавления волнений и восстановления порядка, причём действия войск направляются в таких случаях почти всегда против туземного населения. К счастью до сих пор войска остаются непоколебимыми в своей верности долгу службы и присяги; тем не менее, при энергично ведущейся в крае противоправительственной пропаганде, большей частью на национальной почве, при настойчивых усилиях политических агитаторов расшатать в войсках дисциплину и воинский порядок, трудно поручиться за то, что при подавлении волнений или при прекращении возникших беспорядков в местностях, населённых исключительно туземцами края, нижние чины - туземцы окажутся на высоте их воинского долга.
Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что отказ от исполнения долга службы и присяги нижними чинами из туземцев, если бы таковой случился, оказал бы при настоящем не спокойном ещё положении края и усиленно ведущийся здесь противоправительственной пропаганде, весьма вредное влияние на всех остальных нижних чинов войск округа.
Все перечисленные выше неудобства присутствия туземного элемента в войсках Кавказского военного округа, хотя и касаются собственно мирного времени, но при существующих условиях комплектования могут сказаться весьма вредно и по объявлении в округе мобилизации, а также и во время войны на Кавказском театре…».

АПАРТЕИД ПО-ВЕЛИКОРУССКИ? (ИЛИ «ШЕСТЬ ПРАВИЛ» ГЕНЕРАЛА ОБРУЧЕВА)
Армия России. История и современность8 марта 2023

Наместник считал исключительно верным решением распределять новобранцев – уроженцев Кавказа за пределы Кавказского округа:
«… Лучшим и единственным средством для выхода из настоящего положения представляется, безусловное неназначение впредь в войска округа новобранцев – туземцев Кавказского края. При приведении этой меры в исполнение с 1905-го года войска Кавказского военного округа в течение следующих четырёх-пяти лет, путём естественной убыли в запас армии отслуживших свой срок местных уроженцев, почти незаметно и совершенно избавятся от туземного элемента.
Назначение новобранцев – туземцев губерний Закавказья на службу исключительно в войска, квартирующие во внутренней России, кроме того, является настоятельно необходимым как в целях ближайшего приобщения туземцев Кавказа к русской культуре и государственности, так и в интересах сохранения национального состава, а, следовательно, и духа Кавказской армии…».

Армянские воины времён Первой мировой войны
Армянские воины времён Первой мировой войны

Служба в пределах внутренних округов России, по мнению Воронцова-Дашкова, благотворно влияла на нижних чинов – туземцев:
«… Только недавно стали возвращаться на родину уволенные в запас туземцы Кавказа, отбывающие воинскую повинность в военных округах России. По свидетельству Губернаторов, пребывание в губерниях внутренней России этих туземцев оказало на них крайне благотворное влияние.
Запасные эти производя впечатление более развитых, чем те, которые отбывали повинность в пределах Кавказа. Здоровый, молодцеватый вид, бойкость в движения, усвоение русского языка и многими из них русской грамоты, приятно выделяют возвратившихся на родину запасных из среды их сверстников. Большинство из запасных отзывается с похвалой и жизни в России, вообще о русских, прониклось идеей о величии России и уважении к ней, а некоторые выражают даже желание снова возвратиться в те места, где они отбывали воинскую повинность…».